Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., рассмотрев кассационную жалобу Самина М.И., направленную посредством почтовой связи 08 апреля 2019 года и поступившую в Московский городской суд 15 апреля 2019 года, на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 13 июля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 декабря 2018 года по административному исковому заявлению Самина М.И. к Призывной комиссии Обручевского района ЮЗАО г. Москвы, ОВК Гагаринского района ЮЗАО г. Москвы о признании незаконным решения призывной комиссии,
установил:
Самин М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Призывной комиссии Обручевского района ЮЗАО г. Москвы, ОВК Гагаринского района ЮЗАО г. Москвы об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, ссылаясь на то, что отказ комиссии нарушает его право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, гарантируемый п. 3 ст. 59 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 13 июля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 декабря 2018 года решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 13 июля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
15 мая 2019 года данное дело было истребовано из Гагаринского районного суда г. Москвы для проверки в кассационном порядке и 22 мая 2019 года поступило в Московский городской суд.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ, по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судебными инстанциями допущено не было.
Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Положениями статьи 11 Федерального закона N 113-ФЗ установлено, что граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.
Согласно абзацу 1 части 4 статьи 12 Федерального закона N 113-ФЗ гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Применительно к названным нормам материального права, а также предписаниям статьи 62, части 1 статьи 218, частям 9 и 11 статьи 226, статье 227 КАС РФ суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установилследующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что Самин М*И*, * года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате Гагаринского района ЮЗАО г. Москвы с 14 марта 2017 года.
10 апреля 2018 года Самин М.И. подал в военный комиссариат Гагаринского района ЮЗАО г. Москвы заявление о замене воинской службы по призыву альтернативной гражданской службой.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 N113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
23 апреля 2018 года Самину М.И. была направлена повестка о явке 25.04.2018 к 11 час. 30 мин на заседание призывной комиссии для рассмотрения заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Оспариваемым решением призывной комиссии Обручевского района ЮЗАО г. Москвы от 25.04.2018 Самину М.И. было отказано в замене службы по призыву альтернативной гражданской службой, так как он нарушил сроки подачи заявления, определяемые ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 N113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256. При вынесении решения комиссией также учтено, что в нарушение п. 1 ст. 11 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" Саминым М.И. не были представлены доказательства в подтверждение доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям и вероисповеданию.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований Самина М.И, суд первой инстанции исходил из того, что обжалуемое решение об отказе в замене службы по призыву альтернативной гражданской службой было принято призывной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", из представленных документов, характеризующих Самина М.И, объективно не следует и не усматривается, что административный истец в действительности имеет устойчивые убеждения, подтверждающиеся в его образе жизни, характере поведения на протяжении значительного периода времени, которые противоречат несению военной службы, автобиография, характеристика с места учёбы не содержат сведений, обосновывающих формирование у заявителя искренних и глубоких убеждений, которые делают невозможным прохождение административным истцом военной службы.
Судебная коллегия, проверяя решение суда в апелляционном порядке, с выводами суда согласилась, не найдя оснований для его отмены, одновременно указав на следующее.
Самин М.И, подлежащий призыву на военную службу в апреле-июне 2018 года, должен был подать заявление до 1 октября 2017 года, между тем он обратился в военный комиссариат с соответствующим заявлением в апреле 2018 года; уважительных причин пропуска срока подачи заявления не представлено; в обоснование законности принятого решения об отказе Самину М.И. в замене службы по призыву альтернативной гражданской службой в материалы дела представлено личное дело призывника, содержащее заявления о замене службы по призыву альтернативной гражданской службой и материалы о рассмотрении указанного заявления.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах, иное толкование норм материального права, и не могут служить предусмотренными ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, поскольку суд кассационной инстанции правом переоценки доказательств не наделен.
Религия "Пастафарианство" не выступает против государства, в том числе его формы, следовательно доводы истца о приверженности к этой религии не дает ему право на предоставление права на альтернативную службу.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Самина М.И. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 13 июля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 декабря 2018 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда С.Э. Курциньш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.