Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Кураповой З.И, Павловского Е.Г, Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Резникова Алексея Викторовича, Резниковой Натальи Адамовны к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казённому учреждению Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя о признании отказа незаконным, понуждении совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Резникова Алексея Викторовича, Резниковой Натальи Адамовны на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 февраля 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Резников А.В. и Резникова Н.А. обратились в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском к Администрации города Симферополя Республики Крым, в котором просили признать незаконным отказ Администрации города Симферополя Республики Крым, выразившийся в письме от 06 декабря 2018 года N31002/40/05-06, в утверждении схемы расположения земельного участка, а также обязать Администрацию города Симферополя рассмотреть повторно по существу заявление Резниковой Натальи Адамовны, Резникова Алексея Викторовича от 26 ноября 2018 года об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: "адрес", бесплатно в собственность.
Требования мотивированы тем, что 26 ноября 2018 года административные истцы обратились в Администрацию города Симферополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в целях предоставления бесплатно в собственность на основании ч.7 ст.18 Закона Республики Крым от 15.01.2015г. N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений". 06 декабря 2018 года Администрация направила отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, выраженный в форме письма за исх.N31002/40/05-06. Административные истцы не согласны с данным отказом, считают его противоречащим нормам закона, и нарушающим права и законные интересы административных истцов. Указывают, что они являются субъектами правоотношений, регулируемых Законом Республики Крым N ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" и подпадают под действие части 7 статьи 18 данного Закона, поскольку правоустанавливающие документы на жилой дом свидетельствуют о наличии у них законного права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, находящегося в их фактическом пользовании, предельные размеры которого соответствуют требованиям п.2 ч.2 ст.19 указанного Закона.
29 января 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований Резникова А.В, Резниковой Н.А. отказано.
В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована несогласием с решением суда первой инстанции, поскольку судом дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела, имело место неправильное применение норм материального права. Так, административные истцы являются субъектами правоотношений, регулируемых Законом Республики Крым N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", и правоустанавливающие документы на жилой дом и иные строения Администрации были ими предоставлены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов по доверенности - Шабалин Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил её удовлетворить и отменить решение суда.
Представитель Администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности - Лемтюжникова А.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её необоснованной.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно договору дарения доли дома, заключённого между ФИО8 и Резниковым А.В, Резниковой ФИО15) Н.А, административными истцами приобретено право собственности в равных долях 86/100 долей двух жилых домов с соответствующей долей надворных построек, расположенных в "адрес" В соответствии с данными извлечения из Реестра прав собственности на недвижимое имущество N N от 25 ноября 2004 года, выданного Симферопольским МБРТИ, на земельном участке 618 кв.м. расположены: два жилых каменных дома, обозначенных в плане по лит. "А", жилой площадью 16, 2 кв.м, лит. "В", жилой площадью 33,5 кв.м, сараи "З, Е, М", уборная "К", сооружения.
Согласно Декларации Инспекции ГАСК в АР Крым о готовности объекта к эксплуатации от 16.10.2012 года N N по "адрес" произведена реконструкция дома литер "А", возведены постройки.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 05 июля 2018 года по гражданскому делу N2-603/2018 Резникову А.В. и Резниковой Н.А. выделено в натуре на принадлежащие им 86/100 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г "адрес"кадастровый N), а также гараж литер "О". Признано за Резниковым А.В. и Резниковой Н.А. в равных долях за каждым право собственности на жилой дом по "адрес" в "адрес", общей площадью 165,1 кв.м, жилой площадью 90,3 кв.м, (кадастровый N), гараж литер "О".
Согласно выписок из ЕГРН от 12 сентября 2018 года, за Резниковым А.В. и Резниковой Н.А. зарегистрировано право собственности на жилой дом, с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", документ основание: Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 05.07.2018 г. по делу N2-603/2018.
26 ноября 2018 года административные истцы обратились в Администрацию города Симферополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 542 кв.м, по адресу: "адрес", с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, в целях его предоставления в долевую собственность (л.д. 12-13).
В качестве основания предоставления земельного участка без проведения торгов в заявлении указано: пункт 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" на основании договора дарения доли дома от 02 декабря 2004 года, Декларации о готовности к эксплуатации от 16 октября 2012 года, а также решения Железнодорожного районного суда города Симферополя от 05 июля 2018 года.
06 декабря 2018 года за исх.N31002/40/05-06 письмом Муниципального казённого учреждения Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя, со ссылками на статьи 39.15, 39.6, 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 17 Закона Республики Крым от 15.01.2015 N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", возвращено заявление административным истцам по причине невозможности его рассмотрения.
В обоснование возврата заявления указано на то, что административными истцами не приложен документ, подтверждающий регистрацию на нежилое здание лит. О (гараж). Также, неверно указано основание представления земельного участка, так как пункт 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 "66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" предусматривает предоставление земельных участков гражданину Российской Федерации бесплатно в собственность в случае, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18.03.2014 г, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло гр-ну в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. Согласно выписки из ЕГРН, право общей долевой собственности возникло 12 сентября 2018 года на основании решения Железнодорожного районного суда города Симферополя от 05 июля 2018 года. Административным истцам указано на необходимость указать основание из числа, предусмотренных п. 2 ст. 39.3 или п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерции (л.д. 14-15).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, административным ответчиком обоснованно возвращено заявление Резникова А.В. и Резниковой Н.А, права истцов не нарушены, возврат заявления не является отказом в утверждении схемы расположения земельного участка и истцы имеют право повторно обратится к ответчику с соответствующим заявлением, оформленным надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со статьёй 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, которыми является: несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.
Статьёй 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы требования, предъявляемые к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
На основании статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ), законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от N6-ФКЗ, особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N38-ЗРК), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют, также нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" устанавливается Законом Республики Крым от 15.01.2015 N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
Статьёй 15 Закона N66-ЗРК определено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, до 1 января 2019 года. Основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а также в предоставлении земельного участка, кроме случаев, определённых Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом, также являются: несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно части 7 статьи 18 Закона N66-ЗРК, гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законам от 27 июля 2010 года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (статья 1).
Постановлением Администрации города Симферополя от 19.10.2018 N5200 утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории", а Постановлением Администрации города Симферополя от 19.10.2018 N5199 - Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка". Административными регламентами установлен стандарт предоставления указанных муниципальных услуг на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) по предоставлению муниципальных услуг, требования к порядку их выполнения, формы контроля за исполнением административных регламентов, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Администрации города Симферополя Республики Крым, должностных лиц Администрации либо муниципальных служащих, а также специалистов Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации.
Согласно пунктам 2.2 указанных Административных регламентов, данные муниципальные услуги предоставляются Администрацией. Ответственным исполнителем по предоставлению муниципальной услуги является Департамент. Соисполнителем, осуществляющим подготовку материалов для предоставления муниципальной услуги, является управление делопроизводства и работы с обращениями граждан Администрации.
Пунктами 2.3. Административных регламентов предусмотрено, что конечным результатом предоставления муниципальных услуг являются соответствующие постановления Администрации.
Пунктами 2.6.1. приведенных Административных регламентов предусмотрены формы соответствующих заявлений о предоставлении муниципальной услуги и перечень необходимых к нему приложений.
Пунктами 2.10. данных Административных регламентов предусмотрены исчерпывающие перечни оснований для возврата Заявления, одним из которых, является: Заявление и приложенные к нему документы не соответствуют требованиям пункта 2.6.1. административного регламента.
При наличии хотя бы одного из оснований для возврата заявления главный специалист отдела предварительного согласования предоставления земельных участков управления земельных ресурсов Департамента (далее - Отдел) в течение 10 дней с момента регистрации Заявления подготавливает уведомление о возврате Заявления, а главный специалист отдела делопроизводства Департамента обеспечивает направление (выдачу) Заявителю уведомления о возврате Заявления. Документы, прилагаемые к Заявлению, Заявителю не возвращаются.
Принимая решение о возвращении заявления административных истцов, как усматривается из его содержания и что подтвердил в судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного ответчика Администрации, Департамент руководствовался именно вышеприведенным основанием, предусмотренным в пункте 2.10. Административных регламентов.
Вместе с тем, в пунктах 2.6.1. вышеуказанных Административных регламентов, указано на необходимость приложения к Заявлению, в том числе, копий правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на здания, сооружения, принадлежащие Заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (при наличии зданий, сооружений на земельном участке).
То есть, Административными регламентами предусмотрено приложение копий правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на здания, сооружения, принадлежащие Заявителю.
Административными истцами, как установлено материалами дела и не оспаривалось административными ответчиками, к заявлению прилагалась копия решения суда от 05 июля 2018 года N2-603/2018. Решение суда по своей правовой природе, является правоустанавливающим документом на нежилое здание лит. "О" (гараж). При этом, следует отметить, что копия данного решения предоставлялась в Госкомрегистр, что подтверждается выпиской из ЕГРН о праве собственности административных истцов на жилой дом.
Следовательно, возвращение заявления административных истцов по причине не приложения документов, подтверждающих исключительно регистрацию на нежилое здание лит. "О" (гараж), не соответствует пунктам 2.10. Административных регламентов.
Также, пункт 2.6.1. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" предусматривает необходимость указания в Заявлении, в том числе, основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации или Законом Республики Крым от 15.01.2015 N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Как усматривается из поданного административными истцами заявления в Администрацию, в нём в качестве основания предоставления земельного участка указано на пункт 7 статьи 18 Закона Законом Республики Крым от 15.01.2015 N66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Следовательно, возвращение заявления административных истцов по причине необходимости указания основания предоставления земельного участка исключительно из числа предусмотренных п.2 ст. 39.3 или п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации не соответствует пункту 2.10. Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
Таким образом, решение о возвращении документов, выраженное в уведомлении Департамента от 06 декабря 2018 года, в силу вышеприведенных обстоятельств нельзя признать законным и обоснованным.
Анализ положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует о том, что незаконными могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы гражданина, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность.
Оспариваемое решение, как следует из его содержания, создаёт препятствия административным истцам к реализации права на получение муниципальной услуги, в связи с чем, данное решение подлежит признанию незаконным.
Одновременно, судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов власти, должностных лиц и служащих.
Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействий) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.
В то же время, судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
В связи с указанным, принимая во внимание, что судебная коллегия пришла к выводу о незаконности решения о возвращении заявления Резникова Н.И. и Резниковой А.В, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению путём признания незаконным решения, выразившегося в письме N31002/40/05-06 от 06 декабря 2018 года о возврате заявления представителя Резниковой Н.И, Резникова А.В. по доверенности - Мамутовой Н.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность по адресу: "адрес", от ДД.ММ.ГГГГ, возложения на соответствующее лицо обязанности повторно рассмотреть данное заявление.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Резникова А.В. и Резниковой Н.И, в силу вышеизложенного, являются ошибочными ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является.
Согласно статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Таким образом, решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 февраля 2019 года подлежит отмене с принятием нового о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 февраля 2019 года по административному делу N2а-489/2019 - отменить, принять по делу новое решение.
Административный иск Резникова Алексея Викторовича, Резниковой Натальи Адамовны к Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя о признании действий незаконными, понуждении совершить определённые действия - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Администрации города Симферополя Республики Крым, выразившееся в письме N31002/40/05-06 от 06 декабря 2018 года, о возврате заявления представителя Резниковой Н.И, Резникова А.В. по доверенности - Мамутовой Н.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: "адрес"
Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление представителя Резниковой Н.И, Резникова А.В. по доверенности - Мамутовой Н.А. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: "адрес"
В удовлетворении остальной части административного иска - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.