Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционной жалобе истца фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата, которым постановлено:
в удовлетворении требований фио к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России) о признании права на получение единой социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения - отказать в полном объеме,
установила:
фио обратился в суд с иском к ФСИН России о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что имея необходимую выслугу лет, обратился в ФСИН России с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Комиссией ФСИН России отказано в постановке на учет со ссылкой на ухудшение жилищных условий. С решением истец не согласен, считает, что намеренного ухудшения жилищных условий не было.
Истец фио в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФСИН России по доверенности фио явился, просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец фио, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца фио по ордеру адвоката фио, поддержавшую жалобу, представителя ответчика ФСИН России по доверенности фио, возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Вопросы жилищного обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от дата N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), постановлением Правительства РФ от дата N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от дата N 369) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона, пунктом 2 Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно п. 8 ст. 4 Федерального закона сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 12 Правил в случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий. При этом в качестве намеренных действий могут рассматриваться, в том числе, действия как по отчуждению жилых помещений, так и действия по отказу от прав на них.
Правилами (п. 5) установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В силу п. 6 Правил копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение одного месяца со дня принятия указанного решения.
Территориальные подкомиссии осуществляют принятие документов для получения единовременно выплаты, проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной социальной выплаты, подготовку для направления в ФСИН России пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, в связи с чем: регистрируют паспорта и заявления в книгах учета заявлений, в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления, проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, а также установленному порядку их оформления (п. 10.1 и 10.2 порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Приказом ФСИН России от дата N 496).
При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, они возвращаются их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, фио, паспортные данные, подполковник внутренней службы в отставке, уволен дата. фио первоначально дата обратился в УФСИН России по адрес с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Однако, как следует из рапорта заявителя, документы были возвращены, поскольку некоторые из них были заверены не секретарем территориальной комиссии, а отделом кадров.
Повторно с рапортом фио обратился дата.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий фио не состоит.
Семья фио состоит из двух человек: он и его дочь фио, паспортные данные.
Истец разведен, брак прекращен дата на основании решения суда от дата.
Установлено, что истец с дата и его дочь с дата по настоящее время зарегистрированы в жилом помещении по адресу: адрес, общей площадью 39,9 кв. м, принадлежащем на праве собственности бывшей жене и второй дочери заявителя ( фио, паспортные данные). Всего на данной площади зарегистрировано 4 человека.
Согласно выписке из ЕГРП, фио на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата принадлежало жилое помещение общей площадью 41,1 кв. м по адресу: адрес (дата регистрации права собственности дата). Дата государственной регистрации прекращения права - дата.
Решением Комиссии ФСИН России (протокол N 45 от дата) фио отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, т.к. заявитель на дату подачи заявления не являлся сотрудником УИС и не стоял на очереди по улучшению жилищных условий до дата (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ), а также в соответствии с п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 369 в связи с ухудшением жилищных условий в дата.
Разрешая спор по существу, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При этом судом принято во внимание, что обжалуемое решение комиссии соответствует положениям действующего законодательства, регулирующим вопросы предоставления сотрудникам ФСИН России единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, нормам Жилищного кодекса РФ, а также фактическим обстоятельствам. фио ухудшил свои жилищные условия, решение ответчика об отказе в постановке на учет фио и членов его семьи для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным ч. 8 ст. 4 Федерального закона от дата N 283-ФЗ является правомерным, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы основаны на материалах дела, анализе письменных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.
В апелляционной жалобе истец указывает о том, что Постановление Правительства РФ от дата N369, утвердившее Правила предоставления выплаты, издано в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 283-Ф3 и опубликовано дата. Учитывая, что в силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, в дата у истца право на получение единовременной социальной выплаты отсутствовало. В этой связи, истец не ухудшал жилищных условий в дата.
Данные доводы коллегия находит необоснованными, учитывая, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и такое условие уже было ранее установлено положениями Жилищного кодекса РФ до вступления в силу Федерального закона от дата N 283-ФЗ. То есть, установленный пятилетний срок с момента отказа от прав на жилое помещение ( дата) на дату обращения истца с рапортом ( дата) не истек. В этой связи, Комиссия ФСИН России правомерно расценила действия истца по отказу от жилого помещения, как ухудшающие жилищные условия.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что действия секретаря территориальной комиссии по не заверению документов истца не свидетельствуют о виновных действиях истца, на момент обращения с рапортом истец нуждался в жилом помещении, выводы суда по настоящему делу не опровергают, поскольку оснований для принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты у ответчика не имелось в связи с ухудшением заявителем жилищных условий в дата.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда, которым дана надлежащая правовая оценка, фактически не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые могли бы являться основанием для отмены принятого по делу судебного акта, в силу чего судом апелляционной инстанции отклоняются.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, исследованным в судебном заседании.
Решение постановлено в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Таким образом, оснований для отмены решения суда коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истца фио - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.