Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Сулан-Мед" Гашимовой Э.Н. на постановление судьи Басманного районного суда от 25 февраля 2019 года, которым ООО "Сулан-Мед" признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.,
УСТАНОВИЛ
31 января 2019 года в отношении ООО "Сулан-Мед" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящей жалобе генеральный директор ООО "Сулан-Мед" Гашимова Э.Н. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указал на то, что ООО "Сулан-Мед" не является субъектом вмененного административного правонарушения, будучи арендатором лишь части помещений в здании по адресу: ***, в соответствии с условиями договора аренды нежилого помещения обязанности по сохранению объекта культурного наследия возложены на собственника помещения, копия охранного обязательства Обществу не вручалась.
В судебном заседании законный представитель ООО "Сулан-Мед" генеральный директор Гашимова Э.Н. жалобу поддержала.
Представитель Мосгорнаследия по доверенности Налбандян А.О. с жалобой не согласен.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи не нахожу.
Частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ установлено, что невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч руб.
Статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определены требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, согласно которым собственник (пользователь) обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В случае если Объект принадлежит нескольким правообладателям, работы по его сохранению выполняются согласно занимаемым площадям. Финансирование работ по сохранению Объекта в отношении общего имущества правообладателей осуществляется пропорционально принадлежащим правообладателям долям в общем имуществе на основании договора между правообладателями Объекта.
Согласно статье 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных Мосгорнаследием.
В силу ст. 10 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон города Москвы от 14 июля 2000 года N 26) п редписания уполномоченного органа в пределах его компетенции обязательны для юридических лиц и граждан, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры и их территории.
Согласно п. 2 ст. 20 и ст. 22 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны с облюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные настоящим Законом, нормативными правовыми актами и охранными документами; выполнять предписания уполномоченного органа по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников; выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона города Москвы от 14 июля 2000 года N 26 государственный контроль за охраной и использованием недвижимых памятников истории и культуры в городе Москве осуществляется уполномоченным органом в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом в порядке, определяемом Правительством Москвы.
На основании п. 4.4.45 Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года N 154-ПП, Департамент вправе выдавать предписания о выполнении обязательных требований к сохранению объектов культурного наследия, требований к содержанию и использованию объектов культурного наследия в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта и (или) предмета охраны, требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия.
Из материалов дела усматривается и судьей районного суда установлено, что здание по адресу: *** (новый адрес: ***) является выявленным объектом культурного наследия "***" (далее - Объект). Объект принят под государственную охрану протоколом заседания архитектурной секции экспертной комиссии по объектам предложенным к постановке на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры N ** от 21 марта 1997 г. Площадь объекта составляет 341 кв.м, согласно выписке из ЕГРП арендатором помещений Объекта площадью 175,7 кв.м. является ООО "Сулан-Мед".
23 июля 2018 года при проведении мероприятия по государственному надзору в отношении выявленного Объекта установлено неисполнение предписания Мосгорнаследия от 13 ноября 2017 г. N ПР-302/2017 (провести демонтаж навесного оборудования (систем вентиляции и кондиционирования), выполнить работы по сохранению Объекта в части фасадов (на основании согласованной Мосгорнаследием проектной документации и выданного разрешения на проведение работ в установленном порядке) и представить на утверждение отчетную документацию).
26 июля 2018 года Мосгорнаследием по адресу местонахождения ООО "Сулан-Мед", указанному в выписке из ЕГРЮЛ, направлено предписание о проведении работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия в случае необходимости проведения таких работ, связанной с неудовлетворительным или аварийным состоянием объектов культурного наследия от 25 июля 2018 г. N *** (далее - Предписание), согласно которому, ООО "Сулан-Мед" надлежит провести демонтаж навесного оборудования (систем вентиляции и кондиционирования), выполнить работы по сохранению Объекта в части фасадов (на основании согласованной Мосгорнаследием проектной документации и выданного разрешения на проведение работ в установленном порядке) и представить на утверждение отчетную документацию в срок до 30 ноября 2018 года.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором *** данное предписание ООО "Сулан-Мед" в отделении почтовой связи не получено и 31 августа 2018 года выслано обратно отправителю.
Постановлением судьи Басманного районного суда г.Москвы от 24 августа 2018 года (дело N ***), вступившим в законную силу 16 апреля 2019 года, ООО "Сулан-Мед" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. за невыполнение в установленный срок ранее выданного предписания от 13 ноября 2017 г. N ***.
По состоянию на 24 января 2019 года заявок на согласование проектной документации и получение разрешения на проведение работ по сохранению Объекта не поступало, что подтверждается служебной запиской Управления документационного обеспечения и контроля от 24 января 2019 года N***.
Таким образом, 30 ноября 2018 года в 00 часов. 01 мин. ООО "Сулан-Мед" (адрес местонахождения: ***) не выполнило в срок до 30 ноября 2018 года законного предписания Мосгорнаследия N *** от 25 июля 2018 года, а именно: не произвело демонтаж навесного оборудования (систем вентиляции и кондиционирования), не выполнило работы по сохранению Объекта в части фасадов (на основании согласованной Мосгорнаследием проектной документации и выданного разрешения на проведение работ в установленном порядке и не представило на утверждение в Мосгорнаследие отчетную документацию, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения и вина ООО "Сулан-Мед"подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении; предписанием N *** от 25 июля 2018 года; описью вложения в ценное письмо с уведомлением; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; Отчетом о проведении мероприятия по государственному надзору в отношении объекта культурного наследия; служебной запиской; договором аренды нежилого помещения; выпиской из ЕГРЮЛ, ЕГРН, а также иными материалами.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Сулан-Мед" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Действия ООО "Сулан-Мед" правильно квалифицированы судом по ч.18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ООО "Сулан-Мед" не является субъектом вмененного административного правонарушения, будучи арендатором лишь части помещений в здании по адресу: ***, в соответствии с условиями договора аренды нежилого помещения обязанности по сохранению объекта культурного наследия возложены на собственника помещения, копия охранного обязательства Обществу не вручалась, не основаны на вышеприведенных положениях ст.ст.45, 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ возлагающих на пользователя объекта культурного наследия бремя его содержания с соблюдением условий, установленных Федеральным законом для обеспечения сохранности объекта культурного наследия.
При этом в силу п.7.1 ст.47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ в отношении выявленных объектов культурного наследия охранное обязательство не утверждается.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных данных, свидетельствующих о невозможности исполнения Обществом в установленный срок требований Предписания либо о продлении сроков исполнения требований указанного Предписания в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
В связи с изложенным, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии вины в бездействии ООО "Сулан-Мед".
Действия ООО "Сулан-Мед" правильно квалифицированы судьей по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Учитывая диспозицию ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Из материалов дела следует, что предписание N ПР-152/2018 от 25 июля 2018 года было вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, а поэтому доводы, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного акта постановленного в отношении ООО "Сулан-Мед" о привлечении к административной ответственности по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей назначено в пределах санкции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, основано на материалах дела, изученных судом. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление судьи Басманного районного суда г.Москвы от 25 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ООО "Сулан-Мед" оставить без изменения, жалобу ООО "Сулан-Мед" - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.