Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
Председательствующего Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Ериной Н.П,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июня 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Сергеевой З.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части не включения в специальный стаж периодов работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Суркова Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Сергеева З.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения пенсионного органа в части не включения в специальный стаж периодов работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование иска указала, что 9 августа 2018 г. она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
Решением ответчика N259226/18 от 17 сентября 2018 г. ей отказано в назначении пенсии по старости из-за отсутствия необходимого стажа работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Требуется не менее 8 лет, имеется 07 лет 01 месяц 08 дней.
Считает данное решение незаконным и необоснованным.
С учетом уточнения исковых требований просила суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия N259226/18 от 17 сентября 2018 г. об отказе во включении в стаж периодов работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом: с 1 сентября 1995 г. по 30 сентября 1995 г, с 1 ноября 1995 г. по 30 ноября 1995 г, с 1 декабря 1999 г. по 4 июля 2000 г, с 1 января 2000 г. по 4 июля 2000 г, с 1 июня 1994 г. по 05 июня 1994 г, с 1 сентября 1994 г. по 12 сентября 1994 г, с 1 апреля1995 г. по 4 апреля1995 г, с 1 октября 1995 г. по 31 октября 1995 г, с 1 октября 1996 г. по 30 ноября 1996 г, с 1 августа 1997 г. по 31 августа1997 г, с 1 февраля 1999 г. по 28 февраля1999 г, с 1 ноября 1999 г. по 30 ноября1999 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим режимом периоды работы истца: с 1 сентября 1995 г. по 30 сентября 1995 г, с 1 ноября 1995 г. по 30 ноября 1995 г, с 1 декабря 1999 г. по 4 июля 2000 г, с 1 января 2000 г. по 4 июля 2000 г, с 1 июня 1994 г. по 5 июня1994 г, с 1 сентября 1994 г. по 12 сентября 1994 г, с 1 апреля1995 г. по 4 апреля1995 г, с 1 октября 1995 г. по 31 октября 1995 г, с 1 октября 1996 г. по 30 ноября 1996 г, с 1 августа1997 г. по 31 августа1997 г, с 1 февраля 1999 г. по 28 февраля 1999 г, с 1 ноября 1999 г. по 30 ноября 1999г. в качестве старшего бухгалтера ОАО "Злак".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Сергеевой З.П. досрочную пенсию с 9 августа 2018 г. в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 марта 2019 г. исковые требования Сергеевой З.П. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Сурков Н.А. считает решение суда незаконным, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на то, что суд не принял во внимание, что согласно акту документальной проверки от 3 августа 2018г.в периоды с 01.09.1995г. по 30.09.1995г, с 01.11.1995г. по 30.11.1995г, с 01.12.1999г. по 04.07.2000г. отсутствуют рабочие дни и начисление заработной платы; периоды работы не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, а также выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в графе "Территориальные условия труда" отсутствует код льготы; в спорные периоды временной нетрудоспособности: с 1 июня 1994 г. по 05 июня 1994 г, с 1 сентября 1994 г. по 12 сентября 1994 г, с 1 апреля1995 г. по 4 апреля1995 г, с 1 октября 1995 г. по 31 октября 1995 г, с 1 октября 1996 г. по 30 ноября 1996 г, с 1 августа 1997 г. по 31 августа1997 г, с 1 февраля 1999 г. по 28 февраля1999 г, с 1 ноября 1999 г. по 30 ноября1999 г. Сергеева З.П. не подвергалась риску воздействия радиации, поскольку не находилась постоянно на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Указал, что право на снижение пенсионного возраста предоставляется гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие Чернобыльской катастрофы, и меры социальной поддержки предоставляются гражданам адекватно фактическому повреждению здоровья.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Святкина М.А. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и просила её удовлетворить. Истец Сергеева З.П. с апелляционной жалобой представителя ответчика не согласилась, просила в ее удовлетворении отказать.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что 9 августа 2018 г. Сергеева З.П. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в порядке статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением ответчика N259226/18 от 17 сентября 2018 г. ей отказано в назначении пенсии по старости по нормам статьи 34 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку отсутствует необходимый стаж работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом. Требуется не менее 8 лет, имеется 07 лет 01 месяц 08 дней.
Не засчитаны в общий трудовой стаж и стаж работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом периоды работы с 1 сентября 1995 г. по 30 сентября 1995 г, с 1 ноября 1995 г. по 30 ноября 1995 г, с 1 декабря 1999 г. по 4 июля 2000 г. в качестве старшего бухгалтера ОАО "Злак", поскольку согласно акту документальной проверки от 3 августа 2018г. отсутствуют рабочие дни и соответственно оплата труда. Период работы с 1 января 2000 г. по 4 июля 2000 г. не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, что не соответствует части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Этим же решением не засчитаны периоды работы с 1 июня 1994 г. по 5 июня 1994 г, с 1 сентября 1994 г. по 12 сентября 1994 г, с 1 апреля 1995 г. по 4 апреля 1995 г, с 1 октября 1995 г. по 31 октября 1995 г, с 1 октября 1996 г. по 30 ноября 1996 г, с 1 августа 1997 г. по 31 августа 1997 г, с 1 февраля 1999 г. по 28 февраля 1999 г, с 1 ноября 1999 г. по 30 ноября 1999 г, периоды временной нетрудоспособности, поскольку Сергеева З.П. в указанные периоды не подвергалась риску воздействия радиации и не осуществляла постоянную работу на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Право на снижение пенсионного возраста предоставляется гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие Чернобыльской катастрофы, и меры социальной поддержки предоставляются гражданам адекватно фактическому повреждению здоровья.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, обоснованными и законными.
Согласно части 1 статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 3 статьи 36 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Часть 4 статьи 36 данного Федерального закона устанавливает, что Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины и женщины, достигшие определенного возраста. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно подпункту 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно абзацу 2 подпункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 г, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживания на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Из разъяснения Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (утв. постановлением Минтруда Российской Федерации и Фонда социального развития Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 33) следует, что пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1 разъяснения).
Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2).
При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. N1074.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 1074 утвержден перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с которым поселок Ялга Республики Мордовия расположен на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, то есть относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Данный поселок содержался и в ранее действующем Перечне населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 (пункт 3).
Как следует из трудовой книжки "N" Сергеевой З.П. она принята на работу переводом с ФСУ Госагропром МАССР на должность бухгалтера-кассира в пищекомбинат N 2 АПО "Саранское" 10 февраля 1992 г, 1 апреля 1993 г. пищекомбинат N 2 "АПО Саранское" реорганизовано в АООТ "Злак", 17 января 1994 г. переведена старшим бухгалтером с оплатой по коэффициенту 1,86, 4 июля 2000 г. уволена по статье 31 КЗоТ России (по собственному желанию).
Согласно справке от 21 июня 2018 г. N 259, выданной Администрацией городского округа Саранск в р.п. Ялга, пищекомбинат N 2 АПО "Саранское", АООТ "Злак" действительно располагались по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, р.п. Ялга, который относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС.
Из справки, выданной ГКАУ "Государственный архив документов по личному составу Республики Мордовия" от 17 июля 2018 г. NС-381-382 от 20 июня 2018 г. следует, что в документах архивного фонда ОАО "Злак", в лицевых счетах по начислению заработной платы рабочим и служащим за 1994-1996 годы значится Сергеева З.П, ст. бухгалтер.
Из справки, выданной ГКАУ "Государственный архив документов по личному составу Республики Мордовия" от 4 сентября 2018 г. N С-5917 от 8 августа 2018 г. следует, что в документах архивного фонда ОАО "Злак", в расчетных ведомостях по начислению заработной платы рабочим и служащим за 1999 г. значится Сергеева З.П, ст. бухгалтер.
Факт работы Сергеевой на территории р.п. Ялга - зоны проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом, также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 25 июня 2018 г, показаниями допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей Л.Т.С, О.Г.Н. которые работали в спорные периоды в ОАО "Злак" и подтвердили работу истца в данной организации.
У судебной коллегии отсутствуют основания не доверять представленными доказательствам.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что спорные периоды истца подлежат включению в стаж для назначения досрочной пенсии по старости по нормам статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд не принял во внимание, что согласно акту документальной проверки от 3 августа 2018 г. отсутствуют рабочие дни и начисление заработной платы, не может быть принята во внимание, так как данные обстоятельства установлены судом на основании как письменных, так и устных доказательств.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорные периоды работы истца не подтверждены выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в графе "Территориальные условия труда" отсутствует код льготы, являются необоснованными, так как отсутствие кода льготы в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не может повлечь исключение оспариваемых периодов из стажа истца, поскольку ненадлежащее выполнение работодателем своих обязанностей по предоставлению в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах не может ущемлять права истца.
Иные доводы апелляционной жалобы пенсионного органа судебная коллегия находит несостоятельными, они по существу повторяют фактические и правовые основания отказа ответчика истцу в назначении пенсии, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам по делу.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 6 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Суркова Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В.Демидчик
Судьи И.В.Адушкина
Н.П.Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.