Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
Председательствующего Литюшкина В.И,
судей Ганченковой В.А, Ериной Н.П,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июня 2019 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Кирдянкиной Е.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Мельниковой Е.С. на решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кирдянкина Е.Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование исковых требований указала, что решением ответчика N196 от 25 июля 2018 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 22 года 4 месяца 9 дней.
Считает решение пенсионного органа незаконным в части не включения в льготный стаж периода работы с 1 апреля 1992 г. по 21 ноября 1994 г, (в том числе отпуск по беременности и родам с 1 июня 1992 г. по 22 сентября 1992 г, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 23 сентября 1992 г. по 22 марта 1994 г.) в должности психолога в Инсарской вспомогательной школе-интернате.
Просила с учетом уточнения исковых требований включить в специальный стаж период работы с 1 апреля 1992 г. по 21 ноября 1994 г. в качестве педагога-психолога и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с 25 июля 2018 г.
Решением Инсарского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2019г. исковые требования Кирдянкиной Е.Ф. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Мельникова Е.С. просит решение суда отменить, считая его незаконным, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что включение судом истцу в специальный стаж периода работы с 1 апреля 1992 г. по 21 ноября 1994 г. в должности педагога-психолога необоснованно и не основано на действующем законодательстве, поскольку в указанные периоды истец работала в должности психолога. Списками должностей и учреждений данная должность не поименована, предусмотрена должность педагог-психолог, следовательно, у суда не имелось законных оснований для включения в льготный стаж истца отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком. В случае удовлетворения жалобы просит взыскать с Кирдянкиной Е.Ф. в пользу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за апелляционное обжалование решения суда в размере 3000 (три тысячи) рублей.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) Васильева Е.В. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и просила её удовлетворить, истец Кирдянкина Е.Ф. с апелляционной жалобой ответчика не согласилась и просила ее отклонить.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 330 ГПК РФ неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не соответствует в части удовлетворения требований Кирдянкиной Е.Ф. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о включении в стаж педагогической деятельности, дающей право для назначения досрочной страховой пенсии периода с 01 апреля1992 года по 21 ноября 1994 года в должности психолога в Инсарской вспомогательной школе - интернате.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 23 июля 2018 г. Кирдянкина Е.Ф. обратилась к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика N196 от 25 июля 2018 г. ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 25 лет, имеется 22 года 4 месяца 9 дней.
В специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности не включен период работы в должности психолога с 1 апреля 1992 г. по 21 ноября 1994 г. (2 года 7 месяцев 21 день)
С решением пенсионного органа не согласна, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования Кирдянкиной Е.Ф, суд первой инстанции исходил из того, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости обусловлено наличием педагогического стажа работы Кирдянкиной Е.Ф, поскольку она осуществляла педагогическую работу в учреждениях с детьми, что является основным условием назначения досрочной страховой пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, считает его ошибочным, основанным на неверном толковании норм права исходя из следующего.
В соответствии со статьями 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступил в силу с 1 января 2015 г.) право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 6,6.
В силу подпункта 19 части 1 статьи 30 названного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В указанном Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в ранее действовавшем Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, имеются наименование должности "педагог-психолог" и в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" Списка указаны образовательные учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
В пункте 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 указано, что работа в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" списка.
Исходя из данных правовых актов видно, что должность психолога Списком не предусмотрена, а, следовательно, периоды работы в должностях, не предусмотренных списками либо имеющих любые отклонения в их наименовании, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ.
Более того, материалами дела не подтверждается, что истец в спорный период фактически исполняла обязанности педагога-психолога.
Согласно трудовой книжке серии AT-III "N", выданной на имя Кирдянкиной Е.Ф, 5 марта 1992 г. она принята временно психологом в Инсарскую вспомогательную школу-интернат, 12 мая 1992 г. переведена на постоянную работу психологом на полную ставку с 30 сентября 1992 г, 21 ноября 1994 г. освобождена от работы в связи с переходом на другую работу с 21 ноября 1994 г.
Штатным расписанием за 1993 г. предусмотрена 1 единица психолога.
По карточке-справке за 1992 г. Кирдянкина Е.Ф. значится с указанием должности психолог.
Таким образом, Кирдянкина Е.Ф. принята на работу на должность психолога, которая не предусмотрена соответствующим Списком должностей и учреждений, а не педагога-психолога.
Учитывая то, что Кирдянкина Е.Ф. работала в должности психолога, не предусмотренной Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, утвержденным Постановлением Правительства от 29 октября 2002 г. N 781, у суда первой инстанции не имелось оснований включать в льготный стаж отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, так как они могут быть включены только в страховой стаж. Более того, возможность включения данных отпусков в специальный стаж Кирдянкиной Е.Ф. не предусмотрена Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516.
Поскольку необходимый специальный стаж, требуемый для назначения истцу досрочной пенсии по старости, отсутствует, оснований для понуждения ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого решения суда судебная коллегия полагает заслуживающими внимания, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда основанным на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Поскольку апелляционная жалоба ответчика удовлетворена в полном объёме, в соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ, с Кирдянкиной Е.Ф. в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Руководствуясь п.2 статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Инсарского районного суда Республики Мордовия от 13 марта 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Кирдянкиной Е.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности отказать.
Взыскать с Кирдянкиной Е.Ф. в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Председательствующий В.И.Литюшкин
Судьи В.А.Ганченкова
Н.П.Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.