Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Захарова Е.И., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Долонове Ц-Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савиткиной Ирины Владимировны к Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения
по апелляционной жалобе Савиткиной И.В. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 28 февраля 2019г, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Савиткину И.В, представителя Савиткиной И.В. - Цыбикова Б.А, представителя Администрации г.Улан-Удэ Прокопьеву И.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Савиткина И.В. просила признать незаконным распоряжение руководителя Администрации г.Улан-Удэ N843-р от 30.10.2018г. об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Обосновывая свои исковые требования, Савиткина указала, что в 2006г. приобрела в собственность земельный участок, расположенный по адресу: "... ", с видом разрешенного использования "для объектов жилой застройки". В связи с ветхим состоянием жилого дома, "... ". постройки, возникла необходимость строительства нового дома. В 2018г. ею был получен градостроительный план земельного участка, в соответствии с которым "индивидуальное жилищное строительство" отнесено к условно разрешенным видам использования участка. Оспариваемым распоряжением в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка было отказано, поскольку земельный участок расположен на территории, на которой не предполагается размещение индивидуальных отдельно стоящих жилых домов. Распоряжение является незаконным, нарушает жилищные права ее семьи, размещение на участке одноэтажного индивидуального жилого дома не противоречит нормативным документам градостроительного проектирования.
В судебном заседании Савиткина И.В. поддержала заявленные требования, дополнительно указав о нарушении процедуры при проведении публичных слушаний по вопросу получения разрешения на условно-разрешенный вид разрешенного использования.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ Прокопьева И.В. исковые требования не признала, указав на то, что истцу правомерно отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, поскольку Проектом планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ размещение индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Обжалуемым решением административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Савиткина И.В. просит отменить решение, принять новое решение об удовлетворении ее требований, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального права, несоответствие доказательств по делу требованиям допустимости и достоверности, неприменение закона, подлежащего применению в спорных правоотношениях.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Савиткину И.В. и ее представителя по устному заявлению Цыбикова Б.А, поддержавших доводы жалобы, представителя Администрации г.Улан-Удэ Прокопьеву И.В, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Савиткиной И.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: "... " кадастровый номер "... ". В правоустанавливающих документах на земельный участок указан вид его разрешенного использования: участок, занимаемый существующим жилым домом.
Из имеющегося в деле градостроительного плана земельного участка, подготовленного по заявлению правообладателя от 24.07.2018г, следует, что к основным видам разрешенного использования участка относятся, в том числе "блокированная жилая застройка", "малоэтажная многоквартирная жилая застройка", среди условно разрешенных видов использования указано в том числе "для индивидуального жилищного строительства".
Как указала Савиткина И.В, в связи с тем, что расположений на земельном участке жилой дом "... " года постройки пришел в ветхое состояние, она обратилась в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г.Улан-Удэ с заявлением о получении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
После проведения по указанному вопросу публичных слушаний, которые состоялись 23.09.2018г, распоряжением руководителя Администрации г.Улан-Удэ N843-р от 30.10.2018г. Савиткиной И.В. было отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "для индивидуального жилищного строительства" со ссылкой на то, что согласно Проекту планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ, утвержденному распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 16.10.2015г. N1526-р, земельный участок расположен на территории, на которой не предполагается размещение индивидуальных отдельно стоящих жилых домов.
Отказывая в удовлетворении заявленных Савиткиной И.В. требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что процедура рассмотрения заявления Савиткиной нарушена не была, отказ является правомерным, поскольку земельный участок расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами в соответствии с Проектом планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ, где не предполагается размещение индивидуальных жилых домов.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ст.30 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч.2 ст.37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч.1 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч.4 ст.37 ГрК РФ, п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 ГрК РФ порядке (ч.6 ст.37 ГрК РФ).
В соответствии с указанной нормой проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (ч.2 ст. 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч.8 ст.39 ГрК РФ).
Исходя из указанных в ч.8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч.9 ст.39 ГрК РФ).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером "... " располагается в территориальной зоне Ж-2 "застройка малоэтажными жилыми домами", градостроительным регламентом которой к условно разрешенному виду использования отнесено в том числе индивидуальное жилищное строительство (таблица 2 Правил землепользования и застройки городского округа "Город улан-Удэ", утвержденных решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.03.2008г. N817-82, далее - Правила землепользования и застройки).
Аналогичная информация содержится в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером "... " от 10.08.2018г.
Как предусмотрено частью 3 ст.37 ГрК РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Указанная норма воспроизведена также в ч.1 ст.4 Правил землепользования и застройки, статьей 6 которых также регламентирован порядок проведения публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки.
В рассматриваемом случае изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "... " на условно-разрешенный (для индивидуального жилищного строительства) соответствует градостроительному регламенту данного земельного участка, а сведения о его несоответствии требованиям технических регламентов не представлены и в оспариваемом распоряжении не содержатся.
При этом раздел градостроительного плана о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (перечень координат характерных точек), в котором имеется ссылка на Проект планировки центральной части Октябрьского района г.Улан-Удэ, утвержденный распоряжением Администрации г.Улан-Удэ от 16.10.2015г. N1526-р, не заполнен.
Таким образом, сведения о том, что земельный участок расположен в территориальной зоне, в которой не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов, материалами дела не подтверждаются, поскольку из градостроительного плана земельного участка, положения которого воспроизводят сведения, содержащиеся в документах территориального планирования, содержится противоположная информация.
Кроме того, из имеющихся в деле доказательств следует, что процедура проведения публичных слушаний по вопросу получения разрешения на условно разрешенный вид использования была нарушена.
Общие требования к порядку проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности установлены ст.5.1 ГрК РФ, особенности проведения публичных слушаний в связи с получением на условно разрешенный вид использования земельного участка регламентированы ст.39 ГрК РФ. Соответствующие нормы также содержатся в Правилах землепользования и застройки, Положении о публичных слушаниях в городском округе "Город Улан-Удэ", утвержденном решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005г. N271-32.
Так, ч.4 ст.39 ГрК РФ среди особенностей порядка проведения публичных слушаний предусматривает организатора направить сообщения о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
В соответствии с ч.18 ст.5.1. ГрК РФ по итогам публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором помимо прочего указываются все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний (п.5).
При этом к протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) (ч.19 ст.5.1).
Частью 21 ст.5.1, частью 8 ст.39 ГрК РФ предусмотрено, что на основании заключения о результатах публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
В указанном заключении в соответствии с ч.22 ст.5.1 ГрК РФ помимо прочего должны быть указаны:
- наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях (п.2);
- реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (п.3);
- содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний (п.4);
- аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (п.5).
Анализ представленных представителем ответчика доказательств свидетельствует о том, что изложенные требования при проведении публичных слушаний по вопросу получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером "... " соблюдены не были.
Так, суду не были представлены сведения о том, что организатором были соблюдены требования п.4 ст.39 ГрК РФ о направлении направить сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства, помещений в них, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников публичных слушаний не содержит сведения о них, указанные в ч.19 ст.5.1 ГрК РФ (личные данные участников).
Заключение о результатах публичных слушаний, составленное 23.10.2018г, не соответствует ч.ч. 21, 22 ст.5.1, ч. 8 ст.39 ГрК РФ, поскольку не содержит аргументированных рекомендаций
и выводов по результатам публичных слушаний.
Верховный Суд РФ в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018г, указал, что проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Анализ норм статьи 39 ГрК РФ позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере.
Суд первой инстанции изложенные требования материального закона не учел, что привело к принятию незаконного решения, которое подлежит отмене на основании ч.ч.2, 3 ст.310 КАС РФ.
Разрешая требования по существу, судебная коллегия приходит к выводу, что по изложенным мотивам распоряжение руководителя Администрации г.Улан-Удэ N843-р от 30.10.2018г. следует признать незаконным, возложив на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Савиткиной И.В. в порядке и сроки, установленные в Градостроительном Кодексе РФ, Правилах землепользования и застройки, Положении о публичных слушаниях в городском округе "Город Улан-Удэ".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 28 февраля 2019 года отменить, вынести новое решение.
Признать незаконным распоряжение руководителя Администрации г.Улан-Удэ N843-р от 30 октября 2018г. об отказе Савиткиной И.В. в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Обязать Администрацию г.Улан-Удэ повторно рассмотреть заявление Савиткиной Ирины Владимировны о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером "... ", расположенного по адресу "... ", в порядке и сроки, установленные градостроительным законодательством.
Председательствующий: Е.И. Захаров
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.