Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
с удей Лобовой Л.В, Рачиной К.А,
при секретаре Иосебашвили Э.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по иску Некрасовой... к Управлению социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы о признании местом жительства город Москву, признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной компенсационной выплаты и пособия, признании права на получение выплат, обязании назначить и выплачивать соответствующие выплаты
по апелляционной жалобе Некрасовой... на решение Никулинского районного суда города Москвы от 21 декабря 2018 года, которым отказано в удовлетворении иска,
УСТАНОВИЛА:
Некрасова А.В. первоначально обратилась в Басманный районный суд г. Москвы с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы об оспаривании отказа в назначении и выплате социальных выплат, признании права на эти выплаты, обязании назначить выплаты.
Определением Басманного районного суда г. Москвы от 30 мая 2018 года произведена замена ненадлежащего ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы на Управление социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы, дело передано по подсудности в Никулинский районный суд г. Москвы (л.д. 45-47).
С учетом уточнений исковых требований (л.д. 203-205) Некрасова А.В. просила:
признать ее местом жительства и ее дочери город Москву;
признать незаконным отказ в назначении и выплате ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми, предусмотренной Законом г. Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", и ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом г. Москвы от 03.11.2004 N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка";
признать ее право на получение указанных выплат и обязать ответчика назначить и выплачивать их с декабря 2017 года.
В обоснование требований истец ссылается на то, что ей было отказано в назначении указанных выплат в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в городе Москве.
Между тем истец с 1999 года была зарегистрирована по месту пребывания и фактически постоянно проживала в г. Москве, а с апреля 2005 года - вместе с дочерью, которую воспитывает одна.
По мнению Некрасовой А.В, отказ в назначении выплат является незаконным, поскольку отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основанием ограничения прав истца и ее ребенка.
Решением Никулинского районного суда города Москвы от 21 декабря 2018 года в удовлетворении иска отказано.
Истец Некрасова А.В. просит о его отмене по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, выслушав Некрасову А.В, представителя ответчика Козлову Л.В, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Закон г. Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве" в целях проведения адресной социальной политики, направленной на создание условий для повышения уровня жизни семей с детьми, регулирует отношения по предоставлению им денежных выплат и других мер социальной поддержки.
К ежемесячным денежным выплатам относятся ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми (п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 названного Закона ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми устанавливается на детей одиноких матерей (отцов).
Частью 1 ст. 1 действие Закона распространено на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.
Частью 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" предусмотрено, что право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона.
Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве (ч. 1 ст. 1 Закона).
Из материалов дела усматривается, что письмом Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 21 декабря 2017 года Некрасовой А.В. разъяснено об отсутствии у нее права на дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные указанными выше законами города Москвы, в связи с отсутствием места жительства в Москве.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что регистрация Некрасовой Е.А. в городе Москве по месту пребывания не подтверждает наличие у нее постоянного места жительства. Иных мотивов для отказа в удовлетворении иска в решении суда не приведено.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По смыслу приведенных норм в их системной взаимосвязи право граждан на получение социальных выплат связано не с фактом постоянной регистрации в г. Москве, а с местом жительства. Эти нормативные положения соответствуют требованиям части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", устанавливающим, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения федерального и регионального законодательства судами первой инстанции к спорным отношениям применены неправильно.
Сведения регистрационного учета являются лишь одним из обстоятельств, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина, отсутствие же регистрации по месту жительства не исключает установление места жительства на основании других документов.
Некрасова А.В. работала с 2014 года по трудовому договору в г. Москве (л.д. 9-17).
Дочь Некрасовой А.В. - Некрасова Е.А, паспортные данные, зарегистрированная по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, д. 4, корп. 1, кв. 613, прикреплена в филиале N 3 ГБУЗ "ДГП N 130 ДЗМ" с 01 сентября 2005 года (л.д. 18).
По месту пребывания по адресу: г. Москва, ул. Кунцевская, д. 4, корп. 1, кв. 613, Некрасова А.В. зарегистрирована с 03 февраля 2009 года, ее дочь - с 17 августа 2010 года (л.д. 19-23).
Некрасова А.В. и ее дочь были зарегистрированы по месту жительства по адресу: г. Волгоград, ул. Пролетарская, д. 31, кв. 45, сняты с указанного регистрационного учета 13 ноября 2018 года (л.д. 200).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 декабря 2018 года постановлено обязать ГБУ "МФЦ" выдать Некрасовой А.В. социальную карту. При этом указанным судебным актом установлено, что истец постоянно и преимущественно проживает на территории города Москвы (л.д. 246-248).
Указанные выше доказательства позволяют прийти к выводу о постоянном проживании Некрасовой А.В. в городе Москве.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что Некрасова А.В. жителем города Москвы не является, а отсутствие регистрации по месту жительства в городе Москве препятствует получению мер социальной поддержки, сделан без учета подлежащих применению к спорным отношениям положений нормативных правовых актов и имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем судебная коллегия признает его неправомерным.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Разрешая исковые требования по существу, судебная коллегия исходит из следующего.
Оснований для удовлетворения требования о признании местом жительства истца и ее дочери город Москву не имеется, поскольку в соответствии со ст.ст. 2, 3, 4 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права, свободы и законные интересы.
В судебном порядке права на социальные выплаты в случае возникновения спора реализуются путем признания такого права, понуждения соответствующего органа власти предоставить такие выплаты.
В этой связи оснований для удовлетворения данного требования не имеется.
Что касается требования о признании незаконным отказа в назначении и выплате ежемесячной компенсационной выплаты и ежемесячного пособия на ребенка, следует отметить следующее.
Статьей 5 названных Законов предусмотрено, что органом, осуществляющим назначение и выплату денежных выплат (ежемесячного пособия на ребенка) является уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.
Таким органом является управление социальной защиты населения города Москвы (п. 4 Положения о порядке назначения и предоставления денежных выплат семьям с детьми в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24.01.2006 N 37-ПП, п. 2 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 N 911-ПП).
В деле отсутствуют сведения надлежащего обращения Некрасовой А.В. к ответчику за назначением оспариваемых выплат и принятия им решения об отказе в назначении этих выплат, поэтому судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требования о признании отказа ответчика незаконным.
Судебная коллегия также отказывает в удовлетворении требований в отношении права на получение ежемесячного пособия на ребенка, предусмотренного Законом г. Москвы от 03.11.2004 N 67, поскольку в силу п. 5 ч. 1 ст. 8 названного Закона одним из оснований для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка является назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации.
В материалах дела имеются сведения о получении Некрасовой А.В. ежемесячного пособия на ребенка Некрасову Е.А. по 31 июля 2018 года в Волгоградской области (л.д. 217-219), что препятствовало назначению и выплате ежемесячного пособия в соответствии с Законом г. Москвы от 03.11.2004 N 67.
Однако данное обстоятельство не лишает истца права на обращение за назначением ежемесячного пособия в установленном порядке.
Требование истца о признании права на ежемесячную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми, установленную п. 4 ч. 1 ст. 7 и ст. 10 Закона г. Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве", заявлено преждевременно, поскольку, как указано выше, истец в установленном порядке за назначением этой выплатой не обращалась, уполномоченным органом наличие всех условий для назначения выплаты не проверялось.
Между тем судебная коллегия, учитывая, что ответчик оспаривал право на истца на указанную компенсационную выплату только лишь по основанию отсутствия регистрации по месту жительства в Москве, подтвержденной органом регистрационного учета г. Москвы, и в установленном порядке наличие права Некрасовой Е.А. на спорную выплату уполномоченным органом не проверялось, полагает возможным обязать ответчика рассмотреть обращение Некрасовой Е.А. о назначении ей спорной выплаты с учетом правовой позиции, изложенной в настоящем апелляционном определении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Никулинского районного суда города Москвы от 21 декабря 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Обязать Управление социальной защиты населения Западного административного округа города Москвы рассмотреть обращение Некрасовой... о назначении и выплате ежемесячной компенсационной выплаты на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми, предусмотренной статьей 10 Закона города Москвы от 23.11.2005 N 60 "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.