Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Булгытовой С.В,
судей коллегии Раднаевой Т.Н, Назимовой П.С,
при секретаре Мархаевой С.Б.
рассмотрела частную жалобу Джебраилова Л.Г.о.
на определение Железнодорожного
районного суда г. Улан-Удэ от 5 марта 2019 года, которым административное исковое заявление Джебраилова Л.Г.о. к Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия, Управлению ФНС России по Республике Бурятия о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без рассмотрения.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С, ознакомившись с материалами дела и доводами частной жалобы, судебная коллегия
установила:
обращаясь в суд, Джебраилов Л.Г.о.
просил признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия N 15-06 от 24 октября 2018 года о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением судьи от 5 марта 2019 года административный иск Джебраилова Л.Г.о. оставлен без рассмотрения по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 196 КАС РФ.
В частной жалобе Джебраилов Л.Г.о. просит определение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что обжалуемое решение налогового органа было пересмотрено Управлением ФНС России по Республике Бурятия в полном объеме, в том числе по доводам заявителя о правомерности доначисления НДС, пени, штрафов, в связи с чем досудебный порядок урегулирования спора соблюден.
В заседании судебной коллегии Джебраилов Л.Г.о. и его представитель Чилимов Д.Н. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия Жамбалова Т.С. возражала против удовлетворения жалобы и отмены определения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Согласно пункту 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 27 июня 2017 года N 1209-О, статья 138 Налогового кодекса РФ, предусматривающая обязательный досудебный порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, обусловлена целью обеспечить баланс публичного и частного интересов, исключить необходимость обращения заявителей в суд при наличии возможности устранения нарушения их прав вышестоящим налоговым органом.
Как следует из материалов дела, решением Межрайонной ИФНС России N 2 по Республике Бурятия от 24 октября 2018 года N 15-06 Джебраилов Л.Г.о. привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
3 декабря 2018 года Джебраилов Л.Г.О. обратился в УФНС России по Республике Бурятия с жалобой на решение налогового органа, в которой просил его отменить в части начисленных пеней и штрафных санкций, что прямо следует из самой жалобы.
В соответствии подпунктом 4 пункта 2 статьи 139.2 Налогового кодекса РФ в жалобе указываются основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.
Согласно пункту 2 статьи 140 Налогового кодекса РФ вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).
По смыслу указанных норм вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу исходя из тех доводов, которые приведены в жалобе (апелляционной жалобе).
Пунктом 1 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке такое решение вступает в силу в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом, и в необжалованной части со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.
Толкование названной нормы позволяет прийти к выводу о том, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Республике Бурятия от 21 декабря 2018 года решение нижестоящего налогового органа от 24 октября 2018 года отменено в части начисления пени по НДС в размере 315703 руб, привлечения заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 37401 руб.
То есть вышестоящий налоговый орган рассмотрел апелляционную жалобу Джебраилова Л.Г.о. и проверил его доводы только в оспариваемой части -начисленных пеней и штрафных санкций. В остальной части (в том числе по доначисленной сумме НДС; по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения) законность и обоснованность выводов нижестоящего налогового органа не проверялись, правовая оценка им не давалась.
Оставляя административный иск Джебраилова Л.Г.о. без рассмотрения, районный суд обоснованно исходил из того, что заявителем не соблюден обязательный досудебный порядок разрешения налогового спора (по доначисленной сумме НДС).
Поскольку в административном иске Джебраилов Л.Г.о. требовал отменить решение налогового органа как в обжалованной в вышестоящий налоговый орган части, так и в необжалованной, оставление судом его требований в полном объеме без рассмотрения не противоречит пункту 1 части 1 статьи 196 КАС РФ.
Обжалуемое определение суда не препятствует заявителю вновь обратиться в суд с аналогичными требованиями при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Довод жалобы о том, что решение налогового органа было пересмотрено Управлением ФНС России по Республике Бурятия в полном объеме, не соответствует действительности.
С учетом изложенного доводы частной жалобы не могут быть приняты во внимание, обжалуемое определение отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.316 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
определение Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ от 5 марта 2019 годаоставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Булгытова С.В.
Судьи коллегии: Раднаева Т.Н.
Назимова П.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.