СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А,
судей Машкиной И.М, Соболева В.М,
при секретаре Мишариной И.С,
рассмотрев в судебном заседании 11 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе Князева Г.С на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 марта 2019 года, которым
в удовлетворении требований административного искового заявления Князеву Г.С. к Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии "Номер обезличен" от 11 марта 2019 года об отказе регистрации в депутаты Совета муниципального образования городского округа "Воркута" пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 отказано.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М, объяснения представителя территориальной избирательной комиссии г. Воркуты Яночкиной А.А, представителя Избирательной комиссии Республики Коми Тимофеевой Т.В, заключение прокурора Юдина А.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Князев Г.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии "Номер обезличен" от 11 марта 2019 года об отказе регистрации в депутаты Совета муниципального образования городского округа "Воркута" пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, указав, что оснований предусмотренных действующим законодательством для признания подписей в подписных листах недействительными, не имелось.
В возражениях на исковое заявление Избирательная комиссия Республики Коми указывает на отсутствие оснований для удовлетворения заявления, со ссылкой на отказ в регистрации, в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В отзыве на административное исковое заявление Территориальная избирательная комиссия г. Воркуты ссылалась на законность принятого решения.
Князев Г.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты с требованиями не согласилась.
Заинтересованное лицо Избирательная комиссия Республики Коми ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Князевым Г.С. ставится вопрос об отмене решения суда.
Князев Г.С... надлежаще извещённый о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
Представители Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты и Избирательной комиссии Республики Коми возражали против удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Юдина А.В, полагавшего решение подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 5 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно, либо в составе списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения.
Пунктом 1 статьи 34 указанного Федерального закона установлено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно статье 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидатов производится соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в подпунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 указанного закона, иных предусмотренных законом документов, предоставляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Аналогичное положение относительно количества подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, определено и частью 1-8 статьи 36 Закона Республики Коми N 88-РЗ от 27 сентября 2010 года "О выборах и референдумах в Республике Коми".
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона Республики Коми N 88-РЗ от 27 сентября 2010 года "О выборах и референдумах в Республике Коми" в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, определяемом Федеральным законом и данным Законом. В силу части 6 указанной статьи, на выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата.
Исходя из части 1-8 статьи 36 вышеназванного Закона Республики Коми, в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа "Воркута", выдвигаемого по одномандатному избирательному округу, кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования городского округа "Воркута" должно быть собрано в порядке, установленном указанным Законом, 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Частью 1 статьи 38 Закона Республики Коми N 88-РЗ от 27 сентября 2010 года "О выборах и референдумах в Республике Коми" установлено, что для прохождения процедуры регистрации кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по единому избирательному округу, в срок не позднее чем за 40 дней до дня голосования представляют в соответствующую избирательную комиссию все необходимые в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для регистрации документы.
Согласно приложению к постановлению Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты от 25 января 2019 года "Номер обезличен" численность избирателей в одномандатном избирательном округе N 3 составляет 5383, число подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата 27, максимальное количество подписей избирателей 31.
Таким образом, кандидат в депутаты Совета муниципального образования городского округа "Воркута" пятого созыва, баллотирующийся по данному округу, обязан представить в избирательную комиссию не менее 27 подписей избирателей в свою поддержку.
Решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 17 января 2019 года "Номер обезличен" на 14 апреля 2019 года назначены дополнительные выборы депутатов Совета муниципального образования городского округа "Воркута" пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 3.
Как следует из материалов дела, "Дата обезличена" в территориальную избирательную комиссию г. Воркуты поступило заявление Князева Г.С. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета МО ГО "Воркута" пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 с приложением копии паспорта, копии документа, подтверждающего сведения о профессиональном образовании, копии трудовой книжки, копии диплома о высшем образовании, сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
"Дата обезличена" Князев Г.С. представил подписные листы с 31 подписью избирателей, собранными в поддержку кандидата.
Итоговым протоколом проверки подписных листов, представленных Князевым Г.С, все представленные подписи в подписных листах в количестве 31 признаны недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей, указаны в подписных листах не в полном объёме - не содержат информацию об адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты от 11 марта 2019 года "Номер обезличен" "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа "Воркута" пятого созыва" Князеву Г.С. отказано в регистрации кандидата в депутаты Совета муниципального образования городского округа "Воркута" пятого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с недостаточном количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения избирательной комиссии, поскольку все представленные Князевым Г.С. подписи избирателей признаются недействительными.
Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции правильным, мотивированным, подтвержденным имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В то же время судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого постановления.
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума урегулированы статьёй 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6 названной статьи предусмотрено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи).
В силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подписи избирателей признаются недействительными, в том числе, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности.
Таким образом, по настоящему делу правовое значение имеет указание в подписном листе в полном объёме сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей.
Подпунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 названного Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Аналогичные нормы предусмотрены Законом Республики Коми N 88-РЗ от 27 сентября 2010 года "О выборах и референдумах в Республике Коми".
Указанная форма, установлена Приложением 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также приложением N 1 к Закону Республики Коми N 88-РЗ от 27 сентября 2010 года "О выборах и референдумах в Республике Коми" и, в частности, предусматривает, что лицо, осуществившее сбор подписей, указывает в подписном лице свои данные: фамилию, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществлявшего сбор подписей, и дата её внесения.
Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства.
В пункте 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 03 июля 2014 года N 1483-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Плешкова И.В. на нарушение его конституционных прав положениями подпункта "з" пункта 6.4 и подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что сведения о сборщике подписей, в том числе об адресе его места жительства, необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты её внесения.
При исследовании подписных листов, удостоверенных самим Князевым Г.С. в свою поддержку как кандидата, установлено, что в них в соответствующей графе отсутствует указание на адрес его места жительства.
Указание в подписном листе сведений об адресе места проживания кандидата в объёме, большем чем предусмотрено формой подписного листа, согласно которому должны быть указаны наименование субъекта, города, где находится место жительства, а именно в полном объёме, то есть с указанием улицы, номера дома и квартиры, не освобождало Князева Г.С. от выполнения обязанности, предусмотренной федеральным законом по указанию своего адреса места жительства как лица, осуществляющего сбор подписей.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вывод суда о том, что отсутствие сведений об адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей, в установленной законодательством форме подписного листа, свидетельствует о недействительности подписей избирателей.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые являются основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 25 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Князева Г.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.