Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Шурловой Л.А.
судей Калединой Е.Г. и Чернышовой Н.И.
при секретаре Павловой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июня 2019 года
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Р.В.А. по доверенности Ю.С.В.
на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 февраля 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Р.В.А. к Министерству образования Ставропольского края о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г.
УСТАНОВИЛА:
Р.В.А. обратился в суд с иском к Министерству образования Ставропольского края, в котором, после уточнения требований, просил обязать комитет образования администрации г..Ставрополя поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указав, что он является сиротой. До августа 2008 он проживал с родителями в г..Михайловске по ул. Т, д. После гибели родителей стал проживать в г..Ставрополе по ул. С, д. у тети, Г.С.М, которая установилаопекунство над ним. 30.07.2009 нотариусом по Шпаковскому РНО СК К.А.П. ему и его сестре были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на 1/2 долю дома каждому, в г..Михайловск, по ул. Т, д. 26.01.2016 он обратился в администрацию МО г..Михайловска Шпаковского района СК с заявлением о признании непригодным для проживания дома в г..Михайловске. 17.02.2016 им был получен отказ в ответ на заявление. Основанием для отказа, по мнению администрации, послужили ст. 244, 246, 247 ГК РФ (распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности) ввиду отсутствия у Опекуна разрешения органа опеки и попечительства в соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке попечительстве" на признание принадлежащей Р.П.А. 1/2 доли дома в г..Михайловске по ул. Т, непригодным для проживания.
Опекун Р.П.А. 08.02.2016 также получила аналогичный отказ на свое заявление от 26.01.2016г. 23.09.2015 Опекун впервые обратилась в администрацию МО г..Михайловска с заявлением о признании непригодным для проживания дома в г..Михайловске, в интересах Р.П.А... 02.10.2015 администрацией МО г..Михайловска Шпаковского района СК был составлен Акт обследования жилищно-бытовых условий граждан, согласно которому санитарно-гигиеническое состояние жилой площади дома было признано неудовлетворительным. 22.10.2015 администрацией МО г..Михайловска Шпаковского района СК был дан ответ на заявление, согласно которому полагалось рассмотреть заявление Опекуна после создания в администрации межведомственной комиссии. 30.12.2015 Опекуном был получен отказ со ссылкой на ст. 244, 246. 247 ГК РФ (распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности) ввиду отсутствия заявления истца аналогичного характера. 06.06.2016 администрация Октябрьского района г..Ставрополя дала согласие на совершение Опекуном действий по признанию дома в г..Михайловске непригодным для проживания, с целью возможного включения несовершеннолетней Р.П.А. в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Это согласие было дано в части, принадлежащей Р.П.А. 1/2 доли дома. Оно было затребовано в отказе на его заявление от 26.01.2016 и повторное заявление Опекуна. 14.06.2016 Опекун обратилась в муниципалитет г..Михайловска с теми же требованиями уже в третий раз. 29.06.2016 был получен очередной отказ со ссылкой на отсутствие у межведомственной комиссии полномочий по оценке частных жилых домов. 01.08.2016 после обращения в надзорный орган.
Прокуратурой Шпаковского района СК было направлено письмо о противоречии постановления администрацией МО Михайловска Шпаковского района СК от 23.05.2016 N 698 "О межведомственной комиссии... " нормам Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в части полномочий комиссии по оценке частных жилых домов. 13.09.2016 Опекун обратилась в муниципалитет г..Михайловска в четвертый раз. 30.12.2016 Опекуном и истцом был получен протокол заседания межведомственной комиссии, которым обязали предоставить документы о состоянии дома на момент вступления в наследство Р.П.А. и Р.В.А. А также документы в подтверждение действий опекуна по сохранению имущества подопечных и опись имущества подопечных. 07.02.2017 администрацией Октябрьского района г..Ставрополя была предоставлена опись имущества по состоянию на 01.09.2008 и отчет опекуна за2014-2015г. 28.02.2017 Опекун обратилась в муниципалитет г..Михайловска в пятый раз, приложив необходимый пакет документов для рассмотрения межведомственной комиссией. 20.03.2017 было получено письмо администрации, в котором сообщалось, что в связи с кадровыми перестановками будет создан новый состав межведомственной комиссии. 18.08.2017 межведомственная комиссия произвела заключение N 2 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Дом был признан ветхим и аварийным, не пригодным для проживания. 22.08.2017 администрацией города Михайловска было принято распоряжение 341-р "О признании жилых домов непригодными для проживания", в соответствии с которым дом в г..Михайловске по ул. Т, наконец-то официально был признан непригодным. 19.09.2017 младшая сестра истца обратилась в комитет образования администрации г..Ставрополя с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Её заявление было принято, и она была поставлена на учет. 02.04.2018 был получен ответ, в котором истцу отказано в принятии на учет, поскольку на момент обращения в комитет образования ему было более 23 лет. Однако он объективно не мог обратиться в Комитет в установленный федеральным законом срок по причине бездействия муниципальных органов города Михайловска, поэтому пропуск срока для подачи заявления произошел не по его вине.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований Р.В.А. к Министерству образования Ставропольского края о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Р.В.А. по доверенности Ю.С.В. просит решение суда отменить, указав, что судом нарушены материального и процессуального права, не учтены доводы иска, им не дана надлежащая оценка. Суд не учел, что пропуск срока произошел не по вине истца, а по вине государственного органа.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства образования Ставропольского края по доверенности П.Т.В. считает решение суда законным и обоснованным, вынесенным без нарушений норм материального и процессуального права, а жалобу - не содержащей оснований для отмены вынесенного по делу решения, поскольку доводы истца не соответствуют действительности и опровергаются доказательствами по делу. Полагает, что суд правильно определили установилобстоятельства, имеющие значение для дела, сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, и применил подлежащие применению нормы материального права. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного определения, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Отказав в удовлетворении иска об обязании комитета образования администрации г.Ставрополя поставить истца Р.В.А. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, суд первой инстанции указал, что до достижения 23 лет Р.В.А. с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался. Кроме того, Р.В.А. относился к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако, имел закрепленное жилое помещение, которое до 22.08.2017 г. не было признано непригодным для проживания.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края (постановление Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013 г. N 240-п) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление в сфере имущественных отношений.
Указанные лица включаются в Список по достижении возраста 14 лет.
Жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 24 января 2013 года N 102-0, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" как в прежней, так и в новой редакции закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечение данных лиц жильем в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм права на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ истец должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, как установлено судом, Рыжиков В.А. обратился в Министерство образования СК с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в 2017 году. На момент подачи заявления Р.В.А. исполнилось 24 года.
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края отказало истцу во включении его в сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ставропольского края, поскольку он достиг 23 лет, т.е. утратил статус лица из числа детей- сирот, о чем свидетельствует уведомление от 02.04.2018.
Кроме того, из материалов дела следует, что истцу Р.В.А. и его сестре Р.П.А. принадлежит на праве собственности жилой дом, общей площадью 57,70 кв.м. и земельный участок площадью 1200 кв.м. по адресу г. Михайловск, ул. Т, д. по 1/2 доли в праве общей долевой собственности.
18.08.2017 межведомственная комиссия произвела заключение N 2 об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Дом был признан ветхим и аварийным, не пригодным для проживания.
22.08.2017 администрацией города Михайловска было вынесено распоряжение 341-р "О признании жилых домов непригодными для проживания", в соответствии с которым дом в г.Михайловске по ул. Т, был признан непригодным.
В октябре 2017 года истец обратился в министерство образования СК с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
На момент признания дома непригодным для проживания и на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, истцу исполнилось 24 года.
При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленного иска.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 27 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Р.В.А. по доверенности Ю.С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.