Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
с удей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В,
при секретаре Иосебашвили Э.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В.
гражданское дело по иску Литвин... к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, обязании назначить страховую пенсию
по апелляционной жалобе Литвин... на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 08 ноября 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично,
УСТАНОВИЛА:
Литвин П. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской обл. об установлении факта принадлежности трудовой книжки, признании решения об отказе в назначении страховой пенсии незаконным, обязании назначить страховую пенсию со дня обращения в пенсионный орган.
В обоснование требований истец ссылается на то, что решением ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской обл. от 15 марта 2018 года ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа.
Указанное решение, по мнению истца, является незаконным, поскольку ею представлены документы, подтверждающие наличие необходимого страхового стажа.
Решением Лефортовского районного суда города Москвы от 08 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены частично, установлен факт принадлежности трудовой книжки истцу Литвин П, в удовлетворении иных исковых требований отказано.
Литвин П. в апелляционной жалобе просит об отмене решения суда.
Судебная коллегия, выслушав представителя истца Иванова А.К, представителя ответчика Ноздря А.И, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на день обращения истца за назначением пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона).
Частями 1-3 ст. 35 Федерального закона предусмотрено, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что решением ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской обл. от 15 марта 2018 года Литвин П. (заявление от 30 ноября 2017 года) отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа. В страховой стаж пенсионным органом учтены периоды продолжительностью 06 лет 09 месяцев 09 дней, при требуемом страховом стаже не менее 8 лет.
В страховой стаж не учтены периоды работы истца, указанные:
в трудовой книжке, так как фамилия и имя в трудовой книжке "Каратюк Прасковья" не соответствуют свидетельству о рождении и свидетельству о браке "Каратнюк Парасковия";
в справке о стаже N 190 от 26.01.2018, поскольку указанные в ней дата рождения и имя истца не соответствует другим документам;
в справке о заработной плате N 84 от 20.11.2017, поскольку оформлена ненадлежащим образом, не подтверждена справкой о стаже.
Удовлетворяя требование об установлении факта принадлежности трудовой книжки истцу, суд исходил из того, что данный факт подтвержден при рассмотрения дела.
Решение суда в указанной части не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии, обязании назначить страховую пенсию со дня обращения в пенсионный орган, суд указал, что ответчик не рассматривал периоды трудовой деятельности истца, указанные в ее трудовой книжке.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в указанной части.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В подтверждение периодов работы Литвин П. представила в пенсионный орган, в том числе справку N 84 от 20 ноября 2017 года, содержащую сведения о ее заработке, учитываемом при исчислении пенсии, за 1987-1991 годы. Указано основание выдачи справки - книги по заработной плате, а также, что взносы в соцфонды начислены и перечислены.
По мнению судебной коллегии, данная справка подтверждает периоды работы истца, включаемые в страховой стаж, и необоснованно не принята пенсионным органом в подтверждение периодов работы при рассмотрении заявления Литвин П.
Как указано выше, пенсионным органом в страховой стаж Литвин П. учтены периоды общей продолжительностью 06 лет 09 месяцев 09 дней, с учетом периодов работы, подтвержденных справкой N 84 от 20 ноября 2017 года (4 года 11 месяцев), у истца имелся страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости.
Судом первой инстанции указанные выше нормы права применены неправильно, в связи с чем решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии, обязании назначить страховую пенсию со дня обращения в пенсионный орган является незаконным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда города Москвы от 08 ноября 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии, обязании назначить страховую пенсию со дня обращения в пенсионный орган отменить, принять по делу новое решение в этой части.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области от 15 марта 2018 года об отказе Литвин... в назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по городу Москве и Московской области назначить Литвин... страховую пенсию по старости с 30 ноября 2017 года.
Решение в остальной части оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.