Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Медведевой Д.С.,
судей Берко А.В, Меньшова С.В,
при секретаре Фатневой Т.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика- Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края в лице полномочного представителя Городской Т.П.
на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 20 марта 2019 года
по иску Гуденко К.А. к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней третьего и последующего ребенка,
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С,
установила:
Гуденко К.А. обратилась с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней третьего и последующего ребенка по тем основаниям, что, она обратилась 21.01.2019 г. в Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее Управление) по вопросу назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 г. третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Письмом NГ-19-03-01 от 29.01.2019 г. ей было отказано в назначении денежной выплаты. Причиной отказа послужил тот факт, что ее старшие дети Г.С.Р,... года рождения, и Г.А.Р,... года рождения, зарегистрированы по месту жительства на территории Ставропольского края 21.12.2018 г, то есть после даты рождения третьего ребенка - П.М.Р,... года рождения, с рождением которого возникло право на получение ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 12 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения после 31.12.2012 г. третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет в Ставропольском крае, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 г. N 498-п, основанием для принятия решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты является не подтверждение факта постоянного проживания на территории Ставропольского края семьи на дату рождения в ней третьего или последующего ребенка, родившегося после 31.12.2012 г.
Определением Верховного суда Российской Федерации от 07.02.2018 г. N19АПГ17-12 установлено, что в случае невозможности подтверждения факта постоянного проживания у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка документами, выданными органами учета, факт постоянного проживания может быть подтвержден иными документами.
Факт постоянного проживания старших детей - Г.С.Р,... года рождения, и Г.А.Р,... года рождения, на территории Ставропольского края на дату рождения третьего ребенка ? П.М.Р,... года рождения, подтверждается справкой, удостоверенной председателем Совета территориального общественного самоуправления микрорайона N 2 МО г: Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, в которой говорится о том, что дети проживали к моменту рождения в семье третьего ребенка с ней по одному адресу:... 97.
Также указанный факт может быть подтвержден свидетельскими показаниями.
Считает, что назначение ежемесячной денежной выплаты должно быть произведено Управлением с момента возникновения права, то есть с момента рождения в семье третьего ребенка, так как ее первоначальное обращение в Управление труда и социальной защиты за полагающимися выплатами было 21.01.2019 г, то есть в установленный законом трехмесячный срок.
Так как ею представлены суду доказательства того, что ее старшие дети проживали с семьей на территории Ставропольского края на момент рождения в семье третьего ребенка, имеются все необходимые и достаточные основания для назначения мне такой выплаты с момента рождения в семье третьего ребенка.
На основании изложенного просит обязать Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края назначить Гуденко К.А, со 02.12.2018 г. ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье на дату рождения в ней третьего ребенка П.М.Р,... года рождения.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 20 марта 2019 года исковые требования Гуденко К.А. к Управлению труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней третьего и последующего ребенка- удовлетворены.
Суд обязал Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края назначить и выплатить Гуденко К.А. в связи с рождением у нее... года третьего ребенка - П.М.Р, ежемесячную денежную (социальную) выплату в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, с 02 декабря 2018 года.
В апелляционной жалобе ответчик Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края в лице полномочного представителя Городской Т.П. просит отменить решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 20 марта 2019 года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на неверное применение судом норм материального права. Подчеркивает, что на дату письменного обращения в управление 21.01.2019 семьей заявителя не было соблюдено условие предоставления ежемесячной денежной выплаты о постоянном проживании на территории Ставропольского края старших детей, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта. Утверждает, что при обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Гуденко К.А. просит решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 20 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебном заседании истец Гуденко К.А, соглашаясь с постановленным судом первой инстанции решением, просила оставить его без изменения.
Ответчик Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края извещен о дне судебного заседания надлежащим образом и своевременно, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направил.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы рассматриваемого гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Ставропольского краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений, при рассмотрении настоящего спора, судом первой инстанции допущено не было.
Судом установлено при рассмотрении спора и подтверждаются материалами дела факт регистрации 07.12.2011 года истца Гуденко К.А,... года рождения по адресу:... д. 97, равно как и проживание ее с членами семьи: муж - П.Р.Н,... г.р, дочь - Г.С.Р,... г.р, дочь - Г.А.Р,... г.р, П.М.Р,... г.р. по указанному адресу.
Рассматривая заявленное истцом требование об обязании Управления труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату нуждающейся в поддержке семье, суд исходил из следующего.
Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, осуществляемых названными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (пп. 24 п. 2 ст. 26.3).
В соответствии с положениями ст. 26.3.1 поименованного акта органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации N 606 от 7 мая 2012 года "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 606 от 7 мая 2012 года принято Постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 года N 498-п утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае (Порядок).
В соответствии с пунктом 5 данного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за такой выплатой, при наличии права на это, при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную выплату; совместное проживание заявителя с третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло права на выплату; среднедушевой доход.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N 524 "О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" пункт 2 дополнен абзацем следующего содержания - "наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года". Пункт 5 изложен в новой редакции - "настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением в семье третьего или последующего ребенка в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года".
Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. N 19-АПГ17-12, абзац четвертый пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N 524 признан не действующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.
Постановлением Губернатора Ставропольского Края от 23 марта 2018 г. N 95 "О внесении изменения в пункт 2 Постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", внесены изменения в пункт 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 г. N 571, изложив абзац четвертый в следующей редакции: "постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта."
Пункт 3 данного акта отмечает, что настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 13 октября 2016 года.
Как было указано выше,... года в семье истца родился третий ребенок - П.М.Р..
После рождения третьего ребенка истец 21.01.2019 года обратился с письменным заявлением в Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края с заявлением о получении ежемесячной денежной (социальной) выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней после 31 декабря 2012 года третьего ребенка, в чем решением Управления от 29.01.2019 года NГ-19-03-01 заявителю было отказано.
Обосновывая принятое решение, Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края указало, что в соответствии с абзацем 4 пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" условием предоставления ежемесячной денежной выплаты является постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.
Таким образом, поскольку факт проживания Гуденко К.А. и ее несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную денежную выплату, на территории г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края на дату рождения в семье третьего ребенка, а Апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 7 февраля 2018 г. N 19-АПГ17-12, абзац четвертый пункта 2 ("наличие регистрации по месту жительства на территории Ставропольского края у родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года") постановления Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13 октября 2016 года N 524 признан не действующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления, суд считает требования истца о назначении и выплате ежемесячной денежной (социальной) выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней после 31 декабря 2012 года третьего ребенка, подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 6 Порядка осуществления назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2012 г. N 498-п, ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату при условии обращения за ней не позднее трех месяцев от указанной даты и соблюдения на дату обращения с заявлением условий, предусмотренных пунктом 5 настоящего Порядка.
При обращении заявителя за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения третьего или последующих детей, с рождением которых возникло право на данную выплату, она назначается и выплачивается ему за истекший период, но не более чем за три месяца до месяца, в котором им было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее даты рождения ребенка, с рождением которого возникло право на указанную выплату.
Гуденко К.А. с письменным заявлением в Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края о получении ежемесячной денежной (социальной) выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей, обратилась 21.01.2019 года.
Судебная коллегия соглашается с правовой позицией суда первой инстанции, находит установленные по делу обстоятельства, имеющие значение, подтвержденными.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что право у Гуденко К.А. о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней третьего и последующего ребенка, возникло в связи с рождением в ее семье третьего ребенка - П..М.Р,... года рождения.
Поскольку Гуденко К.А. обратилась в Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края 21.01.2019 года - в течении трех месяцев со дня рождения у нее третьего ребенка, с рождением которого возникло право на данную выплату, постольку суд обоснованно обязал Управление труда и социальной защиты населения Шпаковского муниципального района Ставропольского края назначить и выплатить истцу ежемесячную денежную (социальную) выплату в поддержку семье, назначаемой в случае рождения в ней после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей с 02.12.2018 года.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, находит их последовательными и логичными, достаточно мотивированными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на имеющихся в материалах дела доказательствах, оценка которых соответствует требованиям ст. 67 ГПК.
Приведенные в решении суда нормы материального права применены и истолкованы судом верно.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на постановление Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 N498-п были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
В связи с чем, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 20 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.