Судья Казанцев О.А. дело N 7-6648/2019
РЕШЕНИЕ
18 июня 2019 года город Москва
Судья Московского городского суда Притула Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и дополнение к ней защитника ФГБУ "***" *** на решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 07 февраля 2019 г, которым
оставлено без изменения постановление N *** старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами *** от 31 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "***" ***, жалоба - без удовлетворения,
установил:
постановлением N *** старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами от 31 октября 2018 года ФГБУ "***" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Считая постановление незаконным и необоснованным, защитник обратился в Преображенский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное решение.
В жалобах защитник просит отменить решение судьи и постановление должностного лица, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в действиях ФГБУ "***" отсутствует вина во вменяемом правонарушении, закон не регламентирует порядок получения данного согласования, в целях соблюдения норм действующего законодательства ФГБУ "***" письмами от 24 июля 2017 года и от 08 ноября 2018 года обращалось в Минприроды о согласовании социально-экономической деятельности ФГБУ "***" на территории Национального парка "Лосиный остров" и в его охранных зонах. В этой связи, считают, что ФГБУ "***" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению п. 4 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ.
В судебном заседании суда второй инстанции защитники *** и *** поддержали доводы жалобы, по обстоятельствам дела пояснили, что во избежание негативных последствий неоднократно обращались в Минестерство природных ресурсов и экологии РФ по вопросу согласования социально-экономической деятельности, в частности 24 июля 2017 года исх. N ***, 08 ноября 2018 года и в апреле 2019 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых актов и прекращения производства по делу ввиду следующего.
Нижестоящими инстанциями установлено, что 26 сентября 2018 года в 12 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 45, на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном в границах Национального парка "Лосиный остров", ФГБУ "***" совершило нарушение режима особой охраны национального парка "Лосиный остров" о соблюдении обязательных требований природоохранного законодательства РФ, установленных п. 4 ст. 15 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" N ЗЗ-ФЗ от года 14.03.1995 года, выразившееся в ведении социально-экономической деятельности без согласования с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Минприроды России.
ФГУБ "***" не согласовало с Минприроды России социально-экономическую деятельность, выраженную в использовании в границах Национального парка "Лосиный остров" земельного участка с кадастровым номером ***, в том числе для размещения и содержания на нем сооружений, эксплуатации больницы, оказания услуг.
При этом судья и должностное лицо пришли к выводу, что факт совершения административного правонарушения и виновность ФГБУ "***" подтверждены материалами дела.
С данными выводами судьи первой инстанции и должностного лица административного органа согласиться нельзя, так как он сделан без полного выяснения всех обстоятельств дела.
В силу ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об охране природных территорий национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона об особо охраняемых природных территориях федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "***" создана в декабре 1974 года. Учреждению предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, вл. 45 с кадастровым номером ***, площадью *** кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - эксплуатация зданий больницы в соответствии с уставными видами деятельности. Ограничений в зонах с особыми условиями использования территорий, особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации не зарегистрировано в ЕГРН в отношении указанного земельного участка.
Данный земельный участок является смежным с земельным участком национального парка "Лосиный остров" ***, последний образован Постановлением Совета Министерством РСФСР от 24 августа 1983 года N 401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров", границы которого установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04 мая 1979 года N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров". Решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 10 октября 1988 N 2130-1344 "Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка" границы парка были уточнены. На основании Постановления Совета Министров СССР от 31 августа 1989 года N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Совета Министров РСФСР от 05 октября 1989 года N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров". Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29 апреля 1992 года N 235-113 "Лосиный остров" границы парка расширены. Земельные участка предоставлены национальному парку "Лосиный остров" в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоустанавливающими документами. Постановлением Правительства Российской Федерации национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров"
В соответствии с Положением о национальном парке "Лосиный остров" (утв. приказом Минприроды России от 26 марта 2012 года N 82) Национальный парк отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2055-р к ведению Минприроды России.
Для обеспечения выполнения задач возложенных на национальный парк, создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров".
В целях соблюдения норм действующего законодательства ФГБУ "***" обратилась письмом исх. N *** от 28 июня 2017 года к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации Донскому С.Е. о согласовании социально-экономической деятельности Учреждении.
Ответом заместителя директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды *** исх. N *** от 24 июля 2017 года ФГБУ "***" сообщено, что для рассмотрения указанного вопроса необходимо проведение обследования территории с выездом представителя на место, составление акта технического обследования территории с уточнением границ указанного участка, в связи с чем, предложено заявителю обратиться в ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" для заключения договора на оформление документации.
Данный ответ получен ФГБУ "***" 01 августа 2017 года.
На основании полученного ответа и рекомендаций от Минприроды России ФГБУ "***" направило письмо исх. N ***от 25 сентября 2017 года в адрес ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" с приложением необходимых документов и просьбой согласовать социально-экономическую деятельность ФГБУ "***" в установленном законом порядке.
Данное письмо было получено ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" 18 октября 2017 года вх. N 1/06-4112.
29 сентября 2018 года б/н ФГБУ "***" повторно направило письмо в адрес ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" с приложением необходимых документов и просьбой согласовать социально-экономическую деятельность ФГБУ "***" в установленном законом порядке.
03 октября 2018 года между ФГБУ "***" и ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" был заключен договор N ***по оформлению документации для дальнейшего обращения в Минприроды России по вопросу согласования социально-экономической деятельности хозяйствующим субъектом и его охранной зоне, сроком до 05 ноября 2018 года.
03 октября 2018 года директор ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" Сарафанов И.Г. в соответствии с запросами от 01 октября 2018 года N ***, поданных Минприроды России, уведомил Минприроды России об обращении ФГБУ "***" по вопросу согласования социально-экономической деятельности, указав, что земельный участок заявителю предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначен для эксплуатации зданий больницы в соответствии с уставными видами деятельности, который находиться в границах национального парка и является сторонним землепользователем согласно приложению N 1 к Государственному акту N *** от 28 декабря 1994 года.
29 октября 2018 года директор ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" Сарафанов И.Г. в соответствии с обращением от 29 сентября 2018 года б/н, поданного ФГБУ "***", направил письмо, в котором не возражал против осуществления ФГБУ "***" испрашиваемой деятельности в границах земельного участка.
08 ноября 2018 года в целях соблюдения норм действующего законодательства ФГБУ "***" обратилась письмом исх. N *** к Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации о согласовании социально-экономической деятельности Учреждении.
Таким образом, в период вменения ФГБУ "***" действий по нарушению установленного режима и правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территории национального парка Учреждением предпринимались все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом необходимо отметить, что ФГБУ "***" заблаговременно, в 2017 году, пыталось обсудить вопрос о согласовании деятельности на территории Национального парка, что свидетельствует о том, что заявителем предприняты меры на соблюдение правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФГБУ "***" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению п. 4 ст.15 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ.
При указанных обстоятельствах вывод должностного лица и судьи первой инстанции о том, что действия заявителя являются виновными и содержат умысел на совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, не может быть признан законным и обоснованным.
Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В силу ч. 1 п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах решение судьи, постановление должностного лица не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании ч. 1 п. 2 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление N *** старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ЦФО Департамента Росприроднадзора по ЦФО, заместителя начальника отдела надзора за водными ресурсами от 31 октября 2018 года и решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 07 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "***" *** отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФГБУ "***" прекратить за отсутствием состава административного правонарушения на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Московского городского суда Ю.В. Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.