Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г,
судей Маловой Н.Б, Переплесниной Е.М.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.03.2019 по иску Исаевой Я.С. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству социальной защиты Республики Карелия о предоставлении жилого помещения, обязании восстановить в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исаева Я.С. обратилась в суд, мотивируя требования тем, что она являлась ребенком, оставшимся без попечения родителей, в связи с лишением матери родительских прав, до 18 лет находилась в детском доме. О своем праве на обеспечение жильем узнала в (... ) г..после достижения 23-летнего возраста, после чего обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа (далее - Администрация), где была поставлена на соответствующий учет. За время пребывания в детском доме до 18 лет никто ей это право не разъяснял, на учет органом опеки она поставлена не была. (... ) была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена Министерством образования Республики Карелия в соответствующий сводный список граждан. По месту регистрации в трехкомнатной квартире помимо нее зарегистрированы еще 10 человек. Обстоятельства, являющиеся условиями предоставления ей жилого помещения, наступили, однако до настоящего времени вопрос о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не разрешен.
Ссылаясь на положения ст. 109 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Карелия 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя", истец с учетом уточнения исковых требований просила обязать Министерство социальной защиты Республики Карелия восстановить ее в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей как лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Петрозаводского городского округа благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Отмечает, что первичные документы, послужившие основанием для постановки ее на учет, суду не представлены. Мотивированного решения об исключении ее из списка не принималось. Обратила внимание на то, что по аналогичному делу судом было принято решение об удовлетворении требований истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и ее представитель - Петровская Ю.И, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.
Заслушав истца и его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что постановлением мэра г. Петрозаводска от (... ) N несовершеннолетняя Таманцева Я. С, (... ) года рождения, была определена в детский дом. Жилая площадь по адресу: (... ), закреплена за ребенком.
(... ) Исаева (ранее - Таманцева) Я.С. обратилась в администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Письмом Администрации от (... ) с исх. N Исаевой Я.С. сообщили о том, что решением городской жилищной комиссии она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Письмом от (... ) N Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия сообщило в адрес администрации Петрозаводского городского округа об исключении Исаевой Я.С. из списка из списка детей-сирот, в связи с отсутствием доказательств ее обращения до достижения 23 лет с заявлением о постановке на учет для обеспечения жилым помещением в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии по обеспечению жильем, определены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон о дополнительных гарантиях).
В силу положений ст.8 Закона о дополнительных гарантиях лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно положениям п. 6 ст. 3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.03.2013 N 99-П утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В соответствии с Положением о Министерстве социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 8.07.2016 N 254-П, данный орган исполнительной власти обеспечивает предоставление мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных Законом Республики Карелия N 921-ЗРК, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями. На Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия функции уполномоченного органа возложены с момента государственной регистрации (22.07.2016) Положения о Министерстве.
В целях исполнения указанных полномочий Министерством социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия утверждена форма списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (приказ N 292-П от 26.09.2016). Сведения для формирования списка представлялись органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов). Информация для формирования списка детей-сирот о гражданах, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, представлена Администрацией 31.08.2016 (исх.N 111-28-2147-0).
В силу положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальная поддержка в виде обеспечения жильем предоставляется указанной категории лиц в заявительном порядке, реализация которой должна осуществляться в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по заявлениям, поданным до достижения ими 23 лет.
Между тем, до достижения 23 лет Исаева Я.С. в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращалась, что препятствует удовлетворению требований о возложении на Министерство социальной защиты Республики Карелия обязанности внесения истца в список лиц, подлежащих льготному обеспечению жилыми помещениями, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как указано судом, по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Законом о дополнительных гарантиях меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и основаны на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы и учтены судом, не опровергают выводов суда и оснований к отмене обжалуемого решения не содержат.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.03.2019 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.