Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Захарова А.В.
судей
Бойко Л.Н.
Койпиш В.В.
при секретаре
Сорокиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе ответчика федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 марта 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования Мурманского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в срок до 31.12.2019 обеспечить оборудование кабин паспортного контроля автомобильного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации " ***" 6 (шестью) турникетами (3 турникета в здании "Въезд и 3 турникета в здании "Выезд) в соответствии с Типовыми требованиями к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ФСБ РФ от 08.05.2008 N 231.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей".
Заслушав доклад судьи Бойко Л.Н, выслушав объяснения представителя ответчика ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" Николаева А.Г, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Мурманский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" (далее - ФГКУ Росгранстрой) о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование иска указано, что Мурманской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства при создании, развитии, и обеспечении деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в ходе которой установлено, что техническое оснащение автомобильного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации " ***" (далее - МАПП ***), расположенного по адресу: Мурманская область, Кольский район, государственная граница с Финляндской Республикой, *** км автомобильной дороги Кола - государственная граница, не в полной мере соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, вследствие чего существует угроза безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства в указанном пункте пропуска.
В ходе проверки установлено, что установленные в 1993 году шесть турникетов кабин паспортного контроля (3 турникета в здании "Въезд" и 3 турникета в здании "Выезд") имеют неудовлетворительное состояние в связи с физическим износом. Указанные турникеты не оснащены электронными замками запирания дистанционного управления. Ремонт турникетов не возможен, поскольку подобные модели не выпускаются.
11 июля 2018 года Мурманской транспортной прокуратурой в Мурманский филиал ФГКУ Росгранстрой внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.
По результатам рассмотрения представления Мурманский филиал проинформировал ФГКУ Росгранстрой о необходимости выделения денежных средств с целью приобретения, поставки и монтажа в МАПП Лотта новых электромеханических турникетов.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены - замена турникетов кабин паспортного контроля в МАПП *** не произведена.
Просил обязать федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в срок до 30 июня 2019 года обеспечить оборудование кабин паспортного контроля автомобильного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации " ***" шестью турникетами (3 турникета в здании "Въезд" и 3 турникета в здании "Выезд) в соответствии с типовыми требованиями к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ФСБ РФ от 08 мая 2008 года N 231.
Представитель ответчика ФГКУ Росгранстрой Николаев А.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что ФГКУ Росгранстрой является ненадлежащим ответчиком, доказательств того, что на ответчика законом возложена обязанность непосредственного исполнения приведенных норм права истцом не представлено. Просил в иске отказать. В случае удовлетворения иска просил установить срок до 31 декабря 2019 года.
Дело рассмотрено в отсутствие Мурманского транспортного прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, просившего о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также в отсутствие представителей третьих лиц - Министерства транспорта РФ, пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия, извещенных о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и в надлежащей форме.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе директор ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" Козлов А.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Не соглашаясь с решением суда, ответчик, анализируя положения пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" указывает, что ФГКУ Росгранстрой не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку учредителем казенного учреждения является Российская Федерация.
Обращает внимание, что в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, статьи 44 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" обеспечение защиты государственной границы является расходным обязательством Российской Федерации.
Приводит довод о том, что транспортный прокурор, заявляя требования о возложении на Росгранстрой обязанности по оборудованию МАПП * турникетами ввиду несоответствия оборудования действующим технологическим требованиям, не представил доказательства невыполнения ответчиком обязанностей, обеспеченных финансированием распорядителя бюджетных средств.
Обращает внимание на неопубликование приказа ФСБ России N 231 от 08 мая 2008 года "Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия Федотов И.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Мурманский транспортный прокурор, третьи лица - Министерство транспорта РФ, Пограничное управление ФСБ России по Республике Карелия, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 12 частью 1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 266-ФЗ) пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.
Открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу) (часть 2 статьи 12).
В части 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года N 4730-1 (ред. от 03.07.2016), порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 482, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) предназначены для осуществления пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно пункту 21 Правил функционирование (эксплуатация) пункта пропуска обеспечивается Министерством транспорта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 года N 1308-р в г. Москве создано федеральное государственное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы".
В соответствии с пунктом 1.5 Устава ФГКУ Росгранстрой (далее -Дирекция), утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июня 2016 года N СА-78-р, дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, обеспечивающим выполнение функций, связанных, в том числе с оборудованием и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Пунктом 1.6 Устава Дирекции предусмотрено, что Минтранс России в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении Дирекции.
Для достижения целей деятельности Дирекция за счет средств федерального бюджета: выполняет функции государственного заказчика; организовывает выполнение работ по техническому оснащению объектов государственной границы: организовывает монтаж оборудования; организовывает осуществление эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (пп. 3.3.1 Устава).
Согласно подпункту 3.3.5 Устава Дирекция, в том числе, обеспечивает техническое оснащение зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов).
В соответствии с пунктом 4.1 Устава Дирекция имеет право расходовать денежные средства, приобретать основные средства в пределах утвержденной в установленном порядке бюджетной сметы; принимать и (или) исполнять обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств; вносить предложения в Минтранс России по изменению бюджетной росписи.
Согласно пункту 8.1 Устава филиалы и представительства Дирекции осуществляют свою деятельность от имени Дирекции, которая несет ответственность за их деятельность.
Указом Президента РФ от 02 февраля 2016 года N 40 федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации упразднено и его функции переданы Министерству транспорта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 года N 930 утверждены общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 6 названного Постановления установлено, что при оборудовании и техническом оснащении учитываются требования, предъявляемые органами пограничного, таможенного и иных видов контроля к работе оборудования и технических средств.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2007 года N 930, директором ФСБ России издан приказ N 231 от 08 мая 2008 года "Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (Далее - Приказ).
Пунктом 4 Приказа установлено, что технические средства и системы, необходимые для функционирования пограничных органов на пунктах пропуска, должны создаваться как комплекс информационно-технических средств, в который должен входить в том числе, комплекс технических средств пограничного контроля.
Технические средства пограничного контроля включают в себя, в том числе систему проверки документов (пункт 10.1 Приказа); система проверки документов предназначена для решения задач по проверке исследованию документов, обработке и передаче данных о пересечении государственной границы лицами, транспортными средствами, грузами, товарами, животными, а также выявления лиц, которым въезд из Российской Федерации временно ограничен (пункт 10.1 Приказа); система проверки документов должна строится, в том числе на базе технологического оборудования.
Пунктом 10.5 Типовых требований установлено, что к технологическому оборудованию относятся пропускные модули типа "Клапан" и "Клапан-Ф", состоящие из кабин паспортного контроля, павильонов паспортного контроля и проходов, оборудованных турникетами, зеркалами и жалюзи.
Из материалов дела следует, что многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации " ***" расположен по адресу: Мурманская область, Кольский район, государственная граница с Финляндской Республикой, *** км автомобильной дороги Кола - государственная граница.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N *-р МАПП *** включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
МАПП *** относится к ведению Мурманского филиала ФГКУ Росгранстрой.
В соответствии с технологической схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в МАПП ***, утвержденной решением координационного совета МАПП *** 02 августа 2011 года, в МАПП *** при пресечении государственной границы Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров осуществляются пограничный, таможенный, санитарно-карантинные контроли.
При проверке Мурманской транспортной прокуратурой МАПП *** на предмет соответствия обустройства требованиям приказа ФСБ России от 08 мая 2008 года N 231 обнаружено, что техническое оснащение автомобильного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации " ***" не в полной мере соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, вследствие чего существует угроза безопасности личности, общества и государства в указанном пункте пропуска.
Актом технического состояния турникетов кабин паспортного контроля в зданиях "Въезд" и "Выезд" МАПП Лотта от 11 января 2018 года зафиксировано, что установленные в 1993 году на МАПП *** 6 турникетов кабин паспортного контроля (3 турникета в здании "Въезд" и 3 турникета в здании "Выезд") имеют неудовлетворительное состояние в связи с физическим износом, не оснащены электронными замками запирания дистанционного управления. Ремонт турникетов не возможен, поскольку подобные модели не выпускаются (л.д.72).
При этом, несоответствие турникетов действующим требованиям зафиксировано еще с 2016 года актами комплексных проверок N 1/16 от 21 марта 2016 года, N 2/17 от 30 июня 2017 года, N 4/17 от 14 декабря 2017 года, N 1/18 от 30 марта 2018 года, N 2/18 от 21 июня 2018 года N 3/18 от 14 сентября 2018 года (л.д. 50-51, 52-53, 54-55, 56-57, 58-59, 84-85).
Письмами исх. N 21/103/7-291от 17 января 2017 года, исх. N 21/103/7-5947 от 20 сентября 2017 года, исх. N 21/103/7-8088 от 19 декабря 2017 года ПУ ФСБ по Республике Карелия в адрес Мурманский филиал ФГКУ Росгранстрой направлялись предложения произвести установку турникетов в кабинах паспортного контроля в МАПП *** (л.д.60-61,67,69).
11 июля 2018 года Мурманской транспортной прокуратурой в Мурманский филиал ФГКУ Росгранстрой внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации (л.д.77-79).
По результатам рассмотрения представления письмом от 10 августа 2018 года Мурманский филиал проинформировал ФГКУ Росгранстрой о необходимости выделения денежных средств с целью приобретения, поставки и монтажа в МАПП *** новых шести электромеханических турникетов (л.д. 80-81).
До настоящего времени замена турникетов кабин паспортного контроля в МАПП *** не произведена.
Разрешая заявленный спор, проанализировав нормы действующего законодательства, подлежащие применению к спорному правоотношению, правильно оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности со всеми материалами дела, учитывая, что МАПП *** относится к ведению ФГКУ Росгранстрой, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Мурманского транспортного прокурора.
При этом суд обоснованно исходил из того, что несоответствие МАПП *** требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе типовым требованиям к обустройству таких пунктов пропуска, а именно неудовлетворительное состояние шести турникетов кабин паспортного контроля, отсутствие электронных замков запирания дистанционного управления, создает угрозу нарушения интересов Российской Федерации, о чем указано в представленных в материалы дела документах, в том числе обращениях Пограничного управления ФСБ по Республике Карелия в адрес ответчика.
Оснований ставить под сомнение указанный вывод суда судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГКУ Росгранстрой является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией признаются безосновательными.
Согласно пункту 3.2 Устава, утвержденного распоряжением Минтранса России от 23 июня 2016 года N СА-78-р, основными целями деятельности ФГКУ Росгранстрой являются: обеспечение в соответствии с государственным заказом выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией объектов государственной границы; обеспечение выполнения функций по эксплуатации объектов государственной границы.
Для достижения указанных целей Дирекция выполняет функции государственного заказчика за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными целевыми программами, государственным оборонным заказом, международными договорами; организует выполнение работ по проектированию и строительству (реконструкции), техническому оснащению объектов государственной границы; организует монтаж оборудования; участвует в подготовке предложений по обустройству объектов государственной границы; организует осуществление эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу и др. (пункт 3.3.1 Устава); обеспечивает функционирование (эксплуатации) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, включая их содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение указанных зданий, помещений и сооружений и др. (пункт 3.3.5 Устава).
Дирекция имеет право в установленном порядке заключать государственные контракты от имени Российской Федерации, соответствующие целям ее деятельности и Уставу; заключать с юридическими и физическими лицами договоры в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации; расходовать денежные средства, приобретать или арендовать основные средства в пределах, утвержденных в установленном порядке бюджетной сметой (пункт 4.1 Устава).
Таким образом, материально-техническое оснащение пункта пропуска МАПП * в соответствии с Типовыми требованиями для проведения государственного таможенного и пограничного контроля в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации относится к предмету деятельности ФГКУ Росгранстрой, в связи с чем ФГКУ является надлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом ФГКУ Росгранстрой, финансовое обеспечение ФГКУ Росгранстрой осуществляется за счет средств федерального бюджета и на основании бюджетной сметы, Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, которая составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном Минтрансом России, в соответствии с общими требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, в том числе, доводит до Дирекции лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету Дирекции, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Дирекции, также другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации (статья 158 Бюджетного кодекса РФ).
Таким образом, Минтранс России в соответствии с бюджетными полномочиями, представленными ему, как главному распорядителю бюджетных средств, в том числе установленными статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств для функционирования ФГКУ Росгранстрой вправе внести изменения в бюджетную смету, осуществить планирование соответствующих расходов бюджета, составить обоснования бюджетных ассигнований и распределить их.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлены доказательства невыполнения возложенных на ответчика обязанностей, обеспеченных финансированием распорядителя бюджетных средств, опровергается материалами дела.
Ссылка в апелляционной жалобе на неопубликование приказа директора ФСБ России N 231 от 08 мая 2008 года, которым утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, не может повлечь отмену правильного по существу решения суда, поскольку само по себе неопубликование указанного документа в общедоступном ресурсе не свидетельствует о незаконности данного приказа.
Срок исполнения возложенной обязанности определен судом в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований не согласиться с решением суда в данной части судебная коллегия также не усматривает, апелляционная жалоба доводов в этой части не содержит.
Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влияющих на законность принятого решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 11 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.