Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Климовой С.В.
судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В.
при секретаре Ильиной Д.М.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области N 1267593/18 от 04.09.2018 г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области включить в специальный стаж фио периоды работы, дающие право на назначение досрочной страховой пенсии по старости:
в льготном исчислении (как 1 год работы за 1 год 3 месяца): с 12.12.2016 г. по 07.05.2018 г. в должности медицинской сестры в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха";
в календарном исчислении: периоды курсов повышения квалификации с 30.01.1995 г. по 23.03.1995 г, с 01.03.2006 г. по 23.04.1996 г, с 26.01.1999 г. по 23.03.1999 г, с 07.02.2015 г. по 31.03.2015 г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области назначить фио досрочную страховую пенсию по старости с 08.05.2018 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области в пользу фио госпошлину в размере 300 руб.00 коп.
УСТАНОВИЛА:
фио обратилась в суд с уточненным иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области, в котором просила признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - Главного управления ПФР N 2 по г.Москве и Московской области, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 12.12.2016 г. по 07.05.2018 г. в должности медицинской сестры в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца работы; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 30.01.1995 г. по 23.03.1995 г, с 01.03.2006 г. по 23.04.1996 г, с 26.01.1999 г. по 23.03.1999 г, с 07.02.2005 г. по 31.03.2005 г.; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 08.05.2018 г.; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб.
Требования мотивированы тем, что решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 04.09.2018 г. N *** истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом, спорные периоды исключены из специального стажа.
В судебном заседании истец фио, представитель истца по доверенности фио заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - Главного управления ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доверенности фио в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ГУ - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области.
Ответчик в заседании судебной коллегии не явился, о дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Судебная коллегия, выслушав истца фио, представителя истца фио, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для частичной отмены решения суда имеются.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 08.05.2018 г. фио, 07.09.1965 года рождения, обратилась в ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 04.09.2018 г. истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При этом, период работы с 12.12.2016 г. по 07.05.2018 г. в должности медицинской сестры в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" не был включен в подсчет специального стажа, поскольку учреждение не предусмотрено Списком; также не включены периоды курсов повышения квалификации с 30.01.1995 г. по 23.03.1995 г, с 01.03.1996 г. по 23.04.1996 г, с 26.01.1999 г. по 23.03.1999 г, с 07.02.2005 г. по 31.03.2005 г.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции, с учетом представленной трудовой книжки истца, справки 24.04.2018 г. N **** ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха", справки ФГБУ "Центральный архив", копии устава ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха", лицензии N ФС- *** от 20.09.2011 г, договора об оказании платных медицинских услуг, пришел к выводу о включении в специальный стаж периода работы фио с 12.12.2016 г. по 07.05.2018 г. в должности медицинской сестры в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 3 месяца; обязал ответчика включить в подсчет специального стажа истца периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, а именно: с 30.01.1995 г. по 23.03.1995 г, с 01.03.1996 г. по 23.04.199 6г, с 26.01.1999 г. по 23.03.1999 г, с 07.02.2005 г. по 31.03.2005 г, и обязал ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 08.05.2018 года.
Удовлетворяя требование истца о включении периода работы с 12.12.2016 г. по 07.05.2018 г. в должности медицинской сестры в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха", суд указал, что в спорный период истец работала в течение полного рабочего дня, на полную ставку, выполняла обязанности и трудовые функции медицинской сестры, предусмотренные Списком, в соответствующих отделениях лечебного учреждения; данное учреждение оказывало санаторно-курортную медицинскую помощь детям, в нему предусмотрено лечение болезней глаз, костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезней системы кровообращения, болезней органов дыхания, болезней органов пищеварения; ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" находится в границах сельского поселения адрес и является сельской местностью.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии ( часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) ( часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрены в разделе "Наименование должностей" должность медицинской сестры и в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" санатории (курорты), в том числе детские: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Таким образом, согласно Списку, подлежащим применению к спорным отношениям, только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, соответствующие периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Включая в специальный медицинский стаж фио период ее работы с 12.12.2016 г. по 07.05.2018 г. в должности медицинской сестры в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха", суд первой инстанции исходил из того, что основным направлением деятельности указанного учреждения здравоохранения является оказание санаторно-курортной медицинской помощи детям, лечение болезней глаз, костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезней системы кровообращения, болезней органов дыхания, болезней органов пищеварения, что в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, является основанием для включения периода в специальный стаж.
Однако данные выводы суда не основаны на нормах права, подлежащих применению к спорным отношениям.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Между тем из представленных в материалы дела учредительных документов ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха", выданной лицензии и приложений к ней следует, что данный санаторий не имеет таких профилей деятельности, как лечение туберкулеза всех форм, лечение больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом и психоневрологических больных, то есть перечисленных в пункте 21 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Из справки ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" от 24.04.2018 г. N *** не усматривается, что работодатель характеризует лечебную деятельность истца, как дающую право на досрочное назначение пенсии.
Кроме того, в материалы дела представлен Акт по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователями в Пенсионный Фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о страховом стаже от 16.08.2018 г, подготовленный Управлением по Одинцовскому муниципальному району, адрес, закрытому административно-территориальному образованию, городскому округу Краснознаменск, городскому округу Звенигород, закрытому административно-территориальному образованию адрес.
Из данного акта следует, что период работы фио с 12.12.2016 г. по 07.05.208 г. в должности медицинской сестры отделения гипербарической оксигенации, интенсивной терапии и реанимации не может быть включен в подсчет специального стажа, так как разделом "Наименование учреждение" Списка от 29.10.2002 г. предусмотрены санатории (курорты) конкретного профиля (для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические). Документального подтверждения, что данный санаторий относится к вышеперечисленным санаториями, нет. Наличие структурного подразделения, предусмотренного Списками, и факт работы в нем документально не подтвержден. Согласно представленным документам основания деятельность протекала в структурном подразделении "Медицинская служба".
Данный акт подписан директором ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" фио, главным бухгалтером фио, начальником отдела кадров и специальных работ фио без каких-либо замечаний, отметок о несогласии с изложенными выводами.
При таких обстоятельствах, выводы суда о включении в специальный стаж фио периода работы с 12.12.2016 г. по 07.05.2018 г. в должности медицинской сестры в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" являются неправомерными. Вследствие чего, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в данной части с принятием нового решения об отказе в удовлетворении указанного требования.
Представленную справку ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" от 15.05.2019 г. N 30-1-17/275 судебная коллегия оценивает критически, поскольку данная справка не свидетельствует, что истец в спорный период осуществляла лечебную деятельность по профилям, указанным в Списке. Кроме того, указанная справка подписана заместителем директора по медицинской части фио, председателем профкома фио; сведений о том, что данные лица уполномочены подписывать такого рода справки, при наличии акта по результатам документальной проверки, подписанного руководителем учреждения, не представлено.
Ссылки истца на то, что в спорный период она выполняла работу с вредными и (или) опасными условиями труда, не могут быть приняты во внимание, поскольку при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии указанные основания фио не заявлялись и не проверялись при принятии решения о назначении пенсии; в суде первой инстанции данные основания истцом также не заявлялись.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов обучения истца на курсах повышения квалификации, суд пришел к выводу о том, что они основаны на положениях ст.187 ТК РФ, учитывая, что в указанные периоды истец осуществляла лечебную деятельность в соответствии со Списками, которые включены в специальный трудовой стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии, и в указанный период работодателем за истцом сохранялось место работы, производилась выплата средней заработной платы.
Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает. В данной части решение суда является правильным, оснований к его отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о частичной отмене решения суда, учитывая, что пенсионными органами специальный стаж истца определен как 28 лет 09 месяцев 23 дня, и с учетом включенных судом периодов работы, специальный стаж истца на дату обращения в пенсионные органы - 08.05.2018 г, составляет менее требуемых 30 лет, решение суда в части обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 08.05.2018 г. подлежит отмене, заявленные требования - отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года отменить в части обязания Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный страховой стаж фио периода работы с 12.12.2016 г. по 07.05.2018 г. в должности медицинской сестры в ФГБУ "Клинический санаторий Барвиха" в льготном исчислении, обязании Государственного учреждения - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области назначить фио досрочную страховую пенсию по старости с 08.05.2018 года.
В данной части принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 19 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.