Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Терентьевой Н.А, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Запорожец Валерия Анатольевича к Администрации города Ялта Республики Крым, заинтересованные лица: Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, прокуратура города Ялта Республики Крым, о признании незаконным постановления,
по апелляционным жалобам Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 января 2019 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения административного истца Запорожец В.А, его представителя Пустовитенко И.В, возражавших против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Запорожец В.А. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просил признать незаконным и недействительным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 16 октября 2018 г. N 1954-п "Об отмене постановления администрации города Ялты Республики Крым от 15.07.2015 N 1088-п "Об установлении категории земель и вида разрешённого использования земельного участка".
Требования мотивированы тем, что Запорожец В.А. является собственником земельного участка, площадью 347 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". На основании его заявления постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 15 июля 2015 г. N 1088-п "Об установлении категории земель и вида разрешённого использования земельного участка" указанному земельному участку была установлена категория - земли населённых пунктов и вид разрешённого использования - среднеэтажная жилая застройка. В соответствии с указанным видом разрешённого использования, постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 3 ноября 2015 г. были утверждены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка по строительству многоквартирного дома в количестве 7 надземных этажей, на основании которых разработана проектная документация, зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ, административным истцом перечислен взнос на развитие инфраструктуры города Ялта в размере 3288600 рублей. На сегодняшний день объем фактически выполненных работ по строительству многоквартирного дома составляет 85-90%. Однако, 16 октября 2018 г. Администрация города Ялта оспариваемым постановлением отменила ранее принятое решение об установлении принадлежащему ему земельному участку категории земли и вида разрешённого использования земельного участка в связи с несоблюдением нормы статьи 4 Федерального закона N 191-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации". Запорожец В.А. считает постановление незаконным, поскольку в нём не указано, в чем заключается нарушение требований указанного выше Федерального закона. При этом, принятое решение нарушает законные права и интересы административного истца, поскольку строительство жилого дома практически завершено, а отмена установленного вида разрешённого использования земельного участка приведёт к невозможности сдачи его в эксплуатацию.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 января 2019 г. административное исковое заявление Запорожец В.А. удовлетворено: признано незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 16 октября 2018 г N 1954-п "Об отмене постановления администрации города Ялта Республики Крым N 1088-п от 15.07.2015 года "Об установлении категории земель и вида разрешённого использования земельного участка"; с Администрации города Ялта Республики Крым в пользу Запорожец В.А. взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Не согласившись с постановленным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Администрация города Ялта Республики Крым подали апелляционные жалобы, в которых просили отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Апелляционные жалобы мотивированы тем, что решение постановлено с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела. Судом первой инстанции не принято во внимание, что, исходя из положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им акт, в случае выявления его противоречия закону. Оспариваемое постановление Администрации города Ялта Республики Крым было принято правомерно, в пределах представленных законом полномочий, поскольку земельный участок административного истца расположен на территории коммунальных предприятий, хозяйственной зоны оздоровительных учреждений.
Также, в апелляционной жалобе Администрации города Ялта Республики Крым указано на нарушение норм процессуального права, которое выразилось в неизвещении административного ответчика о времени и месте рассмотрения административного дела 10 января 2019 г.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом Запорожец В.А. представлены письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Запорожец В.А, его представитель Пустовитенко И.В. с доводами апелляционных жалоб не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым, прокуратуры города Ялта Республики Крым не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформированной в определении от 26 мая 2011 г. N 739-О-О, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закреплённой в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10, пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, далее - Закон N 38-ЗРК).
В силу статьи 7 Закона N 38-ЗРК разрешённым использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определённые документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утверждённой в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.
До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешённое использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, с учётом утверждённых документов территориального планирования.
Особенности отнесения к определённой категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешённого использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтённых земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую установлены Положением об особенностях отнесения к определённой категории земель и определения вида разрешённого использования земельных участков, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 г. N 378 (далее Положение).
Согласно пункту 3 Положения, установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешённого использования земельных участков, указанными в утверждённой документации по планировке территории.
В случае отсутствия утверждённой документации по планировке территории пунктом 4 Положения предусмотрено установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
Из пункта 5 Положения следует, что изменение категории земель и (или) вида разрешённого использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешённого использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путём внесения изменений в указанные документы или путём принятия новых соответствующих документов.
На основании пункта 6 Положения до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешённым использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утверждён постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учётом требований Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и "Таблицы соотнесения видов разрешённого использования земельных участков и категорий земель".
Согласно пункту 7 Положения в случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего Положения, сведений о категории земель и (или) виде разрешённого использования ранее учтённого земельного участка, установление категории земель и (или) вида разрешённого использования такого участка осуществляется в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в решении о его предоставлении, с учётом требований Закона об особенностях и Таблицы.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Положения в случае отсутствия документов, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7, установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16 марта 2014 г. с учётом требований Закона об особенностях и Таблицы.
В случае отсутствия документов, предусмотренных пунктами 3 - 8 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельного участка осуществляется в соответствии с назначением зданий, расположенных на земельном участке, а при отсутствии зданий - категорией земель и (или) видом разрешённого использования, общим для двух и более смежных земельных участков, а при их отсутствии - в соответствии с заявленной заинтересованным лицом целью использования земельного участка. Цель использования земельного участка указывается как соответствующее разрешённое использование земельного участка в соответствии с Классификатором.
Таким образом, Положением установлено сразу несколько последовательно применяемых оснований для установления категории и вида разрешённого использования земельного участка в соответствии с Российским законодательством.
Установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 или 4 настоящего Положения, отнесено к компетенции органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, утвердившим соответствующий документ, а в случаях, предусмотренных пунктами 6 - 10 настоящего Положения, - органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка (далее - орган местного самоуправления) согласно пункту 11 Положения.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешённого использования земельных участков", на земельном участке с видом разрешённого использования - среднеэтажная жилая застройка (код 2.5) предполагается размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой не выше восьми надземных этажей, разделённых на две и более квартиры).
Постановлением Главы Администрации города Ялта от 11 ноября 2014 г. N 7-п был утверждён Порядок предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержание, в соответствии с п. 1.1 которого градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка в городском округе Ялта выдаются в переходный период, как альтернатива градостроительному плану земельного участка, предусмотренному Российским законодательством, в соответствии с законодательством Республики Крым, в части, не противоречащем Российскому законодательству.
Пунктом 2.1 указанного порядка установлено, что градостроительные условия и ограничения являются основной составляющей исходных данных.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от 16 октября 2013 г. Запорожец В.А. принадлежит земельный участок, кадастровый N, площадью 0,0347 га, расположенный по адресу: "адрес".
13 мая 2015 года Запорожец В.А. обратился к главе администрации города Ялты Республики Крым с заявлением об установлении категории земли принадлежащего ему земельного участка - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - среднеэтажная жилая застройка.
Указанное заявление было рассмотрено, постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 15 июля 2015 г. N 1088-п "Об установлении категории земель и вида разрешённого использования земельного участка" установлена категория земель земельного участка, площадью 347 кв.м, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", - земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования - "среднеэтажная застройка - (код 2.5)".
Соответствующие сведения об установленной категории земельного участка и виде его разрешённого использования были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 3 ноября 2015 г. N 2690-п были утверждены градостроительные условия и ограничения застройки Запорожец В.А. земельного участка по адресу: "адрес", по строительству многоквартирного жилого дома в количестве 7 надземных этажей.
На основании исходных данных, указанных в Градостроительных условиях и ограничениях застройки земельного участка, застройщиком было заказано изготовление проектной документации в ООО "Крымпроектинжиниринг".
12 октября 2015 г, в связи с реализацией объекта строительства - жилой дом по адресу: "адрес" между Администрацией города Ялта Республики Крым и Запорожец В.А. было заключено инвестиционное соглашение N 15, в соответствии с которым административный истец, как инвестор, перечислил взнос в размере 3288600 рублей.
25 октября 2016 г. Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована Декларация о начале выполнения строительных работ по объекту "строительство многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес".
При этом, согласно ведомости объёмов работ, изготовленной ООО "Крымпроектинжиниринг", по объекту "строительство многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес"", по состоянию на 14 ноября 2018 г. объем фактически выполненных работ составляет 85-90 %.
20 августа 2018 г. за N 28-2018 в адрес главы Администрации города Ялта Республики Крым прокурором города Ялта Республики Крым был вынесен протест на постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 15 июля 2015 г. N 1088-п "Об установлении категории земель и вида разрешённого использования земельного участка", в котором прокурор просил привести указанное постановление в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Указанный протест мотивирован тем, что в результате проведённой прокуратурой города Ялта Республики Крым проверки было установлено, что согласно действующей градостроительной документации - генерального плана курортного района "Большая Ялта", утверждённого постановлением Совета министров Ар Крым от 16 июля 1996 г. N 136, земельный участок, кадастровый N, по адресу: "адрес", "адрес", расположен на территории коммунальных предприятий, хозяйственной зоны оздоровительных учреждений.
При этом, во внимание была принята информация Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым, направленная 13 июня 2018 г. в Управление земельного и градостроительного муниципального контроля, из которой следует, что функциональное назначение территории, на которой расположен земельный участок, принадлежащий на праве собственности Запорожец В.А, согласно Генеральному плану курортного района Большая Ялта, утверждённому постановлением Совета Министров АР Крым от 15 июня 1993 г. N 136, - территория коммунальных предприятий, хоззоны оздоровительных учреждений.
При этом указано, что изготавливаемые выкопировки с нанесением границ земельных участков согласно инструкции и ГКНТА 2.04-02.98 топографические съёмки масштабов 1:5000-1:500 могут давать искажённое положение земельных участков на подоснове Генерального плана относительно реального местоположения земельного участка в пространстве.
По результатам рассмотрения указанного протеста, постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 16 октября 2018 г. N 1954-п вынесено постановление "Об отмене постановления администрации города Ялты Республики Крым от 15.07.2015 N 1088-п "Об установлении категории земель и вида разрешённого использования земельного участка" в связи с несоблюдением требований статьи 4 Федерального Закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой исходил из того, что основанием для отмены ранее принятого Администрацией города Ялта Республики Крым ненормативного акта послужило его несоответствие статье 4 Федерального Закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного Кодекса Российской Федерации". Между тем, какое именно требование указанной статьи не было соблюдено Администрацией города Ялта Республики Крым при принятии решения об установлении вида разрешённого использования земельного участка, в оспариваемом постановлении от 16 октября 2018 г. N 1954-п не указано. Также суд первой инстанции указал, что оспариваемое постановление по существу не содержит мотивировочной части, из которой возможно установить, какие требования вышеназванного нормативного акта были нарушены при принятии отменённого постановления от 15 июля 2015 г. N 1088-п. При этом, в протесте прокурора города Ялта от 20 августа 2018 г. N 28-2018, на основании которого вынесено оспариваемое постановление, также отсутствуют сведения, какие пункты статьи 4 Федерального Закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ были нарушены Администрацией города Ялта Республики Крым при принятии постановления от 16 октября 2018 г. N 1954-п.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, и считает необходимым указать следующее.
При осуществлении надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно правовой позиции, сформированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 февраля 2005 г. N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путём специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путём обращения в суд.
Таким образом, сам по себе акт прокурорского реагирования в форме представления не обладает силой принудительного исполнения, а лишь возлагает на адресата обязанность рассмотреть представление и принять в пределах своей компетенции законные и обоснованные меры с соблюдением установленной процедуры, которая в рассматриваемом случае предполагает установление оснований для отмены регистрации декларации путём их проверки и их изложение в оспариваемом постановлении.
Обязанность органа по рассмотрению представления и принятию мер по устранению допущенных нарушений закона не освобождает его от необходимости проверки и выяснения всех обстоятельств, установления наличия оснований для принятия конкретных мер реагирования и вынесения соответствующего ненормативного акта, а также его надлежащего мотивированного обоснования.
Между тем, указанная обязанность административным ответчиком выполнена не была.
Учитывая приведённые выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Администрация города Ялта Республики Крым отменила своё постановление от 15 июля 2015 г. N 1088-п на основании протеста прокурора города Ялта Республики Крым от 20 августа 2018 г. N 28-2018 без проверки и выяснения всех обстоятельств, установления наличия оснований для принятия конкретных мер реагирования и вынесения соответствующего ненормативного акта.
Таким образом, оспариваемое постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 16 октября 2018 г. N 1954-п правомерно признано судом первой инстанции незаконным, что является достаточным для защиты нарушенного права административного истца.
В связи с изложенным, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Довод апелляционной жалобы Администрации города Ялта Республики Крым о неизвещении административного ответчика о времени и месте рассмотрения данного административного дела отклоняется судебной коллегией как несостоятельный в силу следующего.
Правила извещения лиц, участвующих в деле, установлены в статье 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 1 данной статьи, указанные лица извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Положения статей 96, 99, 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не позволяют суду рассматривать дело без надлежащего уведомления лиц, в нём участвующих. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчётом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к административному делу и для своевременной явки в суд.
Таким образом, процессуальный закон предусматривает фактически обязанность суда вынести решение только после получения достоверных сведений о том, что лица, участвующие в деле, извещены о дате судебного заседания, имели достаточное время для подготовки к судебному разбирательству.
В судебном заседании 11 декабря 2018 г. судом первой инстанции было вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству на 10 января 2019 г. в 14 часов 30 минут.
В указанном судебном заседании присутствовал представитель Администрации города Ялта Республики Крым Драгомирецкий Г.В, действующий на основании доверенности от 22 мая 2018 г. N 02.1-42/2553, который расписался в расписке о получении судебной повестки (л.д. 111).
В связи с указанным, судом первой инстанции не было допущено нарушений правил извещения административного ответчика, установленных статьёй 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По сути, иные доводы апелляционных жалоб о нарушении норм материального права направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционных жалобах не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 января 2019г. по административному делу N 2а-614/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, Администрации города Ялта Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.