Судья Московского городского суда Курциньш С.Э., изучив кассационную жалобу Садат Т., поступившую в Московский городской суд 04.06.2019 г., на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 31.10.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12.03.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Садат Т. к Департаменту образования г. Москвы о признании незаконным требования об обязательной подаче заявлений о приеме в школы г. Москвы через о фициальный портал Мэра Москвы, организации зачисления детей в общеобразовательное учреждение рядом с местом фактического проживания, признании незаконным бездействия в части обеспечения детей общему среднему образованию, непринятии мер реагирования по заявлению от 10.04.2018 года ,
установил:
Садат Т. обратилась в суд с административным иском к Департаменту образования г. Москвы, в котором просила признать незаконным требование об обязательной подаче заявлений о приеме в школы г. Москвы через о фициальный портал Мэра Москвы htt ps:// www.mos.ru/, так как в нем отсутствует возможность подачи заявления в общеобразовательные учреждения (школы) без указания адреса регистрации по месту жительства или пребывания ; о рганизовать зачисление детей * в одно из общеобразовательных учреждений г. Москвы рядом с местом фактического проживания (район Нагорный или Чертаново Северное) ; п ризнать незаконным бездействие Департамента образования города Москвы в части обеспечения детей семьи * доступом к общему среднему образованию; непринятии мер реагирования в связи с заявлением от 10.04.2018г.
В обоснование требований административный истец указала, что 10.04.2018 года ей был направлен запрос в Департамент образования города Москвы с просьбой о разъяснении порядка поступления в общеобразовательные организации (школы) г. Москвы детей, не имеющих регистрации в г. Москве, и не имеющих вследствие этого возможности воспользоваться сервисами официального портала Мэра Москвы https://www.mos.ru/. В ответе на этот запрос заместитель начальника Управления по работе с обращениями граждан * сообщила, что прием граждан в образовательные организации возможен только посредством регистрации заявления на Портале. Данный ответ и изложенную в нем информацию заявитель считает нарушающим ее права, так как отсутствует возможность подачи заявления о приеме детей в общеобразовательные организации (школы) города Москвы не через официальный портал Мэра Москвы https://www.mos.ru. При том, что через портал https://www.mos.ru. невозможно подать заявление о приеме в школу, если ребенок не имеет регистрации по месту жительства или пребывания в городе Москве, что, по мнению заявителя, нарушает принципы всеобщего равного доступа к образованию, установленные российским законодательством и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 31.10.2018 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12.03.2019 г. решение Мещанского районного суда г. Москвы от 31.10.2018 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений по делу.
В силу ч. 3 ст. 323 КАС РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных актов остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с административным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций допущено не было.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Так применительно к части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела установлено, что Т. Садат является матерью несовершеннолетних: * года рождения и * года рождения.
10.04.2018г. административный истец направила в адрес административного ответчика заявление, в котором просила организовать возможность зачисления ее детей в московскую государственную образовательную организацию (школу) без указания адреса и предоставления документа, подтверждающего регистрацию ребенка по месту жительства или по месту пребывания.
11.05.2018 года Департаментом образования г. Москвы рассмотрено обращение Садат Т. и ей предоставлен ответ N *, согласно которому заявителю был разъяснен порядок приема граждан в образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования. Заявителю сообщено, что зачисление детей в образовательные организации города Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей), зарегистрировавших электронное заявление на официальном портале Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru. При подаче заявителем электронного заявления в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка сведений, указанных в электронном заявлении. Если данные, указанные в заявлении, не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости подтвердить указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения сведений, указанных в заявлении. Также в указанном ответе, заявителю было разъяснено, что при возникновении трудностей при регистрации электронного заявления он может обратиться в Центр информирования населения о предоставлении образовательных услуг Департамента образования города Москвы.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку действия должностных лиц административного ответчика не противоречат требованиям действующего законодательства; административный ответчик выполнил требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", поскольку зарегистрировал обращение Садат Т.(ст. 8), принял его к рассмотрению (ст. 9), рассмотрел, о чём заявителям дан ответ по существу (ст. 10, ст. 11), в установленный Законом срок; заявитель не представил суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика; непредставление детям административного истца мест в образовательных учреждениях связано исключительно с несоблюдением административным истцом порядка зачисления детей в образовательные организации г. Москвы.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Статьей 5 Федерального закона от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего и среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, а также организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 года N 32, согласно которому правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Согласно п. 9 указанного приказа прием граждан в ОООД осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.07. 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
ОООД может осуществлять прием указанного заявления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования.
Для приема в ОООД: родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.
Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (п. 5.).
Таким образом, обязанность по зачислению детей на обучение возникает только в случае проживания ученика на закрепленной территории, либо при наличии свободных мест в классе.
В целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на основании постановления Правительства Москвы от 10.07.2013 N 447-ПП создана Комплексная информационная система "Государственные услуги в сфере образования в электронном виде" (КИС "ГУСОЭВ").
Зачисление детей в образовательные организации города Москвы осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей), зарегистрировавших электронное заявление в автоматизированной информационной системе с использованием Портала (www.mos.ru), при предъявлении в образовательную организацию документов, определенных вышеназванным порядком и подтверждающих сведения, указанные в заявлении.
При подаче заявителем электронного заявления на сайт mos.ru в автоматическом режиме с помощью межведомственного электронного взаимодействия осуществляется проверка сведений, указанных в электронном заявлении. Если данные не подтверждены в ходе межведомственной проверки, заявитель информируется о необходимости предоставить документы, подтверждающие указанные сведения, в течение 20 календарных дней. Заявление регистрируется в электронном реестре заявлений после подтверждения указанных сведений.
КИС "ГУСОЭВ" является государственной информационной системой города Москвы, предназначенной для предоставления услуг в сфере образования и исполнения государственных функций в сфере образования, в том числе в электронной форме. Государственная информационная система города Москвы функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
КИС "ГУСОЭВ" обеспечивает прием и обработку запросов (заявлений) о предоставлении услуг в сфере образования и автоматически выстраивает очередность детей в электронном виде с учетом их возраста, приоритетов и имеющихся льгот.
В КИС "ГУСОЭВ" регистрируются электронные заявления на детей, зарегистрированных органами регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания на территории города Москвы.
Заявление регистрируется родителями самостоятельно на сайте mos.ru в разделе "Услуги и сервисы" ( https://www.mos.ru/serviees).
Наряду с этим, статьей 33 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право граждан на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, а также то, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения с подготовкой ответа по существу поставленных вопросов.
Принимая во внимание изложенное, суды нижестоящих инстанций не усмотрели незаконных решений, действий (бездействия) административного ответчика, напротив, полагая, что последний в рассматриваемых правоотношениях действовал без нарушения прав и интересов административного истца, ее несовершеннолетних детей, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами; оснований полагать, что административным ответчиком нарушено право на образование, иным образом созданы препятствия к его осуществлению, у суда не имелось; на обращение заявителя Департаментом образования города Москвы дан ответ, в связи с чем указанное обращение рассмотрено в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; заявителю направлен письменный ответ по существу изложенных в обращении вопросов, подробно разъяснены вопросы приема в образовательную организацию (школу); реализация права на образование носит заявительный порядок, от действий (бездействия) административного ответчика не зависит, административный истец не лишен возможности в установленном порядке обратиться по вопросу зачисления в образовательные учреждения г. Москвы в Центр информирования о предоставлении образовательных услуг Департамента образования города Москвы.
Таким образом, у судов нижестоящих инстанций отсутствовали правовые основания для удовлетворения административных исковых требований.
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит, следовательно, основания для передачи жалобы для рассмотрения по существу в суд кассационной инстанции - Президиум Московского городского суда, отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 323, 324 КАС РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Садат Т. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 31.10.2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 12.03.2019 г. по административному делу по административному исковому заявлению Садат Т. к Департаменту образования г. Москвы о признании незаконным требования об обязательной подаче заявлений о приеме в школы г. Москвы через о фициальный портал Мэра Москвы, организации зачисления детей в общеобразовательное учреждение рядом с местом фактического проживания, признании незаконным бездействия в части обеспечения детей общему среднему образованию, непринятии мер реагирования по заявлению от 10.04.2018 года - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отказать.
Судья Московского
городского суда С.Э. Курциньш
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.