СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л,
судей Костенко Е.Л, Ус Е.А,
при секретаре Поповой О.К,
рассмотрела в судебном заседании посредством видео-конференц связи 10 июня 2019 года дело по апелляционной жалобе Новокшонова Н. Н. на решение Усть- Куломского районного суда Республики Коми от 04 апреля 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований Новокшонова Н. Н. к акционерному обществу "Коми энергосбытовая компания": 1) признать действия ответчика по использованию персональных её данных в целях, не относящихся к расчетам за электроэнергию, по навязыванию ей заведомо незаконной формы письменного согласия на обработку персональных данных, незаконными; 2) признать письменное согласие на обработку персональных её данных от 11.12.2018 в виду его несоответствия требованиям законодательства РК недействительным. Признать факт дачи письменного согласия на обработку персональных данных 11.12.2018 ничтожным; 3) обязать ответчика прекратить неправомерное использование её персональных данных в целях не соответствующим целям расчетов и сборов платежей за электроэнергию, аннулировать квитанцию "Номер обезличен" за ноябрь 2018 года, исключить строку "услуги рег.оператора по обращению с ТБО" из уже выставленных квитанций на оплату электроэнергии "Номер обезличен" за декабрь 2018 года и "Номер обезличен" за январь 2019 года.
Квитанцию "Номер обезличен" за ноябрь 2018 года, строку "услуги рег.оператора по обращению с ТБО" в квитанциях на оплату электроэнергии "Номер обезличен" за декабрь 2018 года и "Номер обезличен" за январь 2019 года признать незаконными; 4) взыскать компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей; 5) взыскать с ответчика в её пользу штраф за неисполнение в добровольном порядке её законных требований по прекращению неправомерного использования её персональных данных в размере 50% присужденной суммы морального вреда; 6) взыскать с ответчика в её пользу сумму материальных убытков в размере 300 рублей за уплаченную госпошлину при обращении в суд; 7) признать факт получения ответчиком письменного согласия на обработку персональных данных незаконным; 8) взыскать с ответчика в её пользу сумму вынужденных расходов на оплату юридических услуг 1000 рублей отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Ус Е.А, объяснения Новокшоновой Н.Н, представителя АО "КЭК" Ковалевой М.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новокшонова Н.Н. обратилась в суд с иском к АО "Коми энергосбытовая компания" (с учетом уточнений и дополнений) о признании незаконными действий по использованию ее персональных данных в целях, не относящихся к расчетам за электроэнергию, по навязыванию заведомо незаконной формы письменного согласия на обработку персональных данных; признании недействительным, ничтожным письменного согласия на обработку персональных данных от 11.12.2018; незаконным факта получения письменного согласия на обработку персональных данных, обязании прекратить неправомерное использование ее персональных данных в целях не соответствующим целям расчетов и сборов платежей за электроэнергию, аннулировать квитанцию "Номер обезличен" за ноябрь 2018 года, исключить строку "услуги рег.оператора по обращению с ТБО" из уже выставленных квитанций на оплату электроэнергии "Номер обезличен" за декабрь 2018 года и "Номер обезличен" за январь 2019 года. Квитанцию "Номер обезличен" за ноябрь 2018 года, строку "услуги рег.оператора по обращению с ТБО" в квитанциях на оплату электроэнергии "Номер обезличен" за декабрь 2018 года и "Номер обезличен" за январь 2019 года признать незаконными; взыскании компенсации морального вреда в размере 20000 рублей; штрафа за неисполнение в добровольном порядке законных требований по прекращению неправомерного использования её персональных данных; судебных расходов.
В судебном заседании истец Новокшонова Н.Н. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика АО "Коми энергосбытовая компания" с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что общество исполняет условия агентского договора по расчету и начислению платы по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителей. Базу данных о потребителях им предоставило ООО "Ухтажилфонд" в рамках агентского договора. Взятие оператором согласия у истца на обработку персональных данных было обусловлено отсутствием письменного согласия по услуге электроснабжения.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств дела, на нарушение судом норм процессуального права.
Проверив материалы дела, не найдя оснований для удовлетворения ходатайства истца о запросе документов, свидетельствующих о передаче данных от ООО "Ухтажилфонд" ответчику, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Новокшонова Н.Н. зарегистрирована и проживает по адресу: "Адрес обезличен", является собственником... доли в праве собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от "Дата обезличена".
Между истцом Новокшоновой Н.Н. и ОАО АЭК "Комиэнерго" заключено соглашение "Номер обезличен" о ведении расчетов и сборов платежей за электроэнергию, по условиям которого ОАО АЭК "Комиэнерго" обязуется вести расчеты, осуществлять сбор платежей и контроль за своевременным внесением оплаты абонентом, согласно представленным к оплате квитанциям.
ООО "Ухтажилфонд" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми.
Как следует из квитанций за ноябрь и декабрь 2018 года истцу предъявлены платежи за услуги рег.оператора по обращению с ТКО за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена". Квитанция содержит информацию о том, что для начисления платы между ООО "Ухтажилстрой" и АО "Коми энергосбытовая компания" заключен агентский договор от "Дата обезличена" "Номер обезличен"- "Номер обезличен"
"Дата обезличена" между ООО "Ухтажилфонд" (принципал) и АО "Коми энергосбытовая компания" (агент) заключен агентский договор "Номер обезличен". В соответствии с условиями настоящего договора агент принимает на себя обязательства от имени, по поручению, и за счет принципала, за вознаграждение, ежемесячно, в пределах срока действия договора, осуществлять следующие юридические и фактические действия, в том числе: ведение финансово-лицевых счетов потребителей, включающее в себя расчет и начисление платы за услуги в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации по финансово-лицевому счету каждого из потребителей; изменение платы за услуги по финансово-лицевому счету каждого из потребителей в случаях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством Российской Федерации, по письменным обращениям принципала. Агент обязан обеспечивать обработку персональных данных потребителей, полученных от принципала, а также от самих потребителей, в строгом соответствии с положениями Федерального закона от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", обеспечивая при этом их конфиденциальность и безопасность; вести электронную базу данных потребителей на основании информации, имеющейся в существующей базе данных потребителей агента, полученной от принципала (в момент заключения настоящего договора, а также в процессе исполнения его условий), а также от потребителей и третьих лиц (в процессе исполнения условий договора). Принципал обязан в семидневный срок, с момента подписания настоящего договора, направить агенту (в электронном виде и в бумажном виде) следующую, имеющуюся в распоряжении принципала информацию, необходимую ему для исполнения условий договора, в том числе: полные сведения о каждом из потребителей, а также лицах, зарегистрированных (проживающих) в их жилых помещениях; сведения о контрагентах принципала по договорам на оказание услуг по вывозу ТКО, в том числе информацию о контейнерных площадках.
Новокшонова Н.Н. обращалась к ответчику об отзыве вышеуказанных квитанций, поскольку договор с поставщиком ООО "Ухтажилфонд" не заключала и услуги по обращению с ТКО не получала, также просила внести изменения в квитанции исключив строку услуга регионального оператора по обращению с ТКО за период "Дата обезличена" - "Дата обезличена".
18 января 2019 года ответчиком в адрес истца направлен ответ о том, что между ООО "Ухтажилфонд" и Компанией заключен агентский договор. В рамках Договора Компания осуществляет расчет и начисление платы за услугу, сбор денежных средств по услуге, информационно-справочное обслуживание и консультирование клиентов по вопросам начисления. По вопросам заключения договора на бумажном носителе предложено обратиться к региональному оператору. По результатам рассмотрения заявления истца, в квитанции за декабрь месяц 2018 года Компанией нарушений не выявлено.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя также и плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем (п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, далее - Правил N 354).Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту ( п. 63 Правил).
Согласно п. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
Внесение платы исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту является надлежащим исполнением обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (части 3 - 6.1, 7, 7.1, 8 - 10 статьи 155 ЖК РФ, пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
Учитывая вышеприведенные нормы права, оценив установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Новокшоновой Н.Н. требований о признании незаконным включения в один платежный документ дополнительной услуги как обращение с ТКО, при этом исходил из того, что начисление и включение платы за ТКО является законным, поскольку данное начисление предусмотрено агентским договором, материалы дела не содержат сведений о том, что услуги по вывозу ТБО истцу фактически не оказываются.
23 января 2019 года истцом подан ответчику отзыв согласия на обработку персональных данных, который был подписан истцом 11.12.2018.
07 февраля 2019 года Новокшоновой Н.Н. был возвращен оригинал согласия.
Федеральным законом N 152-ФЗ на операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, возложена обязанность не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Рассматривая заявленные требования, суд со ссылкой на ч. 2 ст. 155 ЖК РФ РФ, пп. "а" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, ст. 3 Федерального закона N 152-ФЗ, обоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае обработка персональных данных истца осуществлялась на основании Жилищного кодекса РФ и в соответствии с пп. "а" п. 69 Правил N 354, ст. 1005 ГК РФ в рамках агентского договора по расчетам платы за жилищно-коммунальные и прочие услуги, заключенных между ООО "Ухтажилфонд" и АО "Коми энергосбытовая компания", в целях выполнения своих обязанностей по начислению платы за коммунальные услуги, подготовки и доставки платежных документов потребителям.
Персональные данные потребителей коммунальных услуг объективно необходимы указанным в Правилах предоставления коммунальных услуг исполнителям для выполнения возложенных на них законодательством функций, полномочий и обязанностей. В связи с этим в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 и статьей 7 названного Закона обработка персональных данных указанными органами и организациями может допускаться без согласия субъекта персональных данных.
АО "Коми энергосбытовая компания" действуя в рамках агентского договора ( п.3.1.13,3.1.17 договора), ЖК РФ обеспечивает обработку персональных данных потребителей, полученных от принципала, а также от самих потребителей, в соответствии с положениями Федерального закона от 27.06.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
При таких обстоятельствах суд верно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания согласия на обработку персональных данных истца недействительным и ничтожным.
Доводы в указанной части апелляционной жалобы признаются судебной коллегией несостоятельными.
Суд также правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания правомерными требований Новокшоновой Н.Н. об аннулировании квитанции "Номер обезличен" за ноябрь 2018 года, исключении строки "услуги рег.оператора по обращению с ТБО" из уже выставленных квитанций на оплату электроэнергии "Номер обезличен" за декабрь 2018 года и "Номер обезличен" за январь 2019 года.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом N 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Вопросы сбора и утилизации ТКО урегулированы в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1166 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (пункт 148(1) Правил N 354).
Судом установлено, что ООО "Ухтажилфонд" согласно своей деятельности осуществляет сбор неопасных отходов (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от 03.04.2019 N ЮЭ9965-19-36888927).
Между Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми и ООО "Ухтажилфонд" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми от 22.06.2018. Согласно которому ООО "Ухтажилфонд" является региональным оператором обеспечивающим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых бытовых коммунальных отходов на территории Республики Коми.
Пунктами 2.2.3, 2.2.4 соглашения региональный оператор вправе требовать от потребителей и операторов по обращению с ТКО надлежащего исполнения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. Региональный оператор вправе осуществлять контроль за обращением с ТКО в зоне своей деятельности.
ООО "Ухтажилфонд" оказывает услугу по сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых отходов всем без исключения гражданам, проживающим на территории Республики Коми, в том числе и в поселке Кебанъёль по месту жительства истца.
04 февраля 2019 года ООО "Ухтажилфонд" на уведомление Новокшоновой Н.Н. о заключении прямого договора направило ответ, в котором предложило представить необходимые документы и сведения (указан перечень), а также разъяснено, что ООО "Ухтажилфонд" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми, и потребители обязаны в соответствии с пунктом 148 (39) Правил N 354 своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Основанием для предъявления Потребителям квитанций является агентский договор N 036/18-РО от 22.10.2018. Номер договора, указанный в квитанции, выставленной АО "Коми энергосбытовая компания", это регистрационный (порядковый) номер договора в клиентской базе АО "Коми энергосбытовая компания", поскольку договор является публичным. Данный номер предполагает, что ООО "Ухтажилфонд" имеет с истцом заключенный письменный договор.
Согласно статьи 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Оценив собранные по делу доказательства, суд верно пришел к выводу, что истец совершила конклюдентные действия и следовательно, договор, содержащий условия о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, считается заключенным.
Доводы истца о том, что доверенности представителей АО "КЭК" выданные Перцевой И.М. в порядке передоверия являются ненадлежащими судебная коллегия отклоняет, поскольку все доверенности представителей ответчика, выданные Перцевой И.М. в порядке передоверия нотариально удостоверены, как того требует ст. 187 ГК РФ.
Из изложенного следует, что разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение в соответствии с требованиями материального права.
Нарушений процессуальных норм, которые могут повлечь отмену обжалуемого решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут служить основанием к отмене принятого судебного акта, поскольку направлены на иное толкование норм материального права и процессуального права, и фактически воспроизводят возражения, изложенные ответчицей в суде первой инстанции, являвшиеся предметом судебного исследования и получившие в соответствии с требованиями ст. ст. 194, 196, 198 ГПК РФ надлежащую правовую оценку в решении суда, с которым судебная коллегия соглашается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 04 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новокшонова Н. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.