Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Мостовенко Н.Р,
Павловского Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26.12.2018 г. по делу N2а-3797/2018 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым к Некоммерческому партнерству строителей "Альянс строительного комплекса" о ликвидации некоммерческого партнерства и исключении из реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением о ликвидации Некоммерческого партнерства строителей "Альянс строительного комплекса" ( N); исключении Некоммерческого партнерства строителей "Альянс строительного комплекса" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что административный ответчик в нарушение ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ не представлял в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации соответствующий отчет за 2015 - 2016 гг, за что дважды был привлечен к административной ответственности. В связи с непредставлением отчетности за 2017 год, в соответствии пп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ, в адрес административного ответчика направлено предупреждение об устранении нарушений требований федерального законодательства с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, однако указанное предупреждение не устранено и не обжаловано в судебном порядке. Считает, что вышеуказанные неоднократные и грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации являются основанием для ликвидации Организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 26.12.2018 г. по делу N2а-3797/2018 отказано в удовлетворении административных исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым к Некоммерческому партнерству строителей "Альянс строительного комплекса" о ликвидации некоммерческого партнерства и исключении из реестра юридических лиц.
Не согласившись с указанным решением, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой с просьбой отменить обжалуемое решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26.12.2018 г. по делу N2а-3797/2018 и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Апелляционная жалоба Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым мотивирована тем, что судом первой инстанции незаконно применен п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 64, поскольку Организация по своему правовому статусу не является объединением граждан. Кроме того, административным ответчиком нарушения требований федерального законодательства не устранены, в связи с чем устранение допущенных нарушений закона без ликвидации некоммерческой организации как юридического лица невозможно.
В судебное заседание 10.06.2019 г. стороны явку представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Так, судом первой инстанции было установлено, что Некоммерческое партнерство строителей "Альянс Строительного Комплекса" зарегистрировано в качестве некоммерческой организации территориальным органом Министерства юстиции и включено в Единый государственный реестр юридических лиц 08.08.2013 г.
С 2015 года Некоммерческое партнерство строителей "Альянс Строительного Комплекса" не предоставляет в Управление Министерства юстиции РФ по Республики Крым сведения, содержащие отчет своей деятельности.
Постановлением Ялтинского городского суда от 15.08.2016 г. Некоммерческое партнерство строителей "Альянс Строительного Комплекса" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ за не предоставление отчета о своей деятельности за 2015 год.
Также постановлением мирового судьи судебного участка N 100 Ялтинского судебного района от 20 июля 2017 года Некоммерческое партнерство строителей "Альянс Строительного Комплекса" привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ за не предоставление отчетности о своей деятельности за 2016 года.
Главным Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Крым и г. Севастополю 20.04.2018 г. было направлено в адрес административного ответчика предупреждение о необходимости предоставления отчета о своей деятельности за 2017 год в срок до 21 мая 2018 года.
Вышеуказанное предупреждение было получено уполномоченным лицом административного ответчика 26.04.2018 г, в установленном порядке не оспорено.
В связи с тем, что Некоммерческим партнерством строителей "Альянс Строительного Комплекса" допущенные нарушения до настоящего времени не устранены, административный истец просит ликвидировать Организацию и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 N 705.
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Из содержания п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения ( п. 27).
При этом, как установлено судом, после получения Некоммерческим партнерством строителей "Альянс строительного комплекса" предупреждения от 20.04.2018 г. об устранении нарушений закона в виде непредставления отчетности за 2017 год в материалах дела отсутствуют доказательства того, что административным ответчиком было совершено аналогичное или иное нарушение действующего законодательства, как и отсутствуют доказательства, что ранее Министерством юстиции направлялись в адрес ответчика предупреждения об устранении нарушении закона за не предоставление отчетности в 2015 и 2016 годах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлении от 18.07.2003 N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ, ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Данная санкция не может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушения обязательных для юридических лиц правовых актов.
Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. При этом характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Судебная коллегия приходит к выводу, что допущенные Организацией нарушения, установленные Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым носят устранимый характер и не являются исключительными и достаточными для ликвидации юридического лица.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции незаконно применен п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 64, поскольку Некоммерческое партнерство строителей "Альянс строительного комплекса" по своему правовому статусу не является объединением граждан, основаны на неверном толковании норм права.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (п. 3 вышеуказанного закона).
Из п. 1 абз. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г..N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" следует, что нарушение некоммерческими организациями и иными общественными и религиозными объединениями, в том числе не являющимися юридическими лицами (далее - объединение граждан), Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, включая Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Закон о противодействии экстремистской деятельности) и Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму), может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде приостановления деятельности объединения граждан, его ликвидации либо запрета деятельности по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства (часть 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс), статьи 7 и 9 Закона о противодействии экстремистской деятельности, часть 2 статьи 24 Закона о противодействии терроризму, пункт 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статья 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), статья 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" (далее - Закон о свободе совести), статья 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях), статья 4, пункт 3 статьи 41 Федерального закона
от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях).
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 84 КАС РФ и постановилзаконное и обоснованное решение, основанное на нормах закона, применимых в данном конкретном случае, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым к Некоммерческому партнерству строителей "Альянс строительного комплекса" о ликвидации некоммерческого партнерства и исключении из реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 26.12.2018 г. по делу N2а-3797/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи подпись Н.Р. Мостовенко
подпись Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.