Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Кураповой З.И, Павловского Е.Г,
Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора города Алушты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Алушты, Управлению капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алушты о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Алушты на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 января 2019 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения представителя административных ответчиков, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
прокурор города Алушты, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Алушты, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации города Алушты по разработке плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций; обязать администрацию города Алушты разработать план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой города Алушты проведена проверка исполнения Администрацией города Алушты законодательства по подготовке к отопительному сезону, по результатам проведения которой было установлено, что Администрацией города не разработан план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций. Согласно заключению Крымтехнадзора о проверке готовности к отопительному сезону муниципального образования городской округ Алушта на 2018-2019 годы N061-46-07/ОЗП от 19 октября 2018 года, в нарушение пункта 18 Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N103 "Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду", муниципальным образованием городской округ Алушта не приняты меры по разработке электронного моделирования плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций. 19 октября 2018 года в адрес Администрации города Алушты прокуратурой города Евпатории внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, однако, соответствующих мер не принято. Отсутствие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым нарушает права неопределённого круга лиц, поскольку может привести к нарушению теплоснабжения потребителей городского округа Алушты, а также повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Определением Алуштинского городского суда Республики Крым от 14 января 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алушты.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 января 2019 года исковые требования прокурора города Алушты удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Администрации города Алушты и Управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты по непринятию мер по разработке плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций с программным продуктом для функционирования электронного моделирования плана действий по ликвидации аварийных ситуаций на сетях теплоснабжения, на Администрацию города Алушты и Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты возложена обязанность разработать план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с программным продуктом для функционирования электронного моделирования плана действий по ликвидации аварийных ситуаций на сетях теплоснабжения, в течение трёх месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В апелляционной жалобе Администрации города Алушты Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обжалуемое решение является незаконным и необоснованным. Указано, что приказом N61 от 24 августа 2018 года "Об утверждении плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций на системах теплоснабжения с применением электронного моделирования аварийных ситуаций на территории муниципального образования городской округ Алушта" утверждён План действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций на системах теплоснабжения с применением электронного моделирования аварийных ситуаций на территории муниципального образования городской округ Алушта. Комиссией, образованной приказом Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 24 сентября 2018 N272-к, проведена проверка готовности к отопительному периоду муниципального образования городской округ Алушта и выявлены нарушения, в том числе, в части отсутствия электронного моделирования плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций, с установлением срока устранения нарушений до 15 ноября 2018 года. После устранения замечаний проведена повторная проверка, по результатам которой составлен Акт проверки готовности к отопительному периоду 2018-2019 годы N06.1-46-39/ОЗП от 26 декабря 2018 года, согласно которому, муниципальное образование городской округ Алушта готово к отопительному сезону. Данным доводам судом первой инстанции не дана надлежащая оценка, в связи с чем, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков Администрации города Алушты и Управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушта по доверенностям - Торопова И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Сторона административного истца явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17 августа 2016 года между Управлением капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушта Республики Крым и Некоммерческим партнерством по содействию внедрению энергоэффективных технологий "Энергоэффективный город" заключён муниципальный контракт N1/08 по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым.
Перечень работ определён в Техническом задании на разработку схемы теплоснабжения муниципального образования городской округ Алушты Республики Крым, являющимся приложением N1 к Контракту, которым, в том числе предусмотрена разработка электронной модели системы теплоснабжения, графическое и текстовое оформление полученных результатов, в частности, моделирование аварийных ситуаций на объектах и системах теплоснабжения (п.2.3, пп. 2.3.2.2.) Срок разработки электронной модели установлен на втором этапе работ до 14 октября 2016 года (л.д. 26-37).
Актами N1 от 25 октября 2016 года и N3 от 14 декабря 2016 года приняты услуги по муниципальному контракту N1/08 от 17 августа 2016 год по работам первого и третьего этапов, без конкретизации видов полученных услуг (л.д. 39, 41).
В акте N2 от 25 октября 2016 года содержатся сведения о принятии услуг по муниципальному контракту N1/08 от 17 августа 2016 год по работам второго этапа, однако, с припиской, что предоставление моделирования аварийных ситуаций на объектах и системах теплоснабжения в срок до 15 января 2017 года (л.д. 40).
Приказом Управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты Республики Крым N61 от 24 августа 2018 года, утверждён план действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций на системах теплоснабжения с применением электронного моделирования аварийных ситуаций на территории муниципального образования городской округ Алушта (л.д. 63-67).
Актом проверки готовности к отопительному периоду 2018-2019 Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым N06.1-46-07/03П от 19 октября 2018 года Комиссии Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым установлена неготовность муниципального образования городской округ Алушта к работе в отопительном периоде (л.д. 11-14).
Одним из перечня замечаний к данному Акту указано на отсутствие электронного моделирования плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций, с предоставлением срока для устранения данного недостатка до 15 ноября 2018 года.
Согласно Акту проверки готовности к отопительному периоду 2018/2019 Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым N06.1-46-39/03П от 26 декабря 2018 года, муниципальное образование городской округу Алушта готово к отопительному периоду (л.д. 25).
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что наличие плана действий по ликвидации аварийных ситуаций на системах теплоснабжения с применением электронного моделирования аварийных ситуаций на территории муниципального образования городской округ Алушта утверждён приказом N61 от 24 августа 2018 года в отсутствии программного продукта для функционирования электронного моделирования плана действий по ликвидации аварийных ситуаций на сетях теплоснабжения является нарушением действующих правовых норм, свидетельствует о неисполнении в полном объёме муниципального контракта, ввиду чего, орган местного самоуправления обязан осуществить организационные мероприятия, направленные на его приобретение и функционирование.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым не соглашается с такими выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении", одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункты 1, 4 часть 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении").
Частями 2, 4, 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.
Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 N103 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду, согласно пункту 2 которого, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).
В целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены также наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций (пункт 18).
Судом первой инстанции в недостаточной мере проверены доводы и доказательства административных ответчиков о том, что на момент принятия решения суда имелся План действий по ликвидации аварийных ситуаций на системах теплоснабжения с применением электронного моделирования аварийных ситуаций на территории муниципального образования городской округ Алушта.
Так, предоставленные суду первой инстанции доказательства наличия соответствующего Муниципального контракта, заключённого ещё в 2016 году, со сведениями о приобретении, в том числе, электронной модели системы теплоснабжения городского округа с содержанием моделирования аварийных ситуаций на объектах и системах теплоснабжения, Приказа от 24 августа 2018 года по утверждению Плана действий по ликвидации аварийных ситуаций на системах теплоснабжения с применением электронного моделирования аварийных ситуаций на территории муниципального образования городской округ Алушта с приложением указанного Плана в бумажном варианте, сами по себе, подтверждают совершение административными ответчиками действий по разработке вышеуказанного Плана.
Кроме того, в предоставленном в качестве доказательства стороной административного истца Акте Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым о готовности к отопительному сезону от 19 октября 2018 года, в качестве замечания не указано на отсутствие самого Плана действий по ликвидации аварийных ситуаций на системах теплоснабжения с применением электронного моделирования аварийных ситуаций на территории муниципального образования городской округ Алушта, а на отсутствие электронного моделирования плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций.
Более того, Актом Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 26 декабря 2018 года, предоставленного в копии суду первой инстанции со стороны административного ответчика в ходе рассмотрения административного дела, установлена готовность Муниципального образования городской округ Алушта к отопительному сезону.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции предоставлен ответ Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 12 марта 2019 года N05-25/6/1151/1, в котором Служба подтверждает вышеуказанный Акт, дополняя, что повторной проверкой с выездом на место должностными лицами Администрации города Алушты наглядно продемонстрировано электронное моделирование аварийных ситуаций на объектах и системах теплоснабжения города Алушты.
При этом, следует отметить, что в соответствии с указанным Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 N103, именно Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым является уполномоченным органом для проверки наличия Плана действий по ликвидации аварийных ситуаций на системах теплоснабжения с применением электронного моделирования аварийных ситуаций в Республике Крым.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, несмотря на представление Акта Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым от 26 декабря 2018 года о готовности Муниципального образования городской округ Алушта к отопительному периоду 2018-2019, должным образом не проверил наличие и функционирование соответствующего электронного моделирования аварийных ситуаций на объектах и системах теплоснабжения города Алушты, что и привело к принятию неправильного решения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
В силу статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 января 2019 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием нового об отказе удовлетворении административного иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24 января 2019 года по административному делу N2а-315/2019 - отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Прокурора города Алушты в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Алушты, Управлению капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алушта о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.