Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего: Демидчик Н.В,
судей Адушкиной И.В, Ериной Н.П,
при секретаре Лебедевой Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 июня 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Смирновой И.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Федяновой Т.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Ериной Н.П, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Смирнова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании незаконным и отмене решения в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование исковых требований указала, что решением ответчика N214229/18 от 28 апреля 2018 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы - не менее 10 лет. По мнению ответчика, ее специальный стаж на дату обращения в пенсионный орган составил 0 лет 0 месяцев 0 дней.
В специальный стаж, помимо прочих, не включен период работы истца с 30 сентября 1986 г. по 25 сентября 1987 г, с 1 октября 1987 г. по 1 октября 1995 г, с 27 октября 1995 г. по 11 августа 1996 г, с 24 августа 1996 г. по 30 ноября 1996 г, с 11 декабря 1996 г. по 31 января 1997 г, с 1 марта 1997 г. по 14 июля 1997 г. в должности электромонтера по ремонту электрооборудования в цехе кварцевого стекла N20 в Саранском производственном объединении "Светотехника".
С решением ответчика она не согласна.
С учетом уточнения исковых требований, просила суд признать незаконным и отменить решение ответчика N214229/18 от 28 апреля 2018 г. об отказе во включении в специальный стаж периодов работы с 30 сентября 1986 г. по 25 сентября 1987 г, с 1 октября 1987 г. по 1 августа 1994 г, с 1 сентября 1994 г. по 30 апреля 1995 г, с 1 июня 1995 г. по 1 октября 1995 г, с 27 октября 1995 г. по 11 августа 1996 г, с 24 августа 1996 г. по 31 октября 1996 г, с 11 декабря 1996 г. по 31 января 1997 г, с 1 марта 1997 г. по 14 июля 1997 г. в должности электромонтера по ремонту электрооборудования в цехе кварцевого стекла N20 в Саранском производственном объединении "Светотехника".
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия включить в специальный стаж указанные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с 16 мая 2018 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 марта 2019 г. исковые требования Смирновой И.В. удовлетворены в полном объеме
В апелляционной жалобе заместитель начальника управления ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Федянова Т.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ссылается на отсутствие документальных доказательств занятости истца на участках подготовки шихты и на горячих участках работ, так как обязательным условием для назначения досрочной пенсии по списку N 2 является подтверждение не только характера выполняемой работы, но и места работы; справка, уточняющая характер льготной работы не представлена. Выражает не согласие с заключением государственной экспертизы условий труда, поскольку отсутствуют документы, на основании которых можно прийти к выводу о характере работы истицы в оспариваемые периоды работы..
В судебное заседание представители истицы- адвокаты Емельянова С.В, Емельянов Н.С. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанны лиц.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Романова В.Ф. доводы апелляционной жалобы поддержала по изложенным в ней доводам и просила её удовлетворить, истец Смирнова И.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась и просила в её удовлетворении отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины и женщины, достигшие определенного возраста.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам до достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01 января 2015 года.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, и Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
К работам с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, согласно Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, относится работа в качестве "электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, постоянно занятого на участках подготовки шихты и на горячих участках работ" (глава XVIII "Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий", код 2190100а-19861), то есть обязательным условием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях по данной профессии, является работа в стекольном производстве или производстве керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий.
Пунктом 5 разъяснения Министерства труда Российской федерации от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей" предусмотрено, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80% рабочего времени.
Как следует из материалов дела, 17 апреля 2018 г. Смирнова И.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Решением ответчика N214229/18 от 28 апреля 2018 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа работы - не менее 10 лет. По мнению ответчика, ее специальный стаж на дату обращения в пенсионный орган составил 0 лет 0 месяцев 0 дней.
В специальный стаж, помимо прочих, не включен период работы истца с 30 сентября 1986 г. по 25 сентября 1987 г, с 1 октября 1987 г. по 1 октября 1995 г, с 27 октября 1995 г. по 11 августа 1996 г, с 24 августа 1996 г. по 30 ноября 1996 г, с 11 декабря 1996 г. по 31 января 1997 г, с 1 марта 1997 г. по 14 июля 1997 г. в должности электромонтера по ремонту оборудования в цехе кварцевого стекла N20 в Саранском производственном объединении "Светотехника".
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения пенсионного органа.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и связаны с правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу, а также основания прекращения трудового договора и сведения за награждения за успехи в работе.
Из трудовой книжки истца "N" следует, что Смирнова И.В. в период с 30 сентября 1986 г. по 18 июля 1997 г. работала в Саранском производственном объединении "Светотехника" в качестве электромонтера по ремонту электрооборудования 2, 3, 5 разрядов кварцевого цеха N 20. С 1 января 1990 г. указанная организация переименована в Саранское производственное объединение "ЛИСМА", с 1 февраля 1993 г. - в Акционерное общество "ЛИСМА - СИС и ЭВС".
Судом установлено, что факт работы Смирновой И.В. в период с 30 сентября 1986 г. по 18 июля 1997 г. в указанной организации и в указанной должности подтверждается, помимо сведений трудовой книжки, приказом N 293 от 30 сентября 1986 г. "О повышении и присвоении разрядов рабочим", приказом N 372 от 24 декабря 1986 г. "О повышении и присвоении разрядов рабочим", приказом N 434-к от 12 ноября 1987 г. "О повышении и присвоении разрядов рабочим", приказом N 449-к от 09 декабря 1988 г. "О повышении и присвоении разрядов рабочим", приказом N 158-к/у от 20 августа 1997 г. "Об увольнении рабочих", личной карточкой формы Т-2, архивными справками N 701-704 от 13 ноября 2017 г, лицевыми счетами по начислению заработной платы.
Согласно распоряжению ОАО "Лисма" N 74 от 4 июля 2007 г. цех N 20 по производству кварцевого стекла относится к категории стекольных цехов ОАО "Лисма". С момента начала производства (1976 год) по настоящее время в данном цехе осуществляется обогащение кварцевой крупки (подготовка шихты), наплав кварцевых блоков и вытяжка кварцевых труб (варка стекломассы и выработка стеклоизделий). Технологический процесс и условия труда в указанный период в цехе не изменялись.
На основании журналов лабораторных исследований, карт аттестации рабочих мест по условиям труда и в соответствии с Заключением N 160 от 14 сентября 2005 г. Управления охраны и экспертизы условий труда Министерства труда и занятости населения Республики Мордовия, в цехе N 20 по производству кварцевого стекла участок обогащения кварцевой крупки считается участком подготовки шихты; участок одностадийной вытяжки и тигельной технологии, участок роторной технологии считаются горячими участками работ по варке стекломассы и выработке стеклоизделий.
Указанные обстоятельства также подтверждаются пояснительной запиской к организационной структуре цеха N 20, согласно которой организационная структура цеха N 20 разработана с учетом того, что на производственных площадках располагается оборудование, необходимое для осуществления всей технологической цепочки от обогащения кварцевого сырья (шихты), варки стекломассы на печах наплава и последующего формирования из нее труб различного размера на печах вытяжки, описанием процесса и способов производства кварцевого стекла на ОАО "Лисма", согласно которому процесс производства прозрачного кварцевого стекла состоит из приготовления шихты (кварцевой крупки) на участке обогащения, варки стекломассы на печах наплава и последующего формования из нее труб различных размеров по тигельной, роторной и одностадийной технологиям.
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что отсутствуют документальные доказательства занятости истца на участках подготовки шихты и на горячих участках работ, является несостоятельным, поскольку опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Включая в специальный стаж спорные периоды работы, суд правильно принял во внимание заключение государственной экспертизы условий труда N 46-С/18 от 22 ноября 2018 г, согласно выводам которой условия труда Смирновой И.В. в оспариваемые периоды работы в качестве электромонтера электрооборудования в цехе кварцевого стекла N 20 в Саранском производственном объединении "Светотехника" относятся к особым условиям труда, а характер и условия выполняемой Смирновой И.В. в указанные периоды работы соответствовали условиям и характеру работы, занятость в которой дает право на льготную пенсию.
Анализируя заключение государственной экспертизы условий труда, судебная коллегия пришла к выводу, что оно является достоверным, обоснованным, соответствующим материалам дела и объективно отражающим фактические условия труда истца. Поэтому у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в выводах заключения государственной экспертизы условий труда, которые логичны, обоснованы и достоверны. Доказательств, опровергающих такие выводы государственной экспертизы условий труда, ответчиком не представлено.
На этом основании довод апелляционной жалобы о несогласии с заключением государственной экспертизы условий труда в связи с недостаточностью документов, на основании которых можно прийти к выводу о характере работы в оспариваемые периоды, подлежат отклонению, поскольку не влечет отмену правильно постановленного судебного акта.
Все доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым была дана надлежащая оценка решением суда и по изложенным в нем мотивам обоснованно отклонены. Иных доводов, которые бы явились основанием к отмене судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Федяновой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В.Демидчик
Судьи И.В.Адушкина
Н.П.Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.