Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2019 г. N 5-АПА19-130 настоящее решение оставлено без изменения
Московский городской суд в составе
судьи Басырова И.И,
с участием прокурора Лазаревой Е.И,
при секретаре Кахно М.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1216/2019 по административному исковому заявлению акционерного общества "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" о признании нормативного правового акта не действующим в части,
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", которое опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 28 ноября 2014 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 67, 2 декабря 2014 года.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1).
Пунктом 1249 названного Перечня (далее перечень на 2015 год) в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 год, включено здание с кадастровым номером 77:01:0004020:1015, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д.1, корп. АБ, общей площадью 10866,7 кв.м (здание 1); пунктом 1250 включено здание с кадастровым номером 77:01:0004020:1016, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д.1, корп. Г, общей площадью 5124,2 кв.м (здание 2); пунктом 1252 включено здание с кадастровым номером 77:01:0004020:1032, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д.1, стр. 20А, общей площадью 7489,9 кв.м (здание 3).
Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" Приложение 1 к постановлению изложено в новой редакции, действующей, с 1 января 2017 года, тем самым, Правительством Москвы утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на налоговый период 2017 года (далее - перечень на 2017 год). Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29.11.2016, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 72, том 2, том 3, том 4.
В названный Перечень, действующий с 1 января 2017 года пунктом 4393 включено здание с кадастровым номером 77:01:0004020:1017, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, корп. Д, общей площадью 672,6 кв.м (здание 4); пунктом 4395 включено здание с кадастровым номером 77:01:0004020:1020, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, стр. 14, общей площадью 211,2 кв.м (здание 5); пунктом 4397 включено здание с кадастровым номером с кадастровым номером 77:01:0004020:1023, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, стр.19, общей площадью 445,4 кв.м (здание 6); пунктом 4398 включено здание с кадастровым номером 77:01:0004020:1024, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д.1, стр.20, общей площадью 134,3 кв.м (здание 7); пунктом 4399 включено здание с кадастровым номером 77:01:0004020:1025, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, стр.21, общей площадью 199,8 кв.м (здание 8); пунктом 4400 включено здание с кадастровым номером 77:01:0004020:1027, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, корп. Ж, стр.22, общей площадью 889,8 кв.м (здание 9); пунктом 4412 включено здание с кадастровым номером 77:01:0004020:1060, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, корп. Л, общей площадью 616,1 кв.м (здание 10); пунктом 4413 включено здание с кадастровым номером 77:01:0004020:1061, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д.1, корп. Э, стр. 18, общей площадью 414 кв.м (здание 11).
Акционерное общество "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" (сокращенное наименование - АО "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения") обратилось в Московский городской суд с административными исковыми требованиями о признании недействующим постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года в части включения в пункты 1249, 1250, 1252 Перечня на 2015 год зданий 1, 2, 3 соответственно, и в части включения в пункты 4393, 4395, 4397, 4398, 4399, 4400, 4412, 4413 зданий 4-11 соответственно.
В обоснование заявленных требований АО "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" ссылается на то, что вышеназванные объекты фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а используются для научно-исследовательской и производственной деятельности, выполнения государственного оборонного заказа. Вид разрешенного использования земельных участков как в настоящее время, так и на момент включения зданий в перечни на 2015 и 2017 года, не предусматривает размещение на них офисных зданий делового, административного, коммерческого назначения и объектов бытового обслуживания. В связи с этим отсутствуют основания для включения зданий в Перечни на 2015 и 2017 года исходя из положений статьи 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций". Истец являлся собственником указанных зданий до октября 2017 года, вследствие чего оспариваемыми пунктами затрагиваются налоговые обязательства данного лица.
Представитель административного истца АО "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" по доверенности Галямова Л.Ш. в судебном заседании административные исковые требования просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы по доверенности Вовк А.С. требования административного истца не признал, указал на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца, поддержал представленные в материалы дела возражения на административное исковое заявление, обратил внимание на то, что все 11 зданий включены в Перечни на 2015 и на 2017 года только исходя из вида разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания - "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); объекты размещения научных организаций (1.2.7); участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9)", поскольку данный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, что в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ дает основание для отнесения названного объекта к административно-деловому центру. Также представитель административного ответчика пояснил, что фактическое использование здания при включении в перечни на 2015, 2017 года не учитывалось.
Выслушав объяснения представителей административных истцов, административного ответчика, изучив материалы дела, проверив постановление в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лазаревой Е.И, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Стороны не ставили под сомнение компетенцию Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления.
Суд считает, что на основании положений пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является органом, который на момент издания постановления, обладал достаточной компетенцией для его принятия.
Постановление подписано Мэром Москвы, в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации размещено на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций, следовательно, введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с п. 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
2.1) расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3000 кв. метров.
5) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
6) нежилых помещений, находящихся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Закона, если назначение таких помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу) на территории города Москвы осуществляется в зависимости от вида разрешённого использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования и (или) предназначения здания (помещений).
В ходе судебного разбирательства установлено и следует из материалов дела, что АО "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" до сентября - ноября 2017 г. являлось собственником следующих 11 зданий:
- с кадастровым номером 77:01:0004020:1015, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д.1, корп. АБ, общей площадью 10866,7 кв.м (здание 1);
- с кадастровым номером 77:01:0004020:1016, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д.1, корп. Г, общей площадью 5124,2 кв.м (здание 2);
- с кадастровым номером 77:01:0004020:1032, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д.1, стр. 20А, общей площадью 7489,9 кв.м (здание 3);
- с кадастровым номером 77:01:0004020:1017, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, корп. Д, общей площадью 672,6 кв.м (здание 4);
- с кадастровым номером 77:01:0004020:1020, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, стр. 14, общей площадью 211,2 кв.м (здание 5);
- с кадастровым номером 77:01:0004020:1023, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, стр.19, общей площадью 445,4 кв.м (здание 6);
- с кадастровым номером 77:01:0004020:1024, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д.1, стр.20, общей площадью 134,3 кв.м (здание 7);
- с кадастровым номером 77:01:0004020:1025, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, стр.21, общей площадью 199,8 кв.м (здание 8);
- с кадастровым номером 77:01:0004020:1027, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, корп. Ж, стр.22, общей площадью 889,8 кв.м (здание 9);
- с кадастровым номером 77:01:0004020:1060, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д. 1, корп. Л, общей площадью 616,1 кв.м (здание 10);
- с кадастровым номером 77:01:0004020:1061, расположенное по адресу: г. Москва, Электрический пер, д.1, корп. Э, стр. 18, общей площадью 414 кв.м (здание 11).
Здания 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 11 располагаются на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004020:1002. Согласно сведениям ЕГРН на 01.01.2015 вид разрешенного использования данного земельного участка был установлен как "эксплуатация комплекса зданий института и использования территории под научно-исследовательскую деятельность (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, производственного снабжения, сбыта и заготовок, земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры, искусства, религии". По состоянию на 01.01.2017 - "объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); объекты размещения научных организаций (1.2.7); участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9)".
Спорные здания 2, 4, 10 располагаются на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0004020:1003, которому на 01.01.2015 и на 01.01.2017 был установлен вид разрешенного использования как "объекты исследовательских организаций (1.2.7); объекты размещения научных организаций (1.2.7); объекты размещения складских предприятий (1.2.9); объекты размещения стоянок, помещений гаражей боксового типа (1.2.3); объекты размещения коммерческих организаций, не связанных с проживанием населения (1.2.7); участки размещения промышленно-производственных объектов: объекты размещения промышленных предприятий (1.2.9)".
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утверждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Порядок установления вида разрешённого использования земельного участка применительно к городу Москве указан в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в городе Москве".
Пунктом 3.2 указанного постановления предусмотрено, что разрешённое использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
Методическими указаниями определено 17 видов разрешенного использования, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (пункт 1.2.9);
Из сравнительного анализа положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Методических указаний следует, что виды разрешённого использования земельных участков, которые предполагают размещение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения исходя из кадастровой стоимости, совпадают со специальными кодами по классификации групп видов разрешённого использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7);
Вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0004020:1002, 77:01:0004020:1003, на которых расположены здания, не в полной мере соответствует виду разрешенного использования, поименованному в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний.
Соответственно, вид разрешенного использования земельных участков не является однозначно определенным, безусловно не свидетельствует о том, что он предусматривает размещение офисных помещений делового, административного и коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания, в связи с чем содержание вида разрешенного использования земельных участков должно быть установлено с учетом фактического использования объектов недвижимости, расположенных на них.
Постановлением Правительства Москвы 14.05.2014 N 257-ПП утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В силу п. 1.2 названного Порядка и п. 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП, уполномоченным органом города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности является Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция).
Сведений о проведении в установленном порядке Госинспекцией в отношении рассматриваемых зданий обследования на предмет определения вида фактического использования зданий до начало налоговых периодов 2015 и 2017 годов не представлено.
Согласно уставу АО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" основной целью деятельности общества является создание новой, перспективной радиолокационной техники военного и гражданского назначения, систем управления вооружением многофункциональных авиационных пилотируемых и беспилотных авиационных комплексов.
Осуществление указанной деятельности осуществляется в спорных зданиях, что подтверждается справкой о дислокации подразделений Общества в налоговые периоды, списком научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общества, лицензиями на осуществление соответствующих видов деятельности, справками о фактическом использовании объектов.
Здание 1 является производственно-лабораторным корпусом и режимным объектом, что подтверждается положениями о лаборатории 020, об отделе N60, о научно-исследовательских отделениях NN 3, 6, 7, о научно-конструкторском отделении 4. С апреля 2015 года здание не эксплуатируется, что подтверждается штатными расписаниями, приказами гендиректора от 16.09.2014 г. N472 и от 28.11.2016 г. N414.
Госинспекцией в 2018 году здание 1 было обследовано, составлен акт от 12.02.2018 г. N 9013506/ОФИ, согласно которому 100% площади здания не используется для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. Согласно фототаблице акта здание не используется, деятельность в нем не осуществляется.
Здание 2 также является производственно-лабораторным корпусом. С апреля 2015 года здание не эксплуатируется, что подтверждается штатными расписаниями.
Госинспекцией в 2018 году здание 2 было обследовано, составлен акт от 12.02.2018 г. N 9013510/ОФИ, согласно которому 100% площади здания не используется для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. Согласно фототаблице акта здание не используется, деятельность в нем не осуществляется.
Здание 3 является лабораторным корпусом и режимным объектом, в котором осуществляется производственная и научно-исследовательская деятельность. Указанные обстоятельства подтверждаются положениями о научно-исследовательском отделении N14, об отделе N79, штатным расписанием, приказами гендиректора от 16.09.2014 г. N472 и от 28.11.2016 г. N414.
Госинспекцией в 2018 году здание 3 было обследовано, составлен акт от 12.02.2018 г. N 9013510/ОФИ, согласно которому 100% площади здания используется для иных целей: лаборатории и наука.
Здание 4 является котельной, площадь здания 672, 6 кв.м. Согласно приказу генерального директора от 01.08.2016 г. эксплуатация котельной прекращена.
Госинспекцией в 2018 году здание 4 было обследовано, составлен акт от 12.02.2018 г. N 9013511/ОФИ, согласно которому 100% площади здания не используется для целей налогообложения в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. Согласно фототаблице акта здание не эксплуатируется.
В здании 5 располагается трансформаторная подстанция площадью 112,2 кв.м, что подтверждается экспликацией на здание и справкой о фактическом использовании.
Госинспекцией в 2018 году здание 5 было обследовано, составлен акт от 12.02.2018 г. N 9013513/ОФИ, согласно которому 100% площади здания используется для иных целей: технические помещения.
В здании 6 располагается электрощитовая площадью 445,4 кв.м, что подтверждается экспликацией на здание и справкой о фактическом использовании.
Госинспекцией в 2018 году здание 6 было обследовано, составлен акт от 12.02.2018 г. N 9013514/ОФИ, согласно которому 100% площади здания используется для иных целей: технические помещения.
В здании 7 располагается заготовительный цех площадью 134,3 кв.м, что подтверждается экспликацией на здание и справкой о фактическом использовании.
Госинспекцией в 2018 году здание 7 было обследовано, составлен акт от 12.02.2018 г. N 9013515/ОФИ, согласно которому 100% площади здания используется для иных целей: иное использование (с указанием вида деятельности или использования при возможной идентификации). Также в акте указано на то, что здание длительное время не используется.
В здании 8 располагаются складские помещения площадью 199,8 кв.м, что подтверждается экспликацией на здание, штатным расписанием. Также оно является режимным объектом, что подтверждается приказом гендиректора от 28.11.2016 г. N 414.
Госинспекцией в 2018 году здание 8 было обследовано, составлен акт от 12.02.2018 г. N 9013516/ОФИ, согласно которому 100% площади здания используется для иных целей: склады, не связанные с торговлей.
В здании 9 располагаются складские помещения площадью 889,8 кв.м, что подтверждается экспликацией на здание и справкой о фактическом использовании.
Госинспекцией в 2018 году здание 9 было обследовано, составлен акт от 12.02.2018 г. N 9013517/ОФИ, согласно которому 100% площади здания используется для иных целей: склады, не связанные с торговлей.
В здании 10 располагается гараж площадью 616,1 кв.м, что подтверждается экспликацией на здание, положением о транспортном отделе и справкой о фактическом использовании.
Госинспекцией в 2018 году здание 10 было обследовано, составлен акт от 12.02.2018 г. N 9013521/ОФИ, согласно которому 100% площади здания используется для иных целей: гаражи, автостоянки.
Здание 11 является лабораторным корпусом и режимным объектом, в котором осуществляется производственная и научно-исследовательская деятельность. Указанные обстоятельства подтверждаются экспликацией на здание, штатным расписанием, приказом гендиректора от 28.11.2016 г. N 414.
Госинспекцией в 2018 году здание 11 было обследовано, составлен акт от 12.02.2018 г. N 9013520/ОФИ, согласно которому 100% площади здания используется для иных целей: лаборатории и наука.
На территории предприятия действует пропускной режим, что подтверждается инструкцией, утвержденной приказом гендиректора от 19.03.2019 г. N 72 дсп.
Помещения в спорных зданиях в аренду в юридически значимый период не сдавались.
Рассматриваемые здания фактически в целях, установленных ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1. Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций" в налоговые периоды 2015, 2017 годов не использовались.
Доказательств того, что помещения здания фактически использовались для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (не менее 20 процентов от общей площади здания) и отвечали условиям, установленным ст. 378.2 НК РФ, ответчиком не представлено.
Таким образом, указанный вид разрешённого использования земельных участков, на которых расположены рассматриваемые здания, учитывая установленные обстоятельства фактического использования зданий, не позволяет отнести к земельным участкам, предназначенным для размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Соответственно, именно на Правительство Москвы возложена обязанность по доказыванию соответствия объектов недвижимости, включённых в оспариваемые Перечни, признакам административно-делового и (или) торгового центров, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 и законности включения объектов недвижимости в Перечни.
Однако Правительством Москвы таких доказательств, подтверждающих обоснованность включения в Перечни на 2015, 2017 года зданий, не представлено.
С учетом неопределенности вида разрешенного использования земельных участков и установленного вида фактического использования зданий, рассматриваемые объекты недвижимого имущества, включенные в указанные пункты Перечней на 2015, 2017 года, не соответствует критериям ст. 378.2. НК РФ и п. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы "О налоге на имущество организаций".
Поскольку оспариваемые положения содержат противоречия названному выше федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Оспариваемые положения пунктов 1249, 1250, 1252 перечня на 2015 год затрагивают права административного истца, при этом его срок действия ограничен 2015 годом, то есть распространяется на истекший налоговый период.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункты 1249, 1250, 1252 Перечня на 2015 год подлежат признанию недействующими с момента принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года.
Постановление Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП", которым Перечень изложен в новой редакции, включивший оспариваемые пункты 4393, 4395, 4397, 4398, 4399, 4400, 4412, 4413, вступило в силу с 1 января 2017 года.
При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца пункты 4393, 4395, 4397, 4398, 4399, 4400, 4412, 4413 Перечня на 2017 год подлежат признанию недействующими с 01 января 2017 года.
В связи с удовлетворением требований административного истца, суд, на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу о взыскании с Правительства Москвы в пользу АО "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд 4500 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е
Ш И Л:
Административное исковое заявление акционерного общества "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" пункты 1249, 1250, 1252 приложения 1 к нему, в редакции, действовавшей до 1 января 2016 года.
Признать недействующим с 1 января 2017 года пункты 4393, 4395, 4397, 4398, 4399, 4400, 4412, 4413 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции п остановления Правительства Москвы от 29.11.2016 N 789-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу акционерного общества "Корпорация "Фазотрон-Научно-исследовательский институт радиостроения" в счёт возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.