Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., изучив кассационную жалобу представителя Попова Д.Д. по доверенности Чурсина О.А., поступившую в Московский городской суд 03.06.2019 г., на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 29.08.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20.03.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Попова Д.Д. к Призывной комиссии района Обручевский г. Москвы, Военному комиссариату Гагаринского района г. Москвы о признании решения о призыве на военную службу, заключения врача незаконными, освобождении от призыва на военную службу,
установил:
Попов Д.Д. обратился в суд с указанным выше административным иском. В обоснование заявленных требований указал, что решением призывной комиссии неверна определена категория годности к военной службе *. С решением призывной комиссии и заключением врачей Попов Д.Д. не согласен, утверждая, что страдает рядом заболеваний, наличие которых влечет определение его категории годности к военной службе *, в связи с чем считает, что он должен быть освобожден от призыва на военную службу.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 29.08.2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20.03.2019 г. решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 29.08.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене судебных постановлений по делу и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций допущено не было.
Судами нижестоящих инстанций установлено, что Попов Д.Д, * года рождения состоит на воинском учете в военном комиссариате Гагаринского района ЮЗАО г. Москвы.
До июня 2015 года решением призывной комиссии Попову Д.Д. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения, по окончании действия которой Попов Д.Д. вызван в военный комиссариат Гагаринского района ЮЗАО г. Москвы на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
30.10.2015 года при прохождении медицинского освидетельствования Попов Д.Д. направлен на дополнительное медицинское обследование в *, где находился на обследовании в травматологическом отделении в период с 26.11.2015 г. по 27.11.2015 г. По результатам обследования составлен акт исследования состояния здоровья и выписной эпикриз.
16.12.2015 года Попов Д.Д. решением призывной комиссии признан временно не годным к военной службе (*) на 6 месяцев - до 01.06.2016г.
07.07.2016 года после прохождения медицинского освидетельствования Попов Д.Д. направлен на медицинское обследование в *, где находился на стационарном обследовании в период с 11.07.2016г. по 15.07.2016г. По результатам обследования составлен акт исследования состояния здоровья и выписной эпикриз.
02.12.2016 года Попов Д.Д. повторно направлен на медицинское обследование в * по причине дефектов медицинского заключения * от 15.07.2016г. (лист медицинского освидетельствования хирурга).
В период с 14.12.2016 г. по 16.12.2016 г. Попов Д.Д. находился на обследовании в травматологическом отделении больницы; по результатам обследования составлен акт исследования состояния здоровья и выписной эпикриз.
12.04.2017 года Поповым Д.Д. пройдено медицинское освидетельствование, по результатам которого Попову Д.Д. определена категория годности * (годен к военной службе с незначительными ограничениями) по ст. 81 "г" графы I Расписания болезней и ТДТ, приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565, после чего Д.Д. Попов направлен на заседание призывной комиссии Обручевского района г. Москвы.
Решением призывной комиссии района "Обручевский" объединенного военного комиссариата ЮЗАО г. Москвы Попов Д.Д. призван на военную службу.
Решение призывной комиссии оспорено Д.Д. Поповым в судебном порядке.
Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 01.08.2017г. в удовлетворении требований Попову Д.Д. о признании незаконным решения призывной комиссии отказано.
04.04.2018 года Д.Д. Поповым пройдено медицинское освидетельствование, по результатам которого ему определена категория годности * (годен к военной службе с незначительными ограничениями) по ст. 81 "г" графы I Расписания болезней и ТДТ, приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565, после чего Д.Д. Попов был направлен на заседание призывной комиссии Обручевского района г. Москвы.
11.04.2018 года решением призывной комиссии Обручевского района г. Москвы Попов Д.Д. призван на военную службу.
Разрешая требования административного иска, суд первой инстанции исходил из выполнения необходимых мероприятий призывной комиссией, а также из отсутствия оснований для признания незаконным решения призывной комиссии Обручевского района г. Москвы.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с данными выводами суда первой инстанции.
На основании п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со ст. 28 Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 5.1 Федеральным законом N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. года N 663), призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п. 13 Положения при призыве на военную службу организация обязательного медицинского освидетельствования призывника, возлагается на призывную комиссию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 утверждено Положение о военно - врачебной экспертизе.
Согласно пункту 1 Положения военно - врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно - строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно - учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно - врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно - учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно - врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно - учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно - учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при образовательных организациях, граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи - специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
В соответствии с пунктом 69 Положения о военно - врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).
В соответствии с п. 13 Инструкции "О порядке медицинского обеспечения граждан Российской Федерации до их первоначальной постановки на воинский учет", утвержденной Приказом Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001г. (ред. от 11.10.2010г.) "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе" призывнику, признанному временно негодным к военной службе, при объявлении решения призывной комиссии выдается направление (приложение N 13 к Инструкции по подготовке и проведению призыва) на лечение, в котором дата явки на призывной пункт с результатами обследования (лечения) для повторного медицинского освидетельствования не указывается.
Указанные призывники заносятся в список N 1, который до 10 июля года призыва и до 10 января года, следующего за годом призыва, направляется военным комиссариатом в органы местного самоуправления в сфере здравоохранения и медицинские учреждения, в которые призывники направлены на лечение.
Списки N 1 регистрируются в военном комиссариате, органе местного самоуправления в сфере здравоохранения, медицинском учреждении и подшиваются в соответствующее дело.
Одновременно со списком N 1 на каждого призывника военные комиссариаты направляют в медицинское учреждение медицинскую карту амбулаторного больного и другие медицинские документы, характеризующие состояние его здоровья, а также два бланка акта исследования состояния здоровья (приложение N 5 к Инструкции).
Согласно п. 18 Инструкции контроль за своевременностью поступления учтенных граждан на амбулаторное (стационарное) обследование (лечение) возлагается на главных врачей соответствующих медицинских учреждений и медицинских работников военных комиссариатов, а за полноценностью обследования (лечения) указанных граждан и качеством оформления на них врачебно-экспертной документации - на заведующего (начальника) отделением медицинского учреждения.
Исходя из п. 19 Инструкции учтенный гражданин при необходимости может быть направлен на обследование (лечение) в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации. Перечень последних по представлению военного комиссариата субъекта Российской Федерации и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения утверждается главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводится до военных комиссариатов.
Оценивая приведенные выше обстоятельства в совокупности с предписаниями действующего законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о правильности выводов суда первой инстанции о том, что доводы об отсутствии правовой оценки призывной комиссией заключения независимой военно-врачебной экспертизы от 25.10.2017г. N 286 о состоянии здоровья Попова Д.Д, не нашли своего подтверждения. Заключение независимой военно - врачебной экспертизы N * от 25.10.2017г. было представлено административным истцом и затем оценено членами призывной комиссии, на основании чего было принято оспариваемое заключение.
Судами нижестоящих инстанций не установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности решения п ризывной комиссии Обручевского района г. Москвы.
Таким образом, у судов нижестоящих инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Попова Д.Д. по доверенности Чурсина О.А. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 29.08.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 20.03.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Попова Д.Д. к Призывной комиссии района Обручевский г. Москвы, Военному комиссариату Гагаринского района г. Москвы о признании решения о призыве на военную службу, заключения врача незаконными, освобождении от призыва на военную службу - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда С.Э. Курциньш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.