Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Мостовенко Н.Р,
Павловского Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.03.2019 г. по делу N2а-477/2019 по административному исковому заявлению ФИО4 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, заинтересованные лица: ФИО2, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство здравоохранения Республики Крым, администрация города Ялты Республики Крым, нотариус Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО3, Общество с ограниченной ответственностью "Черномор-Инвест", Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный" Министерства здравоохранения Республики Крым, о признании решения об отказе в государственной регистрации права незаконным, понуждении совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Чупахина Г.М. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13.09.2018 г. N90/999/001/2018-76456 об отказе в государственной регистрации права собственности Чупахиной Г.М. на объект: нежилое помещение N, кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес", ул. им. Ленина, 29 д; возложении обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым осуществить государственную регистрацию перехода права собственности Чупахиной Г.М. на указанный объект на основании договора дарения, удостоверенного 09.08.2018 г. нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Желтухиным А.А, а также в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также Чупахиной Г.М. об исполнении решения по административному делу.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что 09.08.2018 г. между ФИО2 в лице ФИО8 (даритель) и Чупахиной Г.М. заключен договор дарения нежилого помещения N, расположенного по адресу: "адрес"Д, кадастровый N. Указанный договор был нотариально удостоверен нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Желтухиным А.А. Право собственности дарителя было зарегистрировано в установленном законом порядке. 10.08.2018 г. нотариус обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации перехода права приложив соответствующие материалы, необходимые для регистрации перехода права собственности. Однако 13.09.2018 г. государственным регистратором было отказано в государственной регистрации перехода права собственности. Чупахина Г.М. считает данный отказ незаконным, поскольку в ЕГРН отсутствуют какие-либо ограничения в отношении спорного объекта недвижимого имущества, право собственности дарителя зарегистрировано в установленном порядке, все представленные нотариусом документы соответствуют установленной форме и требованиям закона. Кроме того, федеральным законом ограничены пределы правовой экспертизы сделки, удостоверенной в нотариальном порядке.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.03.2019 г. по делу N2а-477/2019 исковые требования Чупахиной Г.М. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ровенской В.Г. о признании решения об отказе в государственной регистрации права незаконным, понуждении совершить определенные действия удовлетворены частично; признано незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13.09.2018 г. N об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N, расположенное по адресу: "адрес"Д, кадастровый N, на основании договора дарения нежилых помещений от 09.08.2018 г, заключенного между ФИО2 в лице представителя ФИО8 и Чупахиной Г.М, удостоверенного нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Желтухиным А.А. и зарегистрированным в реестре за N82/62-н/82-2018-2-1120; на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность в порядке и сроки, установленный Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" повторно рассмотреть заявление Чупахиной Г.М. о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N, расположенное по адресу: "адрес"Д, кадастровый N, на основании договора дарения нежилых помещений от 09.08.2018 г, заключенного между ФИО2 в лице представителя ФИО8 и Чупахиной Г.М, удостоверенного нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Желтухиным А.А. и зарегистрированным в реестре за N82/62-н/82-2018-2-1120, а также в течение одного месяца со дня исполнения решения суда сообщить суду, а также Чупахиной Г.М. об исполнении решения по настоящему административному делу; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.03.2019 г. по делу N2а-477/2019, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Чупахиной Г.М.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что согласно сведениям ЕГРН на основании Распоряжения главы Республики Крым об утверждении Правил застройки прибрежных территорий от 24.05.2016 г. содержит сведения о нарушении правил застройки прибрежных территорий, на объекты, расположенный по адресу: "адрес"Д (Санаторий "Южнобережный"). Кроме того, согласно ответу от 11.07.2018 г. в соответствии с Распоряжением Совета министров Республики Крым от 26.08.2015 г. N795-р "Об управлении имуществом" в перечень предприятий, учреждений и организаций, отнесенных к ведению исполнительных органов государственной власти Республики Крым входит недвижимое имущество (единый имущественный комплекс) Министерства здравоохранения Республики Крым, а именно: Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный", расположенный по адресу: "адрес" администрации города Ялты Республики Крым на межведомственной запрос в орган государственной регистрации недвижимости не поступил. Помимо этого, в отношении имущества, расположенного по адресу: "адрес"Д, выявлены нарушения требований Земельного кодекса Российской Федерации в части использования земельных с кадастровыми номерами N не в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка "курортная деятельность", в части неиспользования земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с целевым назначением, а также отсутствием прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на дополнительный многоконтурный земельный участок муниципальной и частной собственности. Более того, не усматривается каким образом Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым препятствует истцу получить государственную услугу по регистрации права собственности на недвижимое имущество.
В судебном заседании 10.06.2019 г. представитель Чупахиной Г.М. - Петрова И.А. против доводов апелляционной жалобы возражала.
Иные стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку свою и своих представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав доклад судьи Кураповой З.И, суд приходит к следующему.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 г. N1335-р "Об утверждении Соглашения между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета" осуществление полномочий по государственному учету на территории Республики Крым переданы Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 г. N164.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации с 01.01.2017 г. регулируются Федеральным законом от 13.06.2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N218-ФЗ).
Так, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 14 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 15 Закона N218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется, в том числе по заявлению нотариуса, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия.
В силу ч. 1 ст. 29 Закона N218-ФЗ
государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, а также проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 59 Закона N218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется, о чем также указано в п. 50 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017г.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26 Закона N218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 27 Закона N218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.ч. 5, 6 ст. 29 Закона N218-ФЗ в день приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав органом регистрации прав заявителю выдается или направляется уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав с указанием оснований такого приостановления в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание всех причин, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона.
В день отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю по указанному в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав адресу направляется уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав в соответствии с частью 7 настоящей статьи. Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для отказа, с обязательной ссылкой на положения настоящего Федерального закона. Если одновременно с уведомлением об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав заявителю должны быть направлены подлежащие в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав подлинники представленных заявителем документов, указанные документы также направляются заявителю.
Так, судом первой инстанции было установлено, что 09.08.2018 г. между ФИО2 в лице ФИО8, (даритель) и Чупахиной Г.М. заключен договор дарения нежилого помещения N1, расположенного по адресу: "адрес"Д, кадастровый N, удостоверенный нотариально нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Желтухиным А.А, реестровый номер 82/92-н/82-2018-2-1120.
Право собственности Герасименко Д.А. на указанное имущество было зарегистрировано в ЕГРН 05.03.2018 г. под N. При этом согласно выписке из ЕГРН, предоставленной на запрос суда, обременений и ограничений в отношении нежилых помещений не имеется.
09.08.2018 г. даритель и одаряемая обратились к нотариусу с заявлением о предоставлении в Ялтинское городское управление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым указанного договора дарения на регистрацию, о чем нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым Желтухиным А.А. было удостоверено соответствующее заявление и 10.08.2018 г. нотариусом предоставлены на регистрацию указанный договор дарения и иные, необходимые для регистрации, документы.
Сообщением государственного регистратора от 13.09.2018 г. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества было отказано в связи с не поступлением ответа администрации города Ялты Республики Крым на направленный межведомственный запрос; поскольку Управлением государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга в отношении имущества, расположенного по адресу: "адрес"Д, выявлены нарушения в части использования земель; в связи с отсутствием прав на многоконтурный земельный участок; в связи с несоответствием объектов недвижимого имущества, расположенных по указанному адресу, виду разрешенного использования земельного участка: "курортная деятельность".
По результатам изучения материалов дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ государственного регистратора в государственной регистрации перехода права собственности административного истца на нежилое помещение не соответствует требованиям Федерального закона "О государственной регистрации собственности".
Судебная коллегия считает данные выводы суда обоснованными, на основании следующего.
Так, суд первой инстанции исходил из того, что правовые оснований для проверки законности заключенного административным истцом договора дарения объекта недвижимого имущества, отсутствовали, ввиду того, что с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество обратился нотариус, удостоверивший договор дарения, предоставив для регистрации все необходимые документы, а также поскольку право собственности дарителя на спорный объект недвижимости ранее было зарегистрировано в ЕГРН и в установленном порядке никем не оспорено, что подтверждается как сведениями из ЕГРН и сообщениями МУП БТИ г. Ялты и соответствует положениям ч. 2 ст. 59 Закона N218-ФЗ, позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 50 Обзора судебной практики N5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017г.
Суд первой инстанции также отметил, что Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым государственному регистратору сообщалось, что ГБУ Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Южнобережный", расположенный по адресу: "адрес"Д, относится к ведению Министерства здравоохранения Республики Крым, однако запросы государственным регистратором в данное учреждение не направлялось.
При этом на запрос суда Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым сообщило, что спорный объект недвижимого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, не включен; в реестре числятся объекты недвижимого имущества, расположенного по иному адресу: "адрес".
Более того, судом первой инстанции было отмечено, что Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, официально опубликован в изданиях "Крымские известия" N90 (5501) 16.05.2014 г, а также в "Сборнике нормативно-правовых актов Республики Крым", и является общедоступным, в связи с чем информация о возможной национализации объекта могла быть получена государственным регистратором самостоятельно.
При рассмотрении дела судом первой инстанции было установлено, что в указанном Перечне имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, как до, так и после внесения в него изменений, объект недвижимости в виде нежилого помещения N, расположенного в "адрес"Д по "адрес" в "адрес" отсутствует.
Помимо этого, судом первой инстанции также обоснованно было признано неправомерным основание отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - не поступление ответа из администрации города Ялты Республики Крым, поскольку в регистрационном деле о регистрации права собственность на спорный объект недвижимого имущества не имеется документов, доказывающих направление регистратором запросов в администрации города Ялты Республики Крым.
С учетом изложенного суд указал, что административным ответчиком не представлено суду доказательств, что государственный регистратор надлежащим образом предпринял меры по получения дополнительных документов; о необходимости предоставить какие-либо иные документы для осуществления государственной регистрации права собственности, Чупахиной Г.М. сообщено не было, при этом из материалов дела следует, что достоверность, полнота и подлинность имеющихся документов, представленных на регистрацию, государственным регистратором не анализировалась.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Вместе с тем материалы дела не содержат каких-либо доказательств законности оспариваемого решения административного ответчика. Такие доказательства не были представлены административным ответчиком и при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе административный ответчик фактически повторяет обстоятельства, изложенные в сообщении об отказе в государственной регистрации от 13.09.2018 г, никак не опровергая выводы суда первой инстанции и незаконности и необоснованности отказа государственного регистратора в государственной регистрации перехода права собственности административного истца на нежилое помещение.
При таких данных, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение как в части признания незаконным решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13.09.2018 г. N90/999/001/2018-76456 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N, расположенное по адресу: "адрес"Д, кадастровый N, так и в части возложения обязанности на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в порядке и сроки, установленный Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" повторно рассмотреть заявление Чупахиной Г.М. о регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое помещение N, расположенное по адресу: "адрес"Д, кадастровый N, поскольку это необходимо для защиты прав и законных интересов административного истца с учетом соблюдения принципа невмешательства в полномочия государственных и муниципальных органов.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции по изученным материалам административного дела, в том числе, исходя из доводов апелляционной жалобы, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.03.2019 г. по делу N2а-477/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.Р. Мостовенко
подпись Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.