Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Егоровой Ю.Г, Шаровой О.В,
при секретаре Чудиной А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукашенко Н.И. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 20 марта 2019 года, которым постановлено:
"Установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ** равной его рыночной стоимости в размере 12 799 410 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ** в размере 22 758 686 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ** в размере 4 828 225 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ** в размере 3 179 699 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 9 июня 2018 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению по 31 декабря 2018 года.
Взыскать с ООО "ТЕХНОТЕКС" в пользу ** расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 90 000 рублей.",
УСТАНОВИЛА:
ООО "ТЕХНОТЕКС" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами **, **, **, **.
В административном исковом заявлении административный истец просит установить по состоянию на 1 января 2016 года кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ** в размере 12 500 402 рублей, помещения с кадастровым номером ** - в размере 22 461 589 рублей, помещения с кадастровым номером ** - в размере 4 588 932 рублей, помещения с кадастровым номером ** - в размере 2 934 187 рублей, то есть в размере, равном их рыночной стоимости, определенной по результатам оценки, проведенной **.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что является собственником указанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2016 года установлена в размере 21 033 974 рублей 82 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером **; 37 619 173 рублей 18 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером **; 7 928 168 рублей 67 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером **; 5 187 411 рублей 30 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером **.
Несоответствие внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости нежилых помещений их рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Представитель ООО "ТЕХНОТЕКС" по доверенности Н.Ю.А. в судебном заседании поддержала изначально заявленные требования. Каких-либо возражений относительно выводов, содержащихся в заключении судебного эксперта, не представила.
Представитель Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям П.Ю.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в приобщенных к материалам дела письменных пояснениях.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, изучив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что ООО "ТЕХНОТЕКС" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами **, **, **, **, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 15-18), выписками из ЕГРН об основных характеристиках объектов недвижимости (т. 1, л.д. 19-33).
По состоянию на 1 января 2016 года кадастровая стоимость в отношении спорных объектов установлена в размере 21 033 974 рублей 82 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером **; 37 619 173 рублей 18 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером **; 7 928 168 рублей 67 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером **; 5 187 411 рублей 30 копеек - в отношении помещения с кадастровым номером ** (выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости - т. 1, л.д. 34-37).
Административный истец ООО "ТЕХНОТЕКС" в силу требований главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
ООО "ТЕХНОТЕКС" воспользовалось предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений и 9 июня 2018 года обратилось с соответствующими заявлениями о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве.
27 июня 2018 года решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Москве, за N ** административному истцу было отказано в удовлетворении заявлений о пересмотре результатов определения вышепоименованной кадастровой стоимости объектов недвижимости (т. 1, л.д. 38-49), в связи с чем ООО "ТЕХНОТЕКС" обратилось в суд с настоящим административным иском.
ООО "ТЕХНОТЕКС" в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений были представлены отчеты от 20 апреля 2018 года N **, (т. 1, л.д. 50-258, т. 1, л.д. 1-82), подготовленные **, в которых по состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ** определена в размере 12 500 402 рублей, помещения с кадастровым номером ** - в размере 22 461 589 рублей, помещения с кадастровым номером ** - в размере 4 588 932 рублей, помещения с кадастровым номером ** - в размере 2 934 187 рублей.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленных в материалы дела отчетов судом по ходатайству представителя административного ответчика была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам **.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчеты об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, представленные административным истцом, не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
По состоянию на 1 января 2016 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ** определена экспертом в размере 12 799 410 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ** - 22 758 686 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ** - 4 828 225 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером ** - 3 179 699 рублей.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость нежилых помещений должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов недвижимости в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского городского суда от 20 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.