Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А,
судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.
при секретаре Добряковой Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Почуевой Ирины Борисовны на решение Красносельского районного суда Костромской области от 27 февраля 2019 года, которым Почуевой Ирине Борисовне в удовлетворении административного искового заявления к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным решения от 25 декабря 2018 года об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 4528 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", и обязании заключить договор купли-продажи данного земельного участка отказано.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В, выслушав объяснения представителя Почуевой И.Б. по доверенности Поспелова С.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Почуева И.Б. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что ей для ведения личного подсобного хозяйства администрацией Красносельского района Костромской области предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" и 27 сентября 2016 года между ней и администрацией Красносельского района заключен договор аренды N N. В марте 2017 года названный земельный участок включен в границу населенного пункта д. Большое Андрейково с изменением его категории на земли населенных пунктов. Постановлением администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 17 июля 2017 года N N вид разрешенного использования земельного участка изменен на вид "индивидуальное жилищное строительство", в связи с чем были внесены изменения в государственный кадастр недвижимости, а также в договор аренды.
Распоряжением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 20 сентября 2017 года N утвержден градостроительный план земельного участка, а 10 октября 2017 года ей было выдано разрешение на строительство на этом участке индивидуального жилого дома, который в 2018 году был построении 03 сентября 2018 года на него зарегистрировано право собственности. 05 сентября 2018 года она как инвалид "адрес" обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно, однако письмом от 19 ноября 2018 года N ей в этом было отказано, при этом было сообщено, что данный участок она может получить в собственность на платной основе. В этой связи 13 декабря 2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о продаже ей указанного земельного участка, в чем ей также было отказано со ссылкой на то, что размеры спорного земельного участка превышают максимальные предельные размеры земельных участков, предоставляемых для индивидуальных жилых домов, установленные решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района от 25 февраля 2016 года N 73 и Правилами землепользования и застройки Боровиковского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 07 июня 203 года N 101. Полагает, что поскольку спорный земельный участок был предоставлен ей целиком в аренду для строительства индивидуального жилого дома, его размеры и границы внесены в действующий градостроительный план, которым никаких специальных требований по застройке участка не установлено, оснований для отказа в предоставлении ей земельного участка за плату без проведения торгов у административного ответчика не имелось.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Почуева И.Б. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований. Указывает, что смена назначения земельного участка на "индивидуальное жилищное строительство" произошла в связи с включением земель сельскохозяйственного назначения в состав населенного пункта д. Большое Андрейково, участок был включен в существующих границах и с установленной площадью, в связи с чем вывод суда о том, что при смене вида разрешенного использования участка должны быть применены нормы о предельном размере участка, является необоснованным. Отмечает, что решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района N 73, на которое сослался суд, установлены предельные размеры земельных участков, впервые предоставляемых для индивидуального жилищного строительства, то есть из свободных земель для будущего строительства, тогда как ей земельный участок был предоставлен уже сформированным, в существующих размерах, на нем в целом было разрешено строительство жилого дома, последний уже возведен и находится в ее собственности. Положения ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, в порядке которой она обратилась за получением земельного участка как собственник расположенного на нем строения, не содержат ограничений по размерам участка и не устанавливают связи его размера с характеристиками расположенного на нем объекта. В статье 39.16 Земельного кодекса РФ не содержится такого основания к отказу в предоставлении земельного участка в собственность собственнику расположенного на данном земельном участке объекта недвижимости как превышение площади участка над установленными местными органами власти предельными размерами.
Вывод суда о том, что собственник недвижимости, расположенной на земельном участке, может претендовать только на ту часть земельного участка, которая определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта, несостоятелен, поскольку из системного толкования указанных норм этого не следует. В пункте 25 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ нет ни слова о зависимости земельного участка от размера расположенной на нем недвижимости, и отказ в предоставлении земельного участка обусловлен превышением площади земельного участка, указанной в заявлении о его предоставлении, его площади, указанной в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории. Ссылка суда на пункт 25 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ неправомерна, поскольку размер земельного участка, указанный в ее заявлении о предоставлении земельного участка в собственность, совпадает с размерами участка, указанного в градостроительном плане и схемах зонирования населенного пункта д. Большое Андрейково.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, рассмотрев дело в отсутствие административного истца Почуевой И.Б, представителя административного ответчика и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания и не просивших о его отложении, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области от 12 августа 2015 года N 202 утвержден Генеральный план Боровиковского сельского поселения, в состав которого входит населенный пункт - д.Большое Андрейково.
Распоряжением администрации Красносельского муниципального района N N от 26 сентября 2016 года Почуевой И.Б. в аренду на 49 лет предоставлен земельный участок "данные изъяты" вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (л.д.12-13).
На основании данного распоряжения 27 сентября 2016 года между названными лицами заключен договор аренды N, по которому указанный выше земельный участок "данные изъяты" передан Почуевой И.Б. в аренду на срок с 27 сентября 2016 года по 27 сентября 2065 года (л.д.14-16).
Решениями Совета депутатов Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района от 17 марта 2017 года N 37 и от 25 апреля 2017 года N 39 утвержден перечень земельных участков, включаемых в границы населенного пункта д.Большое Андрейково Красносельского района, в соответствии с которым в границы названного населенного пункта включен и земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" планируемыми категорией земель - земли населенных пунктов и видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (л.д.156-160, 39).
29 марта 2017 года в ЕГРН внесены изменения в сведения о категории земель, к которым относится земельный участок с кадастровым номером 44:08:012402:262, категория земель отражена как "земли населенных пунктов" (л.д.39).
Распоряжением администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района от 03 мая 2017 года N 36 земельному участку с кадастровым номером N присвоен адрес: "данные изъяты" (л.д. 85).
Постановлением администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района от 17 июля 2017 года N 29 вид разрешенного использования указанного земельного участка с вида "для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках" изменен на вид "индивидуальное жилищное строительство" (л.д. 18).
04 августа 20147 года между администрацией Красносельского муниципального района и Почуевой И.Б. заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 27 сентября 2016 года N 5967, которым в договоре аренды по тексту договора фраза "земли сельскохозяйственного назначения" заменена фразой "земли населенных пунктов", фраза "для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках" заменена фразой "индивидуальное жилищное строительство" (л.д.17).
Распоряжением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 20 сентября 2017 года N 913 утвержден градостроительный план земельного участка N от 13 сентября 2017 года, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.19, 42-45).
Этим же органом 10 октября 2017 года Почуевой И.Б. выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" (л.д. 20-21).
03 сентября 2018 года построенный на указанном земельном участке жилой дом площадью 229,4 кв.м поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N, и в этот же день зарегистрировано право собственности Почуевой И.Б. на него (л.д.22-24).
05 сентября 2018 года Почуева И.Б. обратилась в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность бесплатно.
Письмом администрации от 19 ноября 2018 года N 4303д Почуевой И.Б. в этом отказано, ей разъяснено право на приобретение данного земельного участка в собственность за плату (л.д. 25-26).13 декабря 2018 года Почуева И.Б. обратилась в администрацию Красносельского муниципального района с заявлением о продаже того же земельного участка.
Решением комиссии по земельным вопросам администрации Красносельского муниципального района от 25 декабря 2018 года Почуевой И.Б. в этом также отказано, о чем ей сообщено письмом от 26 декабря 2018 года N N (л.д.8, 41).
Отказ мотивирован тем, что площадь испрашиваемого земельного участка 4528 кв.м, тогда как в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования, утвержденными решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района от 25 февраля 2016 года N 73, и Правилами землепользования и застройки Боровиковского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Боровиковского сельского поселения от 07 июня 2013 года N 101, максимальная площадь земельных участков для индивидуальных жилых домов составляет - 1500 кв.м, при этом необходимость предоставления земельного участка площадью 4528 кв.м для целей эксплуатации индивидуального жилого дома площадью 229,4 кв.м ничем не обоснована.
Разрешая требования Почуевой И.Б, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ администрации в предоставлении земельного участка в собственность за плату без торгов соответствует закону и прав и законных интересов истца не нарушает.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с нарушением норм материального права и без учета обстоятельств административного дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 6 пункта 2 указанной статьи без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов регламентирован статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.
Исходя из пункта 5 данной статьи в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и его подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ (подпункт 1) или принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ, и направляет принятое решение, в котором должны быть указаны все основания отказа, заявителю.
В статье 39.16 Земельного кодекса РФ перечислены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
По материалам дела ни одного из оснований, предусмотренных названной статьей, для отказа Почуевой И.Б. в выкупе земельного участка не усматривается.
Делая вывод об обоснованности оспариваемого Почуевой И.Б. решения администрации Красносельского муниципального района и отказывая в удовлетворении административного иска, суд посчитал, что из системного толкования пункта 1 статьи 39.20, подпункта 25 статьи 39.16, статей 11.3 и 11.10 Земельного кодекса РФ следует, что собственник объекта недвижимости имеет право на приобретение земельного участка, занятого этим объектом, только в пределах той площади земельного участка, которая определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации этого объекта.
Однако такой вывод из указанных норм не вытекает.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельных участков.
Схема расположения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, в ней указывается площадь образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
Согласно подпункту 25 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов.
Из материалов дела видно, что схема расположения земельного участка с кадастровым номером N была утверждена распоряжением администрации Красносельского муниципального района от 18 июня 2015 года N N (л.д.11, 131-135).
В схеме указана площадь земельного участка 4528 кв.м.
С такой же площадью земельный участок 11 августа 2016 года был поставлен на кадастровый учет по результатам установления его границ на местности (л.д.161-181).
Земельный участок именно такой площади и просила предоставить в собственность за плату Почуева И.Б.
Таким образом, условие, предусмотренное подпунктом 25 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ, на который сослался и административный ответчик, отказывая в предоставлении земельного участка в собственность, и суд первой инстанции, отказывая в административном иске, отсутствует.
Между тем эти обстоятельства, имеющие значение для дела, суд оставил без внимания.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд также указал на то, что решением Собрания депутатов Красносельского муниципального района от 25 февраля 2016 года N 73 утверждены местные нормативы градостроительного проектирования Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района, согласно которым предельный максимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства составляет 0,15 га, что значительно меньше площади испрашиваемого Почуевой И.Б. участка, и эти нормы должны были учитываться при изменении категории земель, к которым относится земельный участок, и при изменении вида его разрешенного использования.
Однако судом не учтено, что названные нормативы согласно содержащемуся в них же указанию (пункт 1.1) применяются при подготовке, согласовании и утверждении документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, планировки территорий Боровиковского сельского поселения, а также при внесении изменений в указанные виды градостроительной документации, что не позволяет применять их при разрешении настоящего административного спора.
Предельные размеры земельных участков, обозначенные в статье 11.9 Земельного кодекса РФ, учитываются при образовании и изменении земельных участков, тогда как в настоящем случае данных о том, что при образовании спорного земельного участка путем его выделения из единого землепользования в 2016 году установленные предельные размеры не были соблюдены, не имеется.
Суждение суда о том, что предельные размеры земельных участков должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, в данном случае является излишним, поскольку вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в пользовании Почуевой И.Б, как указано выше, был изменен с "для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках" на "индивидуальное жилищное строительство" постановлением администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района от 17 июля 2017 года N 29, которое предметом проверки и оценки в настоящем административном деле не является.
Предусмотренный статьей 39.16 Земельного кодекса РФ перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка в собственность является исчерпывающим.
Данная статья не предусматривает такого основания для отказа, как несоответствие площади испрашиваемого земельного участка размеру участка, необходимого для использования расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Законом не предусмотрена и необходимость предоставления документа, обосновывающего такое соответствие, в целях предоставления земельного участка.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм у правообладателя сформированного и застроенного земельного участка имеется право выкупа всего земельного участка.
В этой связи обстоятельства, на которые сослался суд, принимая решение об отказе Почуевой И.Б. в удовлетворении требований, не свидетельствуют о правомерности принятого административным ответчиком решения.
Вопреки выводам суда первой инстанции отказ в предоставлении Почуевой И.Б. в собственность за плату без торгов указанного выше земельного участка, в котором не приведено предусмотренного законом основания, исключающего возможность предоставления земельного участка в собственность, препятствует реализации Почуевой И.Б. гарантированного статьями 39.3 и 39.20 Земельного кодекса РФ права на выкуп земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей и построенный в соответствии с выданными административным ответчиком градостроительным планом и разрешением на строительство жилой дом.
В силу пункта 9 статьи 226 и части 2 статьи 227 КАС РФ по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления решение об удовлетворении заявленных требований может быть принято в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и свободы заявителя.
В настоящем случае предусмотренная законом для удовлетворения административного иска совокупность условий имеет место, в связи с чем у суда не имелось оснований для отказа Почуевой И.Б. в удовлетворении ее требований.
На основании изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска Почуевой И.Б.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Красносельского районного суда от 27 февраля 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Почуевой Ирины Борисовны удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Красносельского муниципального района Костромской области от 25 декабря 2018 года об отказе в предоставлении Почуевой Ирине Борисовне в собственность за плату земельного участка и обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области заключить с Почуевой Ириной Борисовной договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.