Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Адушкиной И.В,
судей Ганченковой В.А, Ериной Н.П,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 июня 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Мишанина Н.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Мельниковой Е.С. на решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 18 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Мишанин Н.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
В обоснование иска указано, что решением ответчика "N" от 10 декабря 2018 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж не засчитаны периоды его работы с 12 февраля 1990 г. по 30 сентября 1996 г. в должности мастера ремонтно-строительного цеха в Кадошкинском электротехническом заводе, с 1 октября 1996 г. по 31 марта 2003 г. в должности производителя работ в Кадошкинском электротехническом заводе.
С данным решением ответчика он не согласен.
Просил суд возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) обязанность зачесть в специальный стаж указанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения, а именно с 30 ноября 2018 г.
Решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 18 марта 2019 г. иск удовлетворен.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Мельникова Е.С. подала апелляционную жалобу на решение суда, в которой просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, взыскать с истца судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 3000 рублей. Обращает внимание, что Кадошкинский электротехнический завод не является строительной организацией. Указывает, что справка, уточняющая характер работы истца, выданная АО "Кадошкинский электротехнический завод", истцом при обращении в пенсионный орган не была представлена. Отмечает, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета истца не указан код льготы, подтверждающий особые условия труда. Считает, что свидетельские показания о занятости в течение полного рабочего дня истца не могут быть приняты во внимание.
В возражениях на апелляционную жалобу Мишанин Н.Г. и его представитель Левина В.Я. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание истец Мишанин Н.Г, представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) не явились. Указанные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца Мишанина Н.Г. Левиной В.Я. об оставлении решения суда без изменения, рассмотрев дело в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, 30 ноября 2018 г. Мишанин Н.Г. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ответчика "N" от 10 декабря 2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 12 лет 6 месяцев, имеется 5 лет 8 месяцев 25 дней.
В специальный стаж истца не засчитаны периоды работы с 12 февраля 1990 г. по 30 сентября 1996 г, с 1 октября 1996 г. по 31 марта 2003 г.
По мнению ответчика, указанные периоды не могут быть засчитаны в специальный стаж, поскольку согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда необходимо подтверждение занятости в условиях труда, предусмотренных Списками. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости" не содержит оснований для включения указанных периодов в специальный стаж для установления досрочной пенсии. Справка работодателя, уточняющая характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, не представлена.
Разрешая заявленные истцом требования, суд правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях в редакции, действующей на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу части 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 названного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется, в частности Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
Согласно приведенному Списку правом на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях пользуются мастера строительных и монтажных работ, производители работ (раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов", позиции 2290100б-23419 и 2290100б-24441).
Удовлетворяя исковые требования и включая в специальный стаж спорные периоды работы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что факт и условия работы истца в спорные периоды в должностях, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Так, из трудовой книжки следует, что Мишанин Н.Г. 12 февраля 1990 г. переведен мастером в РСЦ Кадошкиного ЭТЗ (15 февраля 1993 г Кадошкинский ЭТЗ переименован в АО "Лисма - КЭТЗ), 1 октября 1996 г. переведен производителем работ в РСЦ, 1 апреля 2003 г. назначен и.о. начальника РСУ (л.д. 9-18).
Из справки, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, "N" от 20 сентября 2018 г, выданной АО "Кадошкинский электротехнический завод", следует, что Мишанин Н.Г. полный рабочий день работал на ОАО "Кадошкинский электротехнический завод" (ранее АО "Лисма-КЭТЗ", ОАО "Лисма - Кадошкинский электротехнический завод") в ремонтно-строительном цехе мастером с 12 февраля 1990 г. по 30 сентября 1996 г, производителем работ с 1 октября 1996 г. по 31 марта 2003 г. (л.д. 19-20).
Установив наличие у Мишанина Н.Г. требуемого специального стажа работы, характер и условия которой нашли подтверждение в судебном заседании, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правильному выводу о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 30 ноября 2018 г.
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на то, что Кадошкинский электротехнический завод не является строительной организацией, не влияет на законность решения суда. В справке, выданной АО "Кадошкинский электротехнический завод", указан перечень объектов строительства, построенных и введенных в эксплуатацию за период с 1981 года по 1999 год на АО "КЭТЗ". Кроме того, материалы дела подтверждают факт работы истца в ремонтно-строительном цехе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не была представлена ответчику справка работодателя, уточняющая характер работы истца, не могут повлечь отмену решения.
Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, согласно пункту 12 которого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Закона о страховых пенсиях в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 данного перечня необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о страховых пенсиях в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Однако, как усматривается из материалов пенсионного дела, разъяснения относительно необходимости представления недостающих документов истцу ответчиком даны не были.
Между тем, справка, уточняющая характер работы или условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, выданная работодателем, представлена Мишаниным Н.Г. суду.
Не могут повлечь отмену решения и доводы ответчика о неуказании в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета истца кода льготы, подтверждающего особые условия труда. Данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решение им дана правовая оценка.
Также судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что показания свидетелей не могут быть приняты в качестве доказательств. В данном случае свидетельские показания были оценены судом в совокупности с иными доказательствами по делу в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 330 ГПК РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 18 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Мельниковой Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Адушкина
Судьи В.А. Ганченкова
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.