Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующей судьи Ибрагимовой А.М,
судей: Абдулаева М.М. и Ташанова И.Р,
при секретаре Ибрагимовой Т.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фезлиева Н. Н.ича, Фезлиева Г. Н, Ф.а Ф. Н, Валентиновой Н. Н, Зейналовой Г. Н, Муртазалиевой М. Н, Шахбановой З. Н, Фезлиевой Г. Н. к Фезлиеву З. С. и Фезлиеву С. Н, третьим лицам: - "адрес" РД; Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан о признании недействительными свидетельства о праве на жилой дом и земельный участок на имя Фезлиева С. Н, признании недействительными договора дарения земельного участка и жилого дома, площадью 125,1 кв. м, расположенных по адресу: "адрес" РД от 03.08.2017 между Фезлиевым С. Н. и Фезлиевым З. С, свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, площадью 500 кв. м, и на жилой дом, площадью 125.1 кв. м, на имя Фезлиева З. С, признании право собственности на 1/10 доли в недвижимом имуществе каждого наследника,
по апелляционной жалобе ответчиков Фезлиева С.Н. и Фезлиева З.С. на решение Ахтынского районного суда РД от 29 марта 2019 года, которым постановлено:
"Исковые требования Фезлиева Н. Н.ича, Фезлиева Г. Н, Ф.а Ф. Н, Валентиновой Н. Н, Зейналовой Г. Н, Муртазалиевой М. Н, Шахбановой З. Н, Фезлиевой Г. Н. к Фезлиеву З. С. и Фезлиеву С. Н. удовлетворить частично.
Признать недействительными свидетельства о государственной регистрации права, выданные Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан от "дата" на жилой дом площадью 125,1 кв. м. под регистрационным номером N и земельный участок площадью 500 кв. м. под регистрационным номером N на имя Фезлиева С. Н, расположенных по адресу: Республики Дагестан, "адрес".
Признать недействительным договор дарения земельного участка площадью 500 кв. м. и жилого дома, площадью 125,1 кв. м, расположенных по адресу: "адрес" РД от 03.08.2017 между Фезлиевым С. Н. и Фезлиевым З. С..
Признать недействительными свидетельства о государственной регистрации права, выданные Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан на земельный участок площадью 500 кв. м. и на жилой дом площадью 125.1 кв. м. на имя Фезлиева З. С, расположенных по адресу: Республики Дагестан, "адрес".
Признать за наследниками первой очереди - Фезлиевым Н. Н.ичем, Фезлиевым Г. Н, Ф.ым Ф. Н, Валентиновой Н. Н, Зейналовой Г. Н, Муртазалиевой М. Н, Шахбановой З. Н, Фезлиевой Г. Н. и Фезлиевым С. Н. право собственности в порядке наследования по закону по 1/9 доле каждому в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенных по адресу: Республики Дагестан, "адрес".
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Абдулаева М.М, выслушав объяснения Фезлиева С.Н. и Фезлиева З.С, их представителя Расулова Р.А, просивших решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, объяснения ФИО5, его представителя Мехтиева М.М, Ф.а Ф.Н, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО5 обратился в суд в интересах доверителей Фезлиева Г.Н, Ф.а Ф.Н, Валентиновой Н.Н, Зейналовой Г.Н, Муртазалиевой М.Н, Шахбановой З.Н, Фезлиевой Г.Н. с иском к Фезлиеву З.С. и Фезлиеву С.Н. В обоснование исковых требований указал, что его родителям Фезлиеву Н. Г, умершему "дата" и Фезлиевой П. Г, умершей "дата", принадлежали на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенный по адресу: Республика Дагестан, "адрес". Как ему стало известно, после смерти родителей его старший брат Фезлиев С. Н. в 2016 году на основании выписки из похозяйственной книги, выданной МО "адрес" от 08.02.2016, обратившись в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан, получил свидетельство о праве собственности на жилой дом и земельный участок. После чего, 03.02.2016 составив договор дарения земельного участка с жилым домом, переоформил их на своего сына Фезлиева З. С... При этом Фезлиевым С.Н. право собственности других наследников первой очереди, предусмотренные ст. 1142 ГК РФ, были ущемлены. Его сестра Фезлиева Г.Н. является инвалидом с детства, которая должна иметь обязательную долю от наследственного имущества после смерти родителей. С 2012 года в связи с невозможностью проживания с семьей ответчика, та проживает в семье ФИО5 Он, его братья и сестры являются наследниками первой очереди, им также принадлежит доля в наследственном имуществе. Таким образом, в сложившейся ситуации имеет место нарушение прав и законных интересов других членов семьи наследодателей.
Фезлиевым З.С. представил суду возражения, где выражал несогласие с исковыми требованиями, просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме. При этом указал, что после смерти его бабушки Фезлиевой П. Г. единственным наследником первой очереди по закону, фактически принявшим наследство, был его отец Фезлиев С. Н... С "дата", после смерти бабушки, его отец непрерывно владел и распоряжался как земельным участком, так и жилым домом. Истцы никаких претензий с 1979 года по декабрь 2018 года не предъявляли. В наследство в установленный законом срок не вступали и не приняли. Действия его отца являются законными. Согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет три года. Указанный срок начал течь со следующего дня за днем после смерти наследодателя Фезлиевой П.Г. Истцы знали об открытии наследства, но не приняли его. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске, в этой связи просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд постановилприведенное выше решение, на которое Фезлиев С.Н. и Фезлиев З.С. подали апелляционную жалобу. В обоснование своей жалобы указали, что судом, в нарушение требований п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ, принято решение о правах и об обязанностях лица - наследника по закону ФИО5, "дата" года рождения, не привлеченной к участию в деле.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела неправильно определены обстоятельства имеющие значения для дела и не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вывод суда о том, истцы вступили в наследственные права, фактически приняли наследство после смерти родителей и пользовались наследственным имуществом, предпринимали действия, направленные поддержанию имущества в надлежащем состоянии является неправильным. Только один наследник - Фезлиев С. Н. фактически вступил в наследство и предпринял действия, направленные поддержанию имущества в надлежащем состоянии. А все истцы, что подтверждается также и адресами указанными в исковом заявлении, проживают не в "адрес" и ни каких действий по фактическому принятию наследства не совершили.
Площадь домостроения согласно свидетельства о государственном регистрации права и техпаспорта на домостроение равна 125,1 кв. м, а за его родителями числилось домовладение площадью 112 кв. м. Этими доказательствами опровергается предположение суда, о том, что по показаниям истцов в судебном заседании, жилая площадь не претерпела изменений, указанная площадь 125,1 кв.м. может быть ошибочной.
Судом в нарушение требований и.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ, принято решение о правах и об обязанностях лица - наследника по закону, Фезлиевой Н. Н, "." года рождения, не привлеченной к участию в деле, вывод о необходимости разделить наследственное имущество на девятерых наследников, претендующих на наследство, является неправильным.
Истцы, зная о нарушении их права как с 1983г, так и с 2002-2006 г. не воспользовались своим правом обращения в суд, чем пропустили срок давности обращения в суд. Срок давности обращения в суд согласно пункту 2 статьи 196 ГК РФ не может превышать десять лет, а согласно п.2 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Истцами пропущен срок исковой давности как три года, так и 10 лет со дня, когда они узнали о нарушении своего права.
На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) признав возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников судебного заседания, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3 постановления Пленума).
Постановленное судом решение вышеуказанным требованиям отвечает.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
В силу статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В п. 12 и п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N9 "О судебной практике по делам о наследовании" указано, наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества. Исключения из общего правила предусмотрены в статьях 6, 7, 8 и 8.1 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Таким образом, закон связывает момент возникновения у наследника права собственности на наследственное имущество с моментом открытия наследства в случае, если наследство было принято в порядке и способами, установленными законом.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Согласно пункту 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, может выступать вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания).
Из смысла пункта 7 Постановления получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фезлиев Н. Г. и Фезлиева П. Г. умерли "дата" и "дата" соответственно. Оспариваемое сторонами домостроение ими было возведено в "дата" году.
В похозяйственной книге N6 за 1973, 1974, 1975 годы, после смерти Фезлиева Н. "дата"г, главой хозяйства и семьи указана Фезлиева П, которая умерла в 1979 году.
В документальных материалах фонда Рутульского сельсовета депутатов трудящихся ДАССР и его исполкома, в частности в похозяйственной книге N6 за 1973-1975 года сел. "адрес" "адрес" значится хозяйство N Фезлиевой П, в состав которого входят следующие члены семьи: Фезлиева П, "дата" года рождения, глава семьи, Ф. Ф, "дата" года рождения - сын, Фезлиева М, "дата" года рождения - дочь, Фезлиева З, "дата" года рождения - дочь, Фезлиева Н, "дата" года рождения - дочь, Фезлиев С, "дата" года рождения - сын, Фезлиева Г, "дата" года рождения - дочь, Фезлиев Г, "дата" года рождения - сын, ФИО5, "дата" года рождения - дочь, Фезлиева Гюлбес, "дата" года рождения - дочь, Фезлиев Н, "дата" года рождения - сын.
Из свидетельств о рождении Фезлиевой Г, Фезлиевой М, Ф.а Ф, Фезлиева Г, Фезлиева Н, Фезлиевой З, Фезлиевой Н. усматривается, что их родителями являются Фезлиев Н. Г. и Фезлиева П. М..
При разбирательстве дела судом установлен круг наследников, претендующих на наследственное имущество наследодателей Фезлиева Н. и Фезлиевой П. - это Фезлиев Н. Н.ич, Фезлиев Г. Н, Ф. Ф. Н, Валентинова Н. Н... Зейналова Г. Н... Муртазалиева М. Н, Шахбанова З. Н, Фезлиева Г. Н. и Фезлиев С. Н, который проходит по делу ответчиком.
Кроме того, у наследодателей имеется еще один наследник - это Фезлиева Н. Н, "дата" года рождения, которая исковые требования не предъявила.
Судом также установлено, что истцы, кроме Ф.а Ф. Н, "дата" года рождения, на момент смерти отца Фезлиева Н. Г, то есть наследодателя, являлись несовершеннолетними, а Фезлиев Н. Н.ич родился "дата", то есть спустя три месяца после смерти наследодателя. Все дети проживали в спорном домостроении, а Фезлиев С. Н. проживает до настоящего времени. Все вступили во владение наследственным имуществом и пользовались им, что свидетельствует о принятии ими наследства. При этом на день открытия наследства "дата" дети в силу своего несовершеннолетнего возраста не могли в полном объеме понимать и осознавать значимость установленных законом требований о необходимости своевременного принятия наследства. А совершеннолетний Ф. Ф.Н. вступил во владение наследственным имуществом, пользовался им. А после смерти наследодателя Фезлиевой П. Г, умершей "дата" все дети вступили во владение и пользование наследственным имуществом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцы вступили в наследственные права, фактически приняли наследство после смерти родителей и пользовались наследственным имуществом, предпринимали действия, направленные поддержанию имущества в надлежащем состоянии. Получение же ими свидетельства о праве на наследство являлось их правом, а не обязанностью.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и считает, что решение судом вынесено в соответствии с требованиями материального права и с учетом установленных по делу обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы о неправильности выводов суда в указанной части судебная коллегия считает несостоятельными.
Другие доводы апеллянтов о том, что судом в нарушение требований и.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ принято решение о правах и об обязанностях лица - наследника по закону ФИО5, не привлеченной к участию в деле, и вывод суда о необходимости разделить наследственное имущество на остальных девятерых наследников, претендующих на наследство, является неправильными, судебная коллегия находит не заслуживающими внимания.
В соответствии с п. 1 ст. 1161 ГК РФ, если наследник не примет наследство, откажется от наследства, не указав при этом, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158), не будет иметь права наследовать или будет отстранен от наследования по основаниям, установленным ст. 1117 Кодекса, либо вследствие недействительности завещания, часть наследства, которая причиталась бы такому отпавшему наследнику, переходит к наследникам по закону, призванным к наследованию, пропорционально их наследственным долям.
Из материала дела не усматривается и сторонами не представлено доказательство того, что ФИО5 претендует на наследство или обратилась в суд с требованием об установлении факта принятия наследства или о восстановлении срока на принятие наследства.
При таких обстоятельствах, решение суда о разделении причитающей ФИО5 части наследства между остальными наследниками является основанной на указанной норме закона.
Остальные доводы апелляционной жалобы, в частности о применении последствий пропуска истцами срока исковой давности, и что единственным наследником первой очереди по закону, фактически принявшим наследство является Фезлиев С.Н, были предметом обсуждения и оценки суда первой инстанции, судом им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции не противоречит собранным по делу доказательствам, а доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
Решение суда первой инстанции вынесено при точном соблюдении процессуальных норм и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к возникшим между сторонами правоотношениям, содержит исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных фактов, выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ахтынского районного суда РД от 29 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.