Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Кураповой З.И, Павловского Е.Г, Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Бонка Юлии Григорьевны, Тимофеевой Ольги Анатольевны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация Сакского района Республики Крым о признании незаконными отказов в государственной регистрации права на недвижимое имущество, понуждении совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Бонка Юлии Григорьевны, Тимофеевой Ольги Анатольевны на решение Сакского районного суда Республики Крым от 18 января 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения представителя заинтересованного лица, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Бонка Ю.Г. обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество, понуждении совершить определённые действия.
Требования мотивированы тем, что административный истец обратилась с заявлением о государственной регистрации права в связи с отчуждением по договору купли-продажи от 14 мая 2018 года в пользу Тимофеевой О.А. нежилого помещения, площадью 33,2 кв.м, КН/УН N расположенного по адресу: "адрес" Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на данное нежилое помещение, основанием отказа, как следует из текста сообщения от 25 июня 2018 года N послужила информация, предоставленная по межведомственному запросу Госкомкадастра Республики Крым от 21 июня 2018 года исх. N77/3683/01-29/2 из Администрации Сакского района Республики Крым о том, что данное помещение в целом является собственностью муниципального образования Сакский район Республики Крым. Административный истец считает данный отказ незаконным, поскольку её право собственности на объект недвижимости подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06 мая 2015 года, основанием регистрации права являлся договор купли-продажи нежилого помещения от 09 января 2014 года. Просила признать незаконным отказ Госкомрегистра в государственной регистрации права от 25 июня 2018 года N90/006/150/2018-8723, а также, с учётом последующих уточнений исковых требований, обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести государственную регистрацию перехода права на указанное помещение на покупателя Тимофееву О.А.
Определением суда от 15 ноября 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Сакского района Республики Крым.
Определением Сакского районного суда Республики Крым от 21 декабря 2018 года Тимофеева Ольга Анатольевна привлечена к участию в деле в качестве административного соистца, принято к рассмотрению её административное исковое заявление о признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в государственной регистрации права от 25 июня 2018 N90/006/150/2018-8723, возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести государственную регистрацию права Тимофеевой О.А. на вышеуказанное помещение на основании заключённого между Бонка Ю.Г. и Тимофеевой О.А. договора купли-продажи от 14 мая 2018 года.
Требования административного иска Тимофеевой О.А. мотивированы тем, что она обратилась с заявлением о государственной регистрации права в связи с отчуждением помещения N, расположенного по адресу: "адрес", по договору купли-продажи от 14 мая 2018 года. Госкомрегистром Республики Крым принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на данное нежилое помещение. Основанием для отказа послужила информация, представленная по межведомственному запросу Администрацией Сакского района, о том, что помещение в целом является собственностью муниципального образования Сакского района РК. Ссылается на то, что право собственности Бонка Ю.Г. на спорное помещение подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2015 года, в связи с чем, считает отказ незаконным, так как отказ в государственной регистрации права при наличии в государственном реестре записи о наличии соответствующего права на объект недвижимости у лица, обратившегося за совершением государственной регистрации права, на основании представленной иным лицом, в данном случае, муниципальным образованием, претендующим на роль правообладателя данного объекта, нарушает установленный законом порядок регистрации прав.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 18 января 2019 года Бонка Юлии Григорьевне, Тимофеевой Ольге Анатольевне в удовлетворении заявленных к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе административными истцами ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют установленным обстоятельствам по делу, в частности, в осуществлении государственной регистрации права истцам отказано по основанию, предусмотренному подп. 1 п. 1 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В основу обжалуемого решения положено сомнение регистратора в праве, зарегистрированном в ЕРГН за Бонка Ю.Г, поскольку у Администрации Сакского района имеется ранее возникшее право на всё строение: "адрес" в "адрес". Однако, ни Администрация Сакского района, ни кто-либо другой в установленном законом порядке право Бонка Ю.Г. на указанное помещение, зарегистрированное в ЕРГН, не обжаловал, Администрация Сакского района своё право собственности на всё здание, частью которого является помещение административного истца, в ЕГРН не зарегистрировала. При проведении правовой экспертизы государственный регистратор не уполномочен давать оценку ранее зарегистрированному праву. В дополнениях к апелляционной жалобе также ссылаются на то, что суду не представлена Выписка из ЕГРН о зарегистрированном праве собственности на всё строение за Администрацией Сакского района Республики Крым.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица по доверенности - Демко А.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно Свидетельству о государственной регистрации права от 06 мая 2015 года Бонка Ю.Г. является собственником помещения N, площадью 33,20 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (т. 1 л.д. 7).
В качестве документа-основания в данном Свидетельстве указано на договор купли-продажи нежилого помещения от 29 января 2014 года, в соответствии с содержанием которого (т.1 л.д. 8-9), ФИО1. продала Бонка Ю.Г. нежилое помещение N, расположенное в литер "А", состоящее из помещений N9, N10, общей площадью 33,2 кв.м, находящееся в "адрес" В пункте 2 договора купли-продажи указано, что отчуждаемое нежилое помещение принадлежит Продавцу на праве частной собственности на основании Договора купли-продажи от 14 августа 2009 года.
14 мая 2018 года между Бонка Ю.Г. и "адрес" действующей от имени и в интересах Тимофеевой О.А, заключён договор купли-продажи недвижимого имущества помещения N площадь 33,20 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (т.1 л.д. 5-6).
14 мая 2018 года Бонка Ю.Г. и ФИО2 действующая от имени и в интересах Тимофеевой О.А, обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру с заявлениями о переходе права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, что подтверждается материалами регистрационного дела (т.1 л.д. 100-102, 114-115, 116-118, 131-133, 134-136).
Сообщениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N90/006/150/2018-8723 от 25 июня 2018 года Бонка Ю.Г. и Тимофеевой О.А. отказано в государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости: помещение N, площадью 33,20 кв.м, расположенного по адресу: РК, "адрес".
Основанием для принятия данного решения послужило истечение срока приостановления государственной регистрации и ответ "адрес" Республики Крым на межведомственный запрос от ДД.ММ.ГГГГ N, что нежилое здание, площадью 440,6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", в целом является собственностью муниципального образования "адрес" Республики Крым.
Отказывая в удовлетворении административных исков, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения, поскольку оспариваемые сообщения Госкомрегистра являются законными и обоснованными, принятыми в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости",
документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Пунктами 5 и 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:
- не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Государственным регистратором при проведении правовой экспертизы представленных административными истцами документов были выявлены основания для приостановления осуществления государственной регистрации.
Так, в соответствующих уведомлениях административным истцам от 24 мая 2018 года государственным регистратором, со ссылкой на вышеуказанные положения Закона, указано, что в целях подтверждения подлинности представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений, направлен запрос в Администрацию Сакского района о предоставлении информации о спорном имуществе - вышеуказанном нежилом помещении, являющимся собственностью муниципального образования Сакский район Республики Крым (по сведениям администрации), возможном оспаривании приобретения права собственности в судебном порядке и наличия (отсутствия) ареста на вышеуказанный объект недвижимости направлены запросы в отделы судебных приставов ФССП г. Евпатория, по г. Саки и Сакскому району. Ответ на запрос не поступил. Одновременно, заявителям в соответствии с частью 8 статьи 29 Закона о регистрации разъяснено право представить дополнительные доказательства наличия оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. Кроме того, заявителям разъяснено: если в указанный срок (по 23 июня 2018 года) не будут устранены причины приостановления государственной регистрации, они вправе обратиться с заявлением о продлении приостановления не более чем на 6 месяцев (согласно п.1 ст. 30 Закона о регистрации); если в указанные сроки причины, препятствующие проведению государственной регистрации, не будут устранены, а также при отсутствии ответов на запросы либо если полученные ответы на направленные запросы будут свидетельствовать об отсутствии документов и (или) информации, необходимых для проведения государственной регистрации права собственности на указанный объект, им будет отказано в государственной регистрации.
Как установлено, действительно в материалах регистрационного дела имеется ответ из Администрации Сакского района Республики Крым, согласно которому, нежилое двухэтажное здание, площадью 440,6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", в целом является собственностью муниципального образования Сакский район Республики Крым (т.1 л.д. 42).
Одновременно с ответом государственному регистратору предоставлена Выписка из реестра имущества муниципального образования Сакский район Республики Крым от 19 июня 2018 года N121, в соответствии с которой, недвижимое имущество с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" включено в реестр муниципального образования Сакский район Республики Крым (т.1 л.д. 43).
В качестве документов-основания возникновения права собственности муниципального образования указаны: закон Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК, решение 08 сессии I созыва Сакского районного совета Республики Крым от 25 декабря 2014 годаN114, акт приёма-передачи имущества от 26 декабря 2014 года.
Также, приложена копия письма Администрации Сакского района Республики Крым от 15 декабря 2017 года в адрес Сакского межрайонного прокурора о том, что ещё в 2007 году было зарегистрировано право коммунальной собственности на вышеуказанное здание. При государственной регистрации Администрацией права муниципальной собственности на данный объект в Госкомрегистре, в связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации в 2014 году, в августе 2017 года стало известно, что часть вышеуказанного объекта в виде нежилого помещения, площадью 33,2 кв.м, зарегистрировано за Бонка Ю.Г. Однако, Администрация отчуждение частей помещений здания не осуществляла.
Со стороны заявителей в Госкомрегистр до истечения срока приостановления государственной регистрации дополнительных документов наличия оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, в том числе, которые опровергали бы предоставленные Администрацией Сакского района Республики Крым, не поступило.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Ответы на направленные государственным регистратором запросы имеющиеся противоречия о том, что заявленное имущество является "спорным" не устранили, а потому Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, который не является органом по разрешению споров лиц о правах собственности на недвижимое имущество, обоснованно отказал заявителям в государственной регистрации права.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое решение государственного регистратора Госкомрегистра об отказе заявителям в государственной регистрации права собственности (перехода прав) на заявленный объект недвижимости являлся обоснованным и соответствующим закону.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 июля 2001 года N154-О указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Таким образом, применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как правильно указал суд первой инстанции, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым представлены доказательства, подтверждающие, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Более того, как установлено, в производстве Сакского районного суда Республики Крым находится гражданское дело N2-642/2019 по иску Сакского межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования Сакский район Республики Крым к Бонка Ю.Г. об истребовании из чужого незаконного владения, прекращении права собственности и возврате недвижимого имущества: нежилого помещения, общей площадью 33,2 кв.м, по адресу: "адрес".
При этом, как следует из копии поданного прокурором искового заявления, материалов настоящего административного дела, решение Хозяйственного Суда АР Крым от 28 октября 2008 года о признании за юридическим лицом права собственности на указанное нежилое помещение (помещения N, N в здании по адресу: "адрес"), как на арендуемое коммунальное недвижимое имущество, и на основании которого была проведена регистрация права собственности этого лица в БТИ, 14 апреля 2009 года отменено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат в себе оснований для отмены судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность решения, опровергали бы правильность изложенных в решении выводов, в связи с чем, они не могут быть приняты во внимание.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 18 января 2019 года по административному делу N2а-130/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бонка Юлии Григорьевны, Тимофеевой Ольги Анатольевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.