Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Нимаевой О.З., судейколлегии Семенова Б.С., Мирзаевой И.И., с участием прокурора Хохлачева С.Г., при секретаре Долонове Ц-Н.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФГКУ "Востокрегионжилье" к Гранкину ФИО20 Гранкиной ФИО21, ФИО22 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, возложении обязанности освободить жилое помещение, сдать жилье, сняться с регистрационного учета, по апелляционной жалобе ФГКУ "Востокрегионжилье" на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 04 марта 2019 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И, выслушав представителя истца ФГКУ "Востокрегионжилье" Каурову О.Б, представителя ответчиков Гофланд В.В, прокурора Хохоачева С.Г, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ "Востокрегионжилье" обращаясь в суд с иском, просило: признать ответчиков утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "... " обязать Гранкина И.В. предоставить справку о сдаче служебного жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу, закрыть финансово-лицевой счет; сняться Гранкину И.А, Гранкиной С.В, Гранкину Л.И. с регистрационного учета, обязать ответчиков освободить служебное помещение, расположенное по адресу: "... "
Исковые требования мотивированы тем, что ответчики незаконно проживают в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: "... " которое было предоставлено ответчику Гранкину И.А. на период прохождения военной службы для временного проживания. В настоящее время Гранкин И.А. и члены его семьи обеспечены постоянным жилым помещением путем получения жилищной субсидии.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца ФГКУ "Востокрегионжилье" Каурова О.Б. просит отменить решение суда, полагая, что оно вынесено с нарушением законодательства. Указывает, что с предоставлением субсидии лицу, проходящему военную службу, утрачивается нуждаемость в жилом помещении, в том числе по месту прохождения службы.
В суде апелляционной инстанции представитель истца ФГКУ "Востокрегионжилье" Каурова О.Б. жалобу поддержала.
Представитель ответчиков Гофланд В.В. возражала против удовлетворения жалобы и пояснила, что военнослужащие с момента службы подлежат обеспечению жилым помещения по месту службы. После определенных условий у них возникает гарантия на обеспечения жильем. При получении субсидии Гранкиным указано место жительство г.Улан-Удэ, поскольку все военнослужащие так указывают.
Ответчики, представители третьего лица Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Судебная коллегия с учетом положений ст. ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель военного прокурора Хохлачев С.Г. полагал, что жалоба подлежит удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФГКУ "Востокрегионжилье" постановлено с нарушением норм материального права.
Судом установлено, что 07.04.1995 Гранкиным И.А. заключен первый контракт сроком на 3 года.
11.06.2015 Гранкиным И.А. заключен новый контракт до наступления предельного возраста по 10.06.2020, согласно которому старший прапорщик Гранкин И.А. подлежит исключению из списков личного состава воинской части в 2020г. после получения субсидии для приобретения жилья по избранному месту жительства. В настоящее время Гранкин И.А. является военнослужащим Министерства обороны РФ.
Жилое помещение по адресу: "... " предоставлено Гранкину И.А. и членам его семьи на период прохождения военной службы, выдан ордер N97 от 02.04.1999. Из постановления главы Октябрьского района г.Улан-Удэ от 14.10.2004 N354 следует, что данное жилое помещение является служебным и находится на балансе Министерства обороны Российской Федерации.
30.07.2015 Гранкин И.А. обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
22.10.2015 Территориальным отделением ФГКУ "Востокрегионжилье" принято решение N 12-15/81, согласно которому Гранкин И.А. принят на учет с избранным местом жительства : г.Улан-Удэ, жилищная субсидия.
16.11.2015 Гранкин И.А. обратился с заявлением о перечислении жилищной субсидии на состав семьи супруга - Гранкина С.В, дочь - Гранкина А.И, внук Гранкин Л.И, указан номер банковского счета.
10.09.2017 ФГКУ "Востокрегионжилье" принято решение N 8355 о предоставлении военнослужащему жилищной субсидии в размере 5 535 324 руб.
26.09.2017 на основании решения N 12-21/245 Гранкин И.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания в связи с предоставлением военнослужащему - гражданину РФ, уволенному с военной службы, субсидии для приобретения жилого помещения в размере 5 535 324 руб.
На предоставленную жилищную субсидию Гранкин И.А. 22.11.2017 приобрел жилой дом, площадью... расположенный по адресу: "... "
24.01.2018 ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ направлено в адрес Гранкина И.А. предупреждение об освобождении служебного жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении требований ФГКУ "Востокрегионжилье", суд пришел к выводу о том, что поскольку Гранкин И.А. до настоящего времени продолжает проходить военную службу, и связь с Министерством обороны РФ не утратил, правовых оснований для прекращения такого договора не имеется. Соответственно не имеется оснований, что ответчики утратили право пользования служебным жилым помещением.
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда.
В соответствии со ст. 93 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, в связи с прохождением службы.
В силу ч. 1 ст. 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 14 ст. 15 данного закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 10 порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, зарегистрированным в Минюсте России 28 июля 2014 г. N 3330, предусмотрено, что перечисление жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей является основанием для принятия уполномоченным органом решения о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Содержание норм закона указывает на то, что право названных военнослужащих на жилище в период военной службы реализуется по месту ее прохождения, а предоставление таким военнослужащим жилищной субсидии является исполнением государством своих обязательств по их жилищному обеспечению.
Поскольку Гранкину И.А. в период военной службы за счет средств федерального бюджета была предоставлена жилищная субсидия, как было указано выше, Министерством обороны Российской Федерации исполнено обязательство по его жилищному обеспечению по месту военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ специализированные жилые помещения, к которым в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из вышеприведенных норм материального права следует, что реализация военнослужащим, гражданином, уволенным с военной службы, членами их семей права на получение жилищной субсидии является основанием для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и для освобождения занимаемого ими служебного помещения, подлежащего передаче Министерству обороны Российской Федерации.
Кроме того, одновременное обеспечение Гранкиным И.А. служебным жильем и получение им за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии положениями Федерального закона "О статусе военнослужащих" не предусмотрено, напротив, если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, (п.2 ст.9), которых в отношении ответчика не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.
То обстоятельство, что ответчик в порядке реализации жилищной субсидии приобрел жилое помещение не по месту военной службы, не является основанием для получения одной и той же социальной гарантии в форме жилищного обеспечения по двум основанием: приобретение жилья за счет реализации предоставленной ему жилищной субсидии и получение служебного жилого помещения.
Также следует принять во внимание то, что Гранкиным и членами его семьи заключено соглашение с ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ об освобождении квартиры после обеспечения постоянным жилым помещением путем перечисления жилищной субсидии. Данное соглашение было оспорено Гранкиным И.А. Решением Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 03.09.2018 в удовлетворении исковых требований о признании соглашения недействительным отказано. Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 06.02.2019 решение оставлено без изменения.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что у суда не имелось оснований, предусмотренных законом, для вынесения решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В связи с чем, вынесенное по делу судебное постановление нельзя признать законным, и принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле доказательств, судебная коллегия считает необходимым отменить обжалуемое судебное постановление, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, за исключением искового требования о снятии с регистрационного учета, поскольку в связи с принятием решения о признании ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, ответчики подлежат снятию с регистрационного решения.
Руководствуясь 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 04 марта 2019 года по гражданскому делу по иску ФГКУ "Востокрегионжилье" к Гранкину ФИО27 Гранкиной ФИО26 ФИО28 о признании утратившими право пользования служебным жилым помещением, возложении обязанности освободить жилое помещение, сдать жилье, сняться с регистрационного учета, отменить, вынести новое решение.
Исковые требования ФГКУ "Востокрегионжилье" в лице территориального отделения г. Улан-Удэ удовлетворить частично.
Признать Гранкина ФИО24 Гранкину ФИО23 ФИО25 утратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: г "... "
Настоящее решение является основанием для снятия Гранкина И.А, Гранкиной С.В, Гранкина Л.И. с регистрационного учета по адресу: "... "
Обязать Гранкина И.А. предоставить справку о сдаче занимаемого служебного жилого помещения по адресу: "... " закрыть финансово-лицевой счет.
Обязать Гранкина И.А, Гранкину С.В, Гранкину А.И, Гранкина Л.И. освободить служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "... "
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.