Председатель Верховного Суда Республики Бурятия Кириллова А.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия ФИО1. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 06 марта 2019 г., принятое в отношении ПАО "Бурятнефтепродукт" (в данное время - АО "Бурятнефтепродукт") по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия ФИО1 от 21 декабря 2018 г. ПАО "Бурятнефтепродукт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 тыс. руб.
Решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 31 января 2019 г. постановление должностного лица изменено путем снижения размера административного штрафа до 50 тыс. руб.
Решением Верховного Суда республики Бурятия от 06 марта 2019 г. постановление должностного лица и решение районного суда отменены и производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным судебным постановлением, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия ФИО1. в поданной в Верховный Суд Республики Бурятия жалобе просит отменить решение вышестоящего суда и направить дело на новое рассмотрение.
АО "Бурятнефтепродукт" в возражении на жалобу административного органа просит оставить решение вышестоящего суда без изменения, а жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов протеста свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановлении деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия от 07 ноября 2018 г. в отношении ПАО "Бурятнефтепродукт" проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе, в сфере обращения с отходами, на следующих объектах -... автозаправочных станций и комплексов в черте... и в районах...
В ходе проверки установлено, что в результате хозяйственной деятельности ПАО "Бурятнефтепродукт" образуются отходы I-V классов опасности, в связи с чем в силу требований ч.2 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" данному юридическому лицу должны быть установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия ФИО1. от 21 декабря 2018 г. ПАО "Бурятнефтепродукт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 тыс. руб.
Решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 31 января 2019 г. постановление должностного лица изменено путем снижения размера административного штрафа до 50 тыс. руб.
Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и решение районного суда и прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ПАО "Бурятнефтепродукт", вышестоящий суд пришел к выводу о том, что при рассмотрении административного дела судом не учтено то обстоятельство, что 22 февраля 2018 г. между ПАО "Бурятнефтепродукт" и ФГБУ... " (далее - ФГБУ "... ") в лице начальника Бурятского республиканского отдела филиала "... " заключен гражданско-правовой договор N 015/У-У/18 на выполнение работ по отбору проб и испытанию отходов, в связи с чем организация и проведение Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия проверки деятельности ПАО "Бурятнефтепродукт" с участием экспертов ФГБУ "... " является грубым нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Приведенные в обоснование рассматриваемой жалобы доводы о том, что при организации и проведении плановой проверки у Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия отсутствовали основания ставить под сомнение поступившие от ФГБУ "... " в ответ на запрос сведения об отсутствии договорных отношений с проверяемым субъектом и возможность перепроверить указанные сведения, во внимание приняты быть не могут, поскольку указанные обстоятельства не преодолевают установленных частью 6 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" требований о возможности привлечения к проведению проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, не состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, статья 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
При этом данной нормой не предусмотрена возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Исходя из положений пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (в редакции Протокола N 11), правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, и пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вступивший в законную силу судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении и повторное рассмотрение дела возможно, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Однако из материалов настоящего дела об административном правонарушении не следует, что на предыдущей стадии судебного разбирательства допущено такое нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
Соответствующие доводы и мотивы в их обоснование в поданной жалобе на вступившее в законную силу решение суда отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения вышестоящего суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ПАО "Бурятнефтепродукт" с ухудшением положения лица, производство по делу в отношении которого прекращено, по доводам жалобы не установлено.
Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных решений, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, п.1 ч.2 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, председатель Верховного Суда Республики Бурятия
ПОСТАНОВИЛ:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 06 марта 2019 г, принятое в отношении ПАО "Бурятнефтепродукт" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Бурятия ФИО1 - без удовлетворения.
Председатель Верховного Суда
Республики Бурятия А.А.Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.