Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., изучив кассационную жалобу Нурягдыева Г.Э., поступившую в кассационную инстанцию Московского городского суда 03.06.2019 г., на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 03.12.2018г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.02.2019 г. по гражданскому делу по иску Нурягдыева Г.Э. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права на постановку на жилищную учет, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Нурягдыев Г.Э. обратился в суд с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права на постановку на жилищный учет, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в 2000 году был уволен с военной службы по состоянию здоровья, в 2009 году избрал город Москву постоянным местом жительства, однако жилым помещением до настоящего времени не обеспечен. Полагая свои права нарушенными, истец просил суд признать его право на постановку на жилищный учет, обязать Департамент городского имущества г. Москвы поставить истца на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставить жилое помещение по договору социального найма.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 03.12.2018г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.02.2019 г. решение Пресненского районного суда г. Москвы от 03.12.2018г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В силу ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что Нурягдыев Г.Э. в 2000 году был уволен с военной службы по состоянию здоровья, в 2009 году избрал город Москву постоянным местом жительства.
Как следует из материалов дела, Нурягдыев Г.Э. имел регистрацию по месту жительства в период с 28.07.2011 года по 21.10.2011 года по адресу: *; с 21.10.2011 года по 22.05.2017 года по адресу: *; с 22.05.2017 года по настоящее время по адресу: *.
Согласно пенсионному удостоверению N *, выданному истцу 01.01.2012 года, Нурягдыеву Г.Э. назначена пенсия по инвалидности.
Истец обратился в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением по жилищному вопросу, на что письмом от 19.02.2018 года N * ему были даны разъяснения о порядке постановки на жилищный учет.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции руководствуясь ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 года N 76-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Так, согласно абз. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01.01.2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд согласился с доводами Департамента городского имущества г.Москвы об отсутствии с их стороны нарушений жилищных прав истца, поскольку судом не установлено, что истец был поставлен на жилищный учет до 01.01.2005 года, как не установлено того, что материалы учетного дела в отношении истца передавались от соответствующего органа местного самоуправления в Департамент городского имущества г.Москвы. На обращение истца письмом Департамента городского имущества г.Москвы от 19.02.2018 года N * ему разъяснялся порядок постановки на жилищный учет, отказом в принятии истца и членов его семьи на жилищный учет данное письмо не является, иных распорядительных актов в отношении истца и членов его семьи по вопросу постановки на жилищный учет Департаментом не принималось.
Учитывая, что на жилищном учете истец не состоит, суд признал, что требование об обязании ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма заявлено истцом преждевременно, так как нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке истец не признан.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
В г.Москве порядок рассмотрения вопросов о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях определен административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 г. N 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы", подача заявлений о предоставлении государственных услуг осуществляется через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы, однако истец в таком порядке с заявлением о признании его нуждающимся в жилых помещениях и постановке на жилищный учет не обращался, письмо Департамента городского имущества от 19.02.2018 года N * жилищных прав истца не нарушает и не свидетельствует об отказе в принятии истца на жилищный учет.
Доводы заявителя о том, что суд должен был по существу разрешить требования истца о наличии у него права быть признанным нуждающимся в предоставлении жилого помещения с принятием на жилищный учет, судом апелляционной инстанции обоснованно отклонены, поскольку суд не вправе самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в ведении уполномоченного на их разрешение органа исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение конституционного принципа разделения властей.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 3 ГПК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены, поскольку судебной защите подлежит нарушенное право.
Между тем, решения об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений Департаментом городского имущества г.Москвы не принималось, данный вопрос по существу им не рассматривался ввиду несоблюдения истцом требований действующего на дату подачи заявления Административного регламента.
Таким образом, установив отсутствие со стороны Департамента городского имущества г.Москвы нарушений жилищных прав истца, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы заявителя не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судов нижестоящих инстанций или опровергали выводы судебных актов, основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, в связи с чем не могут послужить основанием к отмене состоявшихся судебных актов.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах и иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
Оснований для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Нурягдыева Г.Э. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 03.12.2018г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.02.2019 г. по гражданскому делу по иску Нурягдыева Г.Э. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права на постановку на жилищную учет, обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения по договору социального найма - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда С.Э. Курциньш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.