Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО12,
судей ФИО11 и Абдулаева М.М,
при секретаре ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Дагестан по доверенности ФИО7 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 марта 2019 года по иску ФИО1 к Министерству здравоохранения Республики Дагестан, ГБУ РД "Хасавюртовская центральная городская больница", об обязании обеспечить лекарственным препаратом.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО11, объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО10, просившего в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан и ГБУ РД "Хасавюртовская ЦГБ им. ФИО8" об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
Исковые требования мотивированы тем, что истица, является неработающим инвалидом III группы в связи с заболеванием - Сахарный диабет I типа. Стеатогепатоз. Дислипидемия.
Истице 13 июня 2018 года лечащим врачом в ГБУ РД "Республиканская клиническая больница" были назначены следующие лекарственные средства: новорапид (Инсулин аспарт) - 28 ед. в сутки (1 упаковка на 1 месяц); лантус (инсулин гларгин) или левемир (инсулин детемир) - 16 ед. в сутки (1 упаковка на 1.5 месяца); тест-полоски - 90 штук в месяц; иглы - 120 штук в месяц.
За 2018 год истица частично получила лекарственные препараты. Невыдача положенных лекарств, назначенных врачом, регулярно и в полном объеме ставит под угрозу состояние здоровья истицы.
Согласно Приложению N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О Государственной поддержке развития промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" она должна получить бесплатно все лекарственные средства.
Истица неоднократно обращалась в Поликлинику за получением бесплатного электронного либо рукописного рецепта на лекарственные средства, назначенные врачом. 6 декабря 2018 года истица обратилась с письменным заявлением о выдаче бесплатного рецепта для получения лекарственных средств, назначенных ему врачом. Однако ответа так и не получила. Истице по-прежнему не выписываются рецепты на все лекарственные средства в полном объеме.
Таким образом, Поликлиника нарушила требования законодательства о выдачи бесплатного рецепта, и тем самым не обеспечила истицу данным рецептом.
6 декабря 2018 года истец обратился в Министерство здравоохранения Республики Дагестан для регулярного получения лекарств в соответствии с назначением врача.
В ответном письме Министерство здравоохранения Республики Дагестан было сообщено, что в настоящее время осуществляется очередная закупка лекарственного препарата "Новорапид".
Однако истица так и не получила препараты в необходимом количестве.
Министерство здравоохранения Республики Дагестан не выполнило возложенных на него законом обязанностей по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.
Из-за невыдачи лекарственных препаратов возникали пропуски в курсовом приеме препаратов, из-за чего истица сильно переживала за ухудшение состояния своего здоровья, при этом испытывал стресс и нервничал, тем самым претерпел нравственные страдания.
Моральный вред истицей определен в размере 10000 рублей.
Просит суд (с учетом уточнения требований) обязать ГБУ РД "Хасавюртовская ЦГБ им. ФИО8", выдавать бесплатные рецепты на лекарственные средства, в соответствии с медицинскими показаниями при каждом обращении истца, обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать истца лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, взыскать солидарно с Министерства здравоохранения Республики Дагестан причиненный истице моральный вред в размере 10000 рублей, обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с тем, что откладывание исполнения решения суда может привести к значительному ухудшению здоровья истца.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 14 марта 2019 года постановлено:
"Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать ГБУ РД "Хасавюртовская ЦГБ им. ФИО8" выдавать ФИО1 бесплатные рецепты на лекарственные средства в соответствии с медицинскими показаниями при каждом обращении ФИО1.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечивать ФИО1 лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
В части обязания обеспечить бесплатными рецептами и бесплатными лекарственными средствами обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению".
Не согласившись с решением, представителем ответчика Министерства здравоохранения Республики Дагестан по доверенности ФИО7 подана апелляционная жалоба, в которой указывается о его необоснованности, содержится просьба об отмене и отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В обосновании доводов автор жалобы указывает, что с апреля 2018 года по настоящее время ФИО1 были выделены 8 упаковок препарата Новорапид с дозировкой 1500 ед. (обеспечена по июль 2019 года), 7 упаковок препарата Лантус с дозировкой 1500 ед. (обеспечена до конца 2019 года), 1 упаковка препарата Левемир с дозировкой 1500 ед. (принимается в случае отсутствия препарата Лантус), а также тест-полоски.
Кроме того, ФИО1 прикреплена к ГБУ РД "Ботлихская ЦРБ им. ФИО9", а представитель истца указывает в качестве соответчика ГБУ РД "Хасавюртовская ЦГБ им ФИО8".
Дальнейшее лекарственное обеспечение в 2019 году будет осуществляться по мере поступления лекарственных препаратов в республику согласно утвержденным Министерством здравоохранения Республики Дагестан основным заявкам медицинских организаций республики.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 13 июня 2012 года N 575-М "Об утверждении административного регламента предоставления Министерством здравоохранения Республики Дагестан государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет и предоставлению информации по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг" (зарегистрирован в Минюсте РД от 22.06.2012 г. N 1642), регламентирующим порядок взаимодействия Министерства здравоохранения Республики Дагестан с лечебно-профилактическими учреждениями и аптечными организациями, расположенными на территории Республики Дагестан, участвующими в дополнительном лекарственном обеспечении, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также бюджета Республики Дагестан, в зависимости от категории льготы, лекарственное обеспечение осуществляется за счет бюджета Российской Федерации или бюджета Республики Дагестан на основании своевременно представленных плановых или дополнительных заявок ЛПУ, сформированных лечащим врачом, с учетом необходимой корректировки дозы препаратов или изменения схемы лечения плановых или дополнительных заявок, направляемых на согласование в отдел мониторинга национального проекта и дополнительного лекарственного обеспечения населения Министерства здравоохранения Республики Дагестан.
В настоящее время Министерством здравоохранения Республики Дагестан осуществляется закупка лекарственных препаратов согласно утвержденным основным заявкам от медицинских организаций республики.
Лекарственные препараты закупаются Министерством здравоохранения Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Дагестан в соответствии с нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках).
Министерство здравоохранения Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, обеспечивающим проведение в установленном порядке государственной политики в сфере охраны здоровья граждан в Республике Дагестан (постановление Правительства Республики Дагестан от 8 мая 2013 года N 239) и осуществляет использование бюджетных ассигнований в сфере здравоохранения, утвержденных Законом Республики Дагестан о республиканском бюджете Республики Дагестан на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно Закону Республики Дагестан от 10 марта 2015 года N 18 "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Дагестан" Правительство Республики Дагестан обеспечивает исполнение республиканского бюджета, а также предварительный и последующий контроль за его исполнением.
Письменных возражений относительно частной жалобы не поступило.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 по доверенности ФИО10 просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив законность постановленного судом первой инстанции решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене либо изменению решения суда по данному гражданскому делу не находит.
В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Согласно Приложению N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О Государственной поддержке развития промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", дети инвалиды и больные сахарным диабетом должны получать бесплатно все лекарственные средства, иглы, шприцы, полоски и т.д.
Согласно ст. 34 Приказа Министерства здравоохранения России от 20 декабря 2012 года N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов, при оказании им первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинским работником.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Республики Дагестан, утвержденному Постановлением Правительства Республики Дагестан от 25 октября 2018 года N 156, Министерство здравоохранения Республики Дагестан является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по выработке государственной политики управлению сфере охраны здоровья граждан Республике Дагестан. Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Дагестан является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Дагестан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, 12 апреля 1994 года рождения, является неработающим инвалидом III группы, в связи с заболеванием - Сахарный диабет I типа. Стеатогепатоз. Дислипидемия.
Истцу 13 июня 2018 года лечащем врачом в ГБУ РД "РКБ" были назначены следующие лекарственные средства:
Новорапид (Инсулин аспарт) - 28 ед. в сутки (1 упаковка на 1 месяц); Лантус (инсулин гларгин) или Левемир (инсулин детемир) - 16 ед. в сутки (1 упаковка на 1.5 месяца); тест-полоски - 90 штук в месяц; иглы - 120 штук в месяц.
Из заявления истца от 6 декабря 2018 года в адрес ГБУ РД "Хасавюртовская ЦГБ им. ФИО8" усматривается, что истец обращалась в данное учреждение с просьбой выдать бесплатный рецепт на лекарственные средства, назначенные врачом.
Несмотря на обращение в ГБУ РД "Хасавюртовская ЦГБ им. ФИО8" за получением рецептов на все необходимые лекарственные средства, данный ответчик не обеспечил истца бесплатными рецептами в необходимом количестве.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что ГБУ РД "Хасавюртовская ЦГБ им. ФИО8" не обеспечила истца бесплатным рецептом на все лекарственные средства, обоснованно удовлетворил исковые требования о возложении на ГБУ РД "Хасавюртовская ЦГБ им. ФИО8" обязанности выдавать ФИО1 бесплатные рецепты на лекарственные средства по медицинским показаниям при каждом ее обращении, а на Министерство здравоохранения Республики Дагестан возложена обязанность обеспечить истицу вышеназванными лекарственными препаратами регулярно и в полном объеме в соответствии с медицинскими показаниями.
Разрешая исковые требования в части взыскания морального вреда, суд первой инстанции установилсовокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у ФИО1 права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, неполучение в установленные сроки необходимых ей по жизненным показаниям лекарственных препаратов на бесплатной основе, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого ей по жизненным показаниям (моральный вред), вину и противоправные действия, имевшие место со стороны ответчиков, выразившиеся в неисполнении возложенной на них обязанности выписывать бесплатные рецепты и своевременное обеспечение ФИО1 в установленном порядке лекарственными препаратами, пришел к обоснованному выводу о необходимости взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан в пользу истицы денежные средства в счет компенсации морального вреда.
Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда суд первой инстанции принимая во внимание указанные выше обстоятельства дела, личность истицы, исходя из требований разумности и справедливости посчитал возможным взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с положениями действующего гражданского законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеуказанными положениями закона, установилюридически значимые по делу обстоятельства, дал оценку представленным сторонами доказательствам и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных на основании представленных сторонами доказательствах, и при правильном применении норм материального права.
Мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 14 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Дагестан по доверенности ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.