Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.
судей Масленниковой Л.В, Мызниковой Н.В.
при секретаре Иосебашвили Э.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В. дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доверенности фио на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от 15.02.2018 года, N 22572300/2419348/17 Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области об отказе в установлении фио страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж фио, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 01.03.1991 года по 11.09.1993 года и с 14.09.1998 года по 22.06.1999 года в арендном предприятии "Поликлиника N 57 в должности врача-хирурга; периоды с 11.05.2000 года по 06.06.2000 года и с 08.09.2014 года по 04.10.2014 года - учеба на курсах повышения квалификации.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области назначить фио досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17.10.2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд к Государственному учреждению Главное Управление пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по городу Москве и Московской области с иском о признании незаконным и отмене решения ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области N 22572300/2419348/17 от 15 февраля 2018 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов работы с 01.03.1991 года по 11.09.1993 года, с 14.09.1998 года по 22.06.1999 года, с 11.05.2000 года по 06.06.2000 года, 08.09.2014 года по 04.10.2014 года общей продолжительностью 3 года 05 месяцев 13 дней, обязании включить период с 24.03.1986 года по 01.06.1986 года в специальный стаж с коэффициентом 1,6 как 03 месяца 20 дней, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 17 октября 2017 года.
В обоснование заявленных требований фио ссылался на то, что 17 октября 2017 года обратился в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением от 15.02.2018 N 22572300/2419348/17 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При этом пенсионным органом из подсчета специального стажа были исключены периоды работы: с 01.03.1991 года по 11.09.1993 года и с 14.09.1998 года по 22.06.1999 года - так как организационно-правовая форма собственности не предусмотрена законом; с 11.05.2000 года по 06.06.2000 года и с 08.09.2014 года по 04.10.2014 года - учеба на курсах повышения квалификации. Данный отказ истец считает незаконным и нарушающим его права.
В судебное заседание истец не явился.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доверенности фио в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы был извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует Отчет об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором Почты России.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области.
Проверив материалы дела, выслушав фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Согласно п. 2 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения
и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (Приложение к Правилам), работа в отделении (группе, палате) интенсивной терапии в больницах всех наименований в должности медицинские сестры палатной должна быть засчитана в стаж работы в следующем порядке: год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
Согласно списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, право на пенсию за выслугу лет предоставлено врачам независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как разъяснено в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
До 01 ноября 1999 года понятие "учреждение" использовалось как единственно возможная форма медицинской организации, впервые понятие "учреждение" как требование к организационно-правовой форме при рассмотрении вопросов о досрочном пенсионном обеспечении было введено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066.
В соответствии с ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация обязана: обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что 17 октября 2017 года фио обратился в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 22572300/2419348/17 от 15 февраля 2018 года фио было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа.
При этом пенсионным органом из подсчета специального стажа истца были исключены периоды:
с 01.03.1991 года по 11.09.1993 года и с 14.09.1998 года по 22.06.1999 года - так как организационно-правовая форма собственности не предусмотрена законом;
с 11.05.2000 года по 06.06.2000 года и с 08.09.2014 года по 04.10.2014 года - учеба на курсах повышения квалификации.
Специальный стаж фио, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по подсчетам пенсионного органа составил 26 лет 07 месяцев 15 дней (при требуемом стаже 30 лет).
Согласно трудовой книжке истца, в период с 24.03.1986 года по 01.06.1986 года он работал в городской клинической больнице N 61 Ленинского района на должности медсестры в палате интенсивной терапии в 1-м хирургическом отделении
Согласно архивной справке от 13.07.2017 года N 7048 (1), в период с 24.03.1986 года по 01.06.1986 года фио работал на 0,5 ставки.
Согласно записям в трудовой книжке истца, 13.11.1989 года фио был принят на работу в городскую поликлинику N 57 Киевского РЗО на должность врача-хирурга.
На основании решения Исполкома Киевского Райсовета от 27.02.1991 года за N 8-571 "О переходе поликлиники N 57 на арендные отношения и регистрации Устава арендного предприятия "Поликлиника N 57" было постановлено считать поликлинику N 57 арендным предприятием "поликлиника N 57".
06 сентября 1993 года истец был уволен по собственному желанию.
14 сентября 1998 года истец был принят на работу в арендное предприятие "Поликлиника N 57" на должность врача-хирурга.
07 сентября 1999 года арендное предприятие "поликлиника N 57" переименовано в государственное учреждение здравоохранения "Поликлиника N 57" ЗАО г. Москвы.
31 августа 2001 года истец был уволен по собственному желанию.
Согласно архивной справке от 13.07.2017 года N 7134, с 11.05.2000 года по 06.06.2000 года фио направлялся на курсы повышения квалификации - на сертификационный цикл по поликлинической хирургии и реабилитации с отрывом от производства и сохранением заработной платы.
Согласно справке ГБУЗ "Городская клиническая больница им. фио ДЗМ", фио направлялся на прохождение сертификационного цикла с 08.09.2014 года по 04.10.2014 года с полным отрывом от работы и сохранением средней заработной платы.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований фио об обязании ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы в арендном предприятии "Поликлиника N 57" в должности врача-хирурга с 01.03.1991 года по 11.09.1993 года и с 14.09.1998 года по 22.06.1999 года и периоды учебы на курсах повышения квалификации с 11.05.200 года по 06.06.2000 года и с 08.09.2014 года по 04.10.2014 года, поскольку в процессе судебного разбирательства нашел подтверждение факт того, что в указанные периоды истец осуществлял лечебную деятельность и выполнял трудовые обязанности по должности врача-хирурга, при полной рабочей неделе и отсутствием совмещения профессий, то есть выполнял работу, а также направлялся на курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Поскольку при включении судом спорных периодов работы и повышении квалификации истца в подсчет специального стажа и, учитывая принятые ответчиком к зачету периоды специального трудового стажа истца, у него образуется необходимый специальный стаж, то суд первой инстанции обоснованно обязал ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области назначить фио досрочную страховую пенсию по старости с 17 октября 2017 года.
В удовлетворении требований фиоИ об обязании включить период с 24.03.1986 года по 01.06.1986 года в специальный стаж с коэффициентом 1,6 как 03 месяца 20 дней судом первой инстанции было отказано, так как в указанный период времени истец выполнял работы на 0,5 ставки.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, аналогичны позиции стороны ответчика, изложенной в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и иное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: фио Дело N 33-20110/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В.
судей Масленниковой Л.В, Мызниковой Н.В.
при секретаре Иосебашвили Э.Х.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Масленниковой Л.В. дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доверенности фио на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2018 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии от 15.02.2018 года, N 22572300/2419348/17 Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области об отказе в установлении фио страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж фио, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы с 01.03.1991 года по 11.09.1993 года и с 14.09.1998 года по 22.06.1999 года в арендном предприятии "Поликлиника N 57 в должности врача-хирурга; периоды с 11.05.2000 года по 06.06.2000 года и с 08.09.2014 года по 04.10.2014 года - учеба на курсах повышения квалификации.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области назначить фио досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17.10.2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328,329 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 29 ноября 2018 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области по доверенности фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.