Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В, Дегтеревой О.В,
при секретаре Ильиной Д.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Сергеевой Л.Д. на решение Пресненского районного суда города Москвы от 29 января 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Сергеевой Л.Д. к отделу социальной защиты населения Пресненского района Центрального административного округа города Москвы о признании решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", о признании права на присвоение статуса "Ветеран" труда, обязании выдать соответствующее удостоверение - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Сергеева Л.Д. 11.11.2018 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Центрального административного округа города Москвы (далее - УСЗН ЦАО г. Москвы) в лице отдела социальной защиты населения Пресненского района г. Москвы об оспаривании решения ответчика об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязании присвоить звание "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение, мотивируя обращение тем, что проживает вгороде Москве, имеет продолжительный трудовой стаж, работая адвокатом с 1977 года, на основании решения Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 02.03.2006 награждена медалью "За заслуги в защите прав и свобод граждан" 2 степени, однако в присвоении звания "Ветеран труда" ответчиком отказано, что истец полагает незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании истец требования поддержала, представитель ответчика иск не признала.
29.01.2019 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Сергеева Л.Д. по доводам своей апелляционной жалобы, поданной 27.02.2019.
В заседании судебной коллегии истец Сергеева Л.Д. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика УСЗН ЦАО г. Москвы по доверенности Сидорова Е.Д. против удовлетворения жалобы возражала.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Сергеева Л.П. решением Совета Федеральной палаты адвокатов РФ от 02.05.2006 (протокол N 5) награждена медалью "За заслуги в защите прав и свобод граждан" 2 степени, о чем выдано удостоверение (л.д. 19); в выписке из решения указано, что награждение истца члена Адвокатской палаты г. Москвы произведено на основании представления Совета адвокатских палат субъектов РФ о поощрении адвокатов за высокий профессионализм, принципиальность в отстаивании своей позиции, активное участие в укреплении авторитета звания защитника и в честь профессионального праздника - Дня российской адвокатуры (л.д. 13).
14.11.2017 Сергеева Л.Д. обратилась в отдел социальной защиты населения Пресненского района УСЗН ЦАО г. Москвы по вопросу присвоения ей звания "Ветеран труда", представив указанный документ как основания для его присвоения (л.д. 8), однако решением ответчика от 13.12.2017 ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку сведений о награждении истца ведомственными знаками отличия в труде руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации не представлено, что противоречит положениям постановления Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", а представленное удостоверение о награждении медалью "За заслуги в защите прав и свобод граждан" таковым ведомственным знаком отличия в труде не является (л.д. 11-12).
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действующей на момент обращения истца к ответчику, рассмотрения им заявления и рассмотрения дела в суде, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы и ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты (ст. 1).
В силу ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ ветеранами труда являются: лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1); лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемыйдля назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Положения ст. 7 указанного закона в редакции, действовавшей до 01.07.2016, предусматривали, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (подп. 1), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2).
Из системного толкования положений ст.ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" как в ранее действовавшей, так и в действующей редакции, следует, что ветеранами труда помимо лиц, имеющих удостоверение "Ветеран труда", и лиц, начавших трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющих трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, являются также лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда и признание государством в лице соответствующих должностных лиц и органов власти особых заслуг лица.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; на основании ст.ст. 10, 22 указанного закона меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии; согласно п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 указанного закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
Учитывая изложенное, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у города Москвы как субъекта Российской Федерации имеется право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" с учетом требований и критериев Федерального закона "О ветеранах".
В развитие приведенных положений федерального законодательства в городе Москве принято постановление Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", регулирующее порядок присвоения такого звания.
Положение о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждено постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 443-ПП "О присвоении звания "Ветеран труда", в п. 2 которого указано, что з вание "Ветеран труда" присваивается гражданам: награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента РоссийскойФедерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.); награжденным по состоянию на 30.06.2016 ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (подп. 2.1.1); начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (подп. 2.2.).
Таким образом, критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" а двокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, а согласно ст. 35 указанного Федерального закона Федеральная палата адвокатов РФ является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей адвокатские палаты субъектов РоссийскойФедерации на основе обязательного членства (ч. 1); Федеральная палата адвокатов как орган адвокатского самоуправления в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, а также реализации иных задач, возложенных на адвокатуру в соответствии с законодательством Российской Федерации.Федеральная палата адвокатов является организацией, уполномоченной на представление интересов адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда (ч. 2).
Из Устава Федеральной палаты адвокатов РФ, утвержденного I Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003 следует, что государство и его органы не отвечают по обязательствам Палаты, так же как и Палата не отвечает по обязательствам государства и его органов (ст. 6 Устава), Палата не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 7).
Согласно Положению о мерах, основаниях и порядке поощрения Федеральной палатой адвокатов РФ, утвержденному Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 01.12.2004, применяемые Палатой меры поощрения являются профессиональными знаками отличия труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридический помощи физическим и юридическим лицам, защите их прав и законных интересов (п. 1); мерами поощрения отмечаются достижения в профессиональной деятельности лица, обладающего статусом адвоката и отличившегося: высоким профессиональным мастерством при защите прав, активным участием в защите законных интересов, чести и достоинства адвокатов, их социальных и профессиональных прав, значительным вкладом в воспитании кадров стажеров и молодых адвокатов, обучении их адвокатскому мастерству и нравственным началам адвокатской деятельности, активным участием в организации деятельности адвокатуры в РФ, осуществлением научной и исследовательской деятельности, связанной с функционированием адвокатуры, участием в совершенствовании российского законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности, а также в обеспечении прав и законных интересов граждан (п. 2), при этом медалью "За заслуги в защите прав и свобод граждан" 2 степени награждаются лица, обладающие статусом адвоката и имеющие непрерывный стаж адвокатской деятельности не менее 10 лет (п. 3); награждение производится решением Совета Федеральной палаты адвокатов по своей инициативе, по представлению адвокатской палаты субъекта РФ, по представлению Совета ФПА РФ в федеральном округе (п. 7) (л.д. 15-16).
Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, суд правильно применил вышеуказанные нормы законодательства и пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Сергеевой Л.Д, поскольку представленное истцом удостоверение о награждении медалью Федеральной палаты адвокатов РФ не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда, ввидутого, что не свидетельствует о награждении истца за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, учитывая, что Федеральная палата адвокатов РФ не относится к органам государственной власти, в связи с чем указанная медаль не может рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, являющееся основанием для признания лица ветераном труда.
В апелляционной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда", на указание деятельности адвокатов в Конституции РФ (ст.ст. 46, 48) и в федеральном законодательстве как государственной гарантии защиты прав и свобод граждан в РФ, на участие профессиональных адвокатов наравне с органами прокуратуры в осуществлении судопроизводства, а также на незаконныйотказ в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Федеральной палаты адвокатов РФ при наличии обращения Федеральной палаты адвокатов РФ о возможности отнести награды Федеральной палаты адвокатов РФ по аналогии к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", учитывая, что Положение о мерах поощрения от 01.12.2004 соответствует типовым положениям федеральных ведомств (л.д. 17).
Указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, полномочий по награждению орденами или медалями, присвоению почетных званий Российской Федерации, либо по награждению за продолжительный добросовестный труд нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственнойвласти Российской Федерации Федеральной палате адвокатов РФ не делегировано, награждение гражданина указанной медалью как мерой поощрения некоммерческой организацией не дает оснований полагать, что награждение истца состоялось от имени соответствующего органа государственной власти за продолжительный добросовестный труд и не может явиться основанием для присвоения звания "Ветеран труда" с последующим предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами г. Москвы за счет средств соответствующих бюджетов; оснований полагать процессуальные права истца нарушенными непривлечением к участию в деле Федеральной палаты адвокатов РФ не имеется.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда города Москвы от 29 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергеевой Л.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.