СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А,
судей Вдовиченко С.В, Соболева В.М,
при секретаре Калинкович И.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 апреля 2019 года апелляционную жалобу представителя Дегтярева И.А. - Бобровой Л.Ю. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 января 2019 года, которым
административный иск Дегтярева И.А. к Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Коми, Министерству внутренних дел Республики Коми о признании незаконным отказа в продлении статуса вынужденного переселенца, возложении обязанности продлить статус вынужденного переселенца, оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М, объяснения представителя МВД по Республике Коми Яганова Н.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дегтярев И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Коми "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в продлении статуса вынужденного переселенца, указав, что мать не является членом его семьи, в связи с чем, наличие у неё в собственности жилого помещения не является основанием для отказа ему в продлении статуса вынужденного переселенца.
Определениями суда в качестве административного соответчика привлечено Министерство внутренних дел по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц - министр внутренних дел по Республике Коми, специалист - эксперт отделения по вопросам гражданства УВМ МВД по Республике Коми Даутбекова Г.А, Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, Дегтярев А.И.
Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержала.
Представитель МВД по Республике Коми, специалист-эксперт отделения по вопросам гражданства УВМ МВД по Республике Коми Даутбекова Г.А. с административным иском не согласились.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о месте и времени судебного заседания, в суд не явились.
Суд принял приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Дегтярева А.И. - Боброва Л.Ю. просит об отмене вынесенного решения суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на ошибочность выводов суда.
Представитель административного ответчика МВД по Республике Коми Яганов Н.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьёй 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив дело в полном объёме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об отмене оспариваемого решения.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
По правилам статьи 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке законности оспариваемых решений подлежат установлению их соответствие требованиям нормативных правовых актов и нарушение указанными действиями прав, законных интересов административного истца.
Судом установлено, что Дегтярев И.А, родившийся "Дата обезличена", со своей семьёй прибыл в Республику Коми из Республики... в "Дата обезличена".
На основании ходатайства отца Дегтярева И.А. -... от "Дата обезличена", "Дата обезличена" ему был предоставлен статус вынужденного переселенца. При этом, на момент получения статуса переселенца Дегтярев И.А, являясь несовершеннолетним членом семьи Дегтярева А.И. и Д.Т., проживал с ними совместно.
Дегтярев И.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу:... и сохраняет регистрацию по настоящее время.
В связи с достижением 18-летнего возраста Дегтяреву И.А. было выдано удостоверение вынужденного переселенца серии "Номер обезличен".
"Дата обезличена" административный истец обратился в УВМ МВД по Республике Коми с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, приложив заявление своей супруги Д.О. - члена семьи, не являющейся вынужденным переселенцем, выписку из единого государственного реестра недвижимости о наличии в собственности у супруги жилого помещения и уведомление об отсутствии сведений о наличии недвижимости у несовершеннолетнего ребёнка Д.В..
Решением УВМ МВД по Республике Коми от "Дата обезличена" Дегтяреву И.А. отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, он признан утратившим статус вынужденного переселенца с "Дата обезличена", удостоверение вынужденного переселенца серии "Номер обезличен", выданное Дегтяреву И.А, признано недействительным.
Основанием к такому отказу со ссылкой на подпункт 1 пункта 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" явилось наличие в собственности у Д.Т... - матери Дегтярева А.И, являющейся членом его семьи (членом семьи вынужденного переселенца), не имеющей статуса вынужденного переселенца, жилого помещения.
Из выписки из ЕГРН от "Дата обезличена" "Номер обезличен" следует, что Дегтяревой Т.П. на праве собственности принадлежит объект недвижимости:... Дата регистрации права собственности - "Дата обезличена"
Д.Т. является матерью Дегтярева И.А.
Административный истец "Дата обезличена" зарегистрировал брак с Ш.О... (после перемены фамилии - Д.О..), при этом Дегтярев И.А. указывал на проживание с Д.О., в принадлежащей ей квартире.
Факт принадлежности Д.О... на праве собственности квартиры, площадью... кв.м, расположенной по адресу:... подтверждается выпиской из ЕГРН от "Дата обезличена" "Номер обезличен", дата регистрации права собственности - "Дата обезличена".
В заявлении о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданного в УВМ МВД по Республике Коми "Дата обезличена", Дегтярев И.А. указал адрес места жительства:...
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 указанного закона, члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" признание лица вынужденным переселенцем осуществляется в соответствии с названным Законом.
В силу пункта 2 указанной статьи, решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.
Пунктом 3 названной статьи установлено, что лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований: 1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации; 2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье; 3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 года; 4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 года; 5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения; 6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения; 7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа
местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Пунктом 6 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" предусмотрено, что вынужденный переселенец для продления срока действия статуса вынужденного переселенца предоставляет следующие документы:
1) заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца;
2) заявление члена семьи, не имеющего статуса вынужденного переселенца, о согласии на обработку персональных данных;
3) документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации;
4) удостоверение вынужденного переселенца.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 указанного закона.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд пришёл к выводу, что Д.Т... - мать Дегтярева И.А, имеет в собственности жилое помещение, является членом его семьи.
Судебная коллегия находит изложенный вывод суда ошибочным.
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", определяя понятие членов семьи вынужденного переселенца, закрепил положение, что таковыми являются проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а для других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, кроме совместного проживания необходимо ведение с ним общего хозяйства с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
Какие-либо доказательства проживания Дегтярева И.А. со своей матерью Д.Т. в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, оснований для признания Д.Т... членом семьи административного истца не имелось.
Ни административным органом, ни судом первой инстанции не учтено, что Д.Т... зарегистрирована по адресу:.., а регистрация Дегтярева И.А. по адресу:.., в силу чего их совместное проживание также не подтверждено.
Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В нарушение установленных требований административным ответчиком не представлено допустимых и безусловных доказательств в подтверждение обстоятельств, изложенных в оспариваемом решении.
В данном случае вывод судьи о законности обжалуемого Дегтяревым И.А. решения административного органа по указанному им основанию является ошибочным.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Исходя из вышеизложенного, решение МВД по Республике Коми об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца Дегтяреву И.А. по указанным в нём обстоятельствам незаконно, в связи с чем, заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, поданное Дегтяревым А.И. "Дата обезличена" подлежит повторному рассмотрению.
При указанных обстоятельствах обжалуемое решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании незаконным решения Министерства внутренних дел по Республике Коми от "Дата обезличена" об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца с обязанием повторно рассмотреть поданное "Дата обезличена" заявление Дегтярева И.А. о продлении ему статуса вынужденного переселенца.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10 января 2019 года отменить, вынести новое решение, которым признать незаконным решение Министерства внутренних дел по Республике Коми от "Дата обезличена" об отказе в продлении статуса вынужденного переселенца Дегтяреву И.А.
Обязать МВД по Республике Коми повторно рассмотреть поданное "Дата обезличена" заявление Дегтяревым И.А. о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.