Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО10,
судей ФИО9, ФИО4,
при ведении протокола судебного заседания секретарём ФИО5,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКУ "Управление по жилищной политике" г.Махачкалы к ФИО8 о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения
по апелляционной жалобе представителя МКУ "Управление по жилищной политике" г.Махачкалы на решение Ленинского районного суда г.Махачкалы от "дата", которым в удовлетворении исковых требований МКУ "Управление по жилищной политике" г. Махачкалы к ФИО8 о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения отказано.
Заслушав доклад судьи ФИО9, изложившего содержание обжалуемого решения, доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора ФИО6, полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Муниципальное казённое учреждение "Управление по жилищной политике" администрации г. Махачкалы обратилось в суд с иском к ФИО8 о выселении его из 2-х комнатной квартиры N 16 дома N 6 по "адрес" г.Махачкалы с предоставлением другой благоустроенной 2-х комнатной квартиры по адресу: Республика Дагестан, Мкр. Степной Азизова 1, д. N 5, корп. N 11, кв. N 37.
В обоснование требований указано, что в целях обеспечения исполнения ФИО1 от "дата" N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" на территории г.Махачкалы постановлением Администрации города Махачкалы от "дата" N 898 была утверждена и реализуется муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории " города Махачкалы" на 2013-2017 гг. По этапу программы переселения в 2014-2015 гг. предусматривалось переселение граждан из аварийного жилого дома N 6 по "адрес" г. Махачкалы, который был в установленном порядке признан аварийным, подлежащим сносу, и включен в программу переселения. Основанием для включения указанного дома в программу переселения явилось постановление Администрации г.Махачкалы от "дата" N 4426, изданное на основании заключения Межведомственной комиссии Администрации г.Махачкалы по признанию данного многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания от "дата". Постановлением Администрации г. Махачкалы от "дата" N 2369 "О переселении собственников и нанимателей жилых помещений аварийных домов" принято решение о переселении жильцов аварийных домов, в том числе и дома N 6 по "адрес" постановлением ФИО8 переселяют в 2-х комнатную квартиру N 37 корп. N 11 дома N 5 по "адрес", Мкр. Степной г.Махачкалы общей площадью 45,0 кв. м из 2-х комнатной квартиры N 16 дома N 6 по "адрес" г.Махачкалы общей площадью 38,4 кв.м.
Ответчику предоставляется равноценная жилая площадь. Данное жилое помещение является благоустроенным, в квартире имеются холодная и горячая вода, газ, канализация, центральное отопление, туалет и ванная. Однако от подписания договора мены жилых помещений и переселения в предоставленное благоустроенное жилье ответчик отказывается.
Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от "дата" в удовлетворении исковых требований МКУ "Управление по жилищной политике" отказано.
Не согласившись с решением суда, представитель МКУ "Управление по жилищной политике" г.Махачкалы по доверенности ФИО7 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы МКУ "Управление по жилищной политике" г. Махачкалы указывается, что по этапу программы переселения в 2015-2016 гг. предусматривалось переселение граждан из аварийного жилого дома N 6 по "адрес" г. Махачкалы, в котором проживает ответчик. Постановлением Администрации г. Махачкалы от "дата" N 2369 "О переселении собственников и нанимателей жилых помещений из аварийных домов" ФИО8 из 2-х комнатной квартиры N 16 дома N 6 по "адрес" переселяется в 2-х комнатную квартиру N 37 дома корп. N 11 дома N 5 по "адрес", Мкр Степной г.Махачкалы. Судом не было предпринято мер к оценке предоставляемого и изымаемого жилья, со стороны органов местной власти были гарантированы равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья, соблюдены все требования о нахождении предлагаемого взамен жилья не только в черте того же городского поселения, но и фактически в районе проживания.
Поскольку жилищные условия переселяемых из подлежащих сносу жилых домов не могут быть ухудшены, постольку должны учитываться потребительские свойства занимаемого ими ранее жилого помещения, которые определяются, в том числе, количеством комнат, наличием права пользования вспомогательными жилыми помещениями - кухней и т.п, размер не только общей, но и жилой площади, приходящейся на каждого из проживающих лиц.
Приводится, что в решении суда не нашли отражение доводы истца о соблюдении органом местного самоуправления требований Закона о признании домов ветхо-аварийными и им не дана оценка.
Ссылка суда первой инстанции на то, что истцу о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу стало известно только из ответа МКУ "Управление по жилищной политике" г. Махачкалы от "дата" N 996 является несостоятельной, поскольку в 2014 году все жильцы указанного многоквартирного дома подписали предварительные договора о переселении в другое благоустроенное жилое помещение.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению. В полном объеме не определены и не установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам не дана полная правовая оценка в их совокупности.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ФИО8 просит решение суда оставить без изменения.
Представитель МКУ "Управление по жилищной политике" администрации г. Махачкалы, администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", ответчик ФИО8 в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, руководствуясь частью 1 статьи 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что ответчик ФИО8 является собственником квартиры N 16 дома N 6 по "адрес" г.Махачкалы.
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилищного фонда города Махачкалы жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу администрации ГОсВД "город Махачкала" N 141 от "дата" жилой дом по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, "адрес", N 6, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением главы города Махачкалы от "дата" N 4426, изданным на основании данного заключения межведомственной комиссии администрации, жилой дом по адресу: Республика Дагестан, г.Махачкала, "адрес", N 6, включен в перечень аварийных жилых многоквартирных домов, признанных до "дата" аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с фактическим износом в процессе эксплуатации, во второй этап программы (на 2014 - 2015 годы).
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходил из того, что у собственников, проживающих в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с ними им может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом доказательств соблюдения предварительной процедуры, предшествующей изъятию у собственников жилого помещения путем выкупа, истцом в материалы дела не представлено.
Вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Частями 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса определены требования к жилому помещению, предоставляемому гражданам по договору социального найма в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса.
Таким образом, жилые помещения в порядке, установленном статьями 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляются гражданам, занимающим жилые помещения в подлежащем сносу доме по договору социального найма.
Между тем, поскольку судом установлено, что ответчик ФИО8 является собственником квартиры N 16 дома N 65 по "адрес" г.Махачкалы, положения статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую содержатся ссылки автора апелляционной жалобы, к правоотношениям сторон применению не подлежат.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В развитие названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 (часть 10) указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "дата" N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума), необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.
В силу ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32, указывает и Федеральный закон от "дата" N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда (статьи 2, 14, 16 названного Закона).
То обстоятельство, что многоквартирный жилой дом N 6 по "адрес" г.Махачкалы включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше Законом на переселение граждан в рамках муниципальной адресной программы г.Махачкалы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории "города Махачкалы на 20013-2017гг." не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в доме, включенном в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В материалах дела данные о том, что администрацией ГОсВД "город Махачкала" ФИО8, как собственнику жилого помещения, предлагалось выкупить принадлежащую ему на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В результате этого ФИО8, как собственник жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, был лишён права на получение стоимости изымаемого имущества.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для иных выводов по существу спора.
С учетом изложенного решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя МКУ "Управление по жилищной политике" г.Махачкалы по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.