Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Хираева Ш.М,
судей - Хавчаева Х.А, Абдуллаева М.К,
при секретаре - Курбановой П.З,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. дело по апелляционной жалобе администрации ГОсВД "город Махачкала" на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата" по делу по иску Д.М.М. к администрации ГОсВД "город Махачкала" и Управлению по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы о признании незаконным отказа в утверждении схемы, переводе земельного участка в собственность и обязании предоставить земельный участок в собственность,
установила:
Д.М.М. обратился в суд с иском к Управлению по земельным ресурсам и землеустройству г..Махачкалы и Администрации ГОсВД "город Махачкала" о признании незаконным отказов в предоставлении ему муниципальных услуг - "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГосВД "город Махачкала" и "Выдача Постановления о переоформлении в собственность земельного участка" на земельный участок в с/т "Перестройка", указав при этом, что на основании протокола садоводческого товарищества "Перестройка" от "дата" он был принят в члены садоводческого товарищества, где был выделен земельный участок N площадью 500 кв. м. С этого времени участок находится в его пользовании, он оплачивает земельный налог и несет расходы, связанные с нуждами садоводческого товарищества. В середине 2011 г..он решилперевести земельный участок в собственность, для чего сдал в ФГАУ РД "МФЦ в РД" необходимый пакет документов. Уведомлением Управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации г..Махачкалы об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача постановления о переоформлении в собственность земельного участка" в выдаче постановления отказано, в связи с тем, что на момент выдачи садоводческой книжки ему было 16 лет, а также отсутствия доказательств того, что испрашиваемый земельный участок входит в состав с/т "Перестройка". "дата" с целью переоформления земельного участка в собственность, он обратился в ФГАУ РД "МФЦ в РД", приложив к заявлению запрошенный сотрудникам МФЦ пакет документов, на который был получен отказ. Причиной отказа послужило то, что предоставленная схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым участкам (не учтены линии застройки), а также по причине того, что на момент возникновения прав на земельный участка ему не исполнитлось 17 лет.
Исправив недостатки, которые имелись при составлении схемы, он заново подал документы в ФГАУ РД "МФЦ в РД". "дата" уведомлением Управления по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г..Махачкалы об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в утверждении схемы ему отказано, в связи с тем, что представленная схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований ст. 11.9 ЗК РФ и что на момент выдачи садоводческой книжки ему не исполнилось 17 лет. Отказ в предоставлении муниципальных услуг "Выдача постановления о переоформлении в собственность з/у" и "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" считает незаконными по следующим основаниям.
В качестве первого основания для отказа в предоставлении земельного участка в его собственность, Управление по земельным ресурсам г. Махачкалы приводит то обстоятельство, что испрашиваемый им земельный участок не входит в состав с/т "Перестройка". Вместе с тем, ответчику была представлена садоводческая книжка о выделении земельного участка в с/т "Перестройка", ответчиком была запрошена информация о вхождении его в указанное товарищество, что подтверждается архивной выпиской списка членов с/т "Перестройка", его членство в данном товариществе по настоящее время никем не оспорено. Второе основание, приводимое ответчиком для отказа - принятие его в члены садоводческого товарищества в 16-летнем возрасте также не может являться основанием для отказа в предоставлении услуги, поскольку действовавшее на момент принятия его в члены садоводческого товарищества законодательство не содержало такого запрета. И третье основание, послужившее основанием для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого им участка на кадастровом плане г. Махачкалы - несоответствие представленной схемы требованиям ст. 11.9 ЗК РФ, является надуманным, оно не мотивировано.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата" исковые требования Д.М.М. удовлетворены, судом постановлено:
"Признать незаконным отказ Управления по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы от "дата", в предоставлении Д.М.М, муниципальной услуги "Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории ГОсВД "город Махачкала" на земельный участок площадью 485 кв.м, расположенный по адресу: г. Махачкала, с/т "Перестройка", уч. N.
Признать незаконным отказ Управления по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы от "дата" в предоставлении Д.М.М. муниципальной услуги - "Выдача Постановления о переоформлении в собственность земельного участка", расположенного по адресу: г. Махачкала, с/т "Перестройка", уч. N.
Признать за Д.М.М. право собственности на земельный участок площадью 485 кв. м, расположенный по адресу: г. Махачкала, с/т "Перестройка", N
На указанное решение суда администрацией ГОсВД "город Махачкала" подана апелляционная жалоба, в которой выражается несогласие с выводами судьи районного суда.
В обоснование жалобы указывается, что судом не дана должная оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела. Администрация города Махачкалы гражданину Д.М.М. земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, с/т "Перестройка", участок N, не предоставляла. Заявителю необходимо в обязательном порядке предоставить протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа, отсутствие которого является достаточным основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (партнерства).
По указанным основаниям считают решение суда подлежащим отмене.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав лиц явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда постановленного в соответствии с обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно пункту 9.1 ст. 3 Закона РФ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 15 апреля 1998 года "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства:
- испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до 23.04.1998 г.;
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Подобная позиция получила свое подтверждение в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2014 г. (п. 2.8).
Согласно ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением исполкома Махачкалинского городского совета народных депутатов от "дата" образовано с/т "Перестройка" с выделением ему территории 15 га.
Согласно представленной выписке от "дата" на совместном заседании администрации объединения "Дагторстройматериалы" министерства торговли ДАССР, местного комитета и правления членов кооператива "Строитель" при объединении "Дагторгстройматериалы" решено создать дачный кооператив при объединении "Дагторгстройматериалы", временно выбрать председателем правления Курбанова М-С.А.
Согласно государственному акту от "дата" за с/т "Перестройка" закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 55 гектаров, земля предоставлена для выделения садово-дачных участков.
Таким образом, вышеуказанными документами подтверждается, что садоводческое товарищество "Перестройка" создано до введения в действие Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от "дата".
Соответствующая запись в ЕГРЮЛ была внесена "дата", что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до "дата".
Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ от "дата" была внесена соответствующая запись о ликвидации с/т "Перестройка".
Следовательно, вышеуказанными документами подтверждается, что садоводческое товарищество "Перестройка" создано до введения в действие Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998г.
Из членской книжки садовода Д.М.М. следует, что "дата" на основании протокола N он принят в члены с/т "Перестройка" с выделением ему земельного участка N, площадью 500 кв.м.
Согласно постановлению главы администрации г. Махачкалы от "дата" "О первоочередных мерах по исполнению Постановления Махачкалинского городского собрания депутатов от "дата" г. Махачкала" необходимо провести инвентаризацию и оценку строений в садоводческих обществах согласно правоустанавливающим документам.
Согласно Архивной справке "Списка членов с/т "Перестройка" (инвентаризационный список), составленного на основании инвентаризации проведенной в соответствии с постановлением от "дата" Д.М.М. принадлежит садовый участок N, площадью 500 кв.м в с/т "Перестройка".
На основании чего, судом правильно установлено, что Д.М.М. является членом с/т "Перестройка", которое создано до вступления в силу Федерального закона от "дата" "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Д.М.М. на законных основаниях владеет спорным земельным участком N, расположенным на территории указанного СНТ, использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 05.09.2017 г. N КГ 17-50 обстоятельством подлежащим доказыванию является факт членства истца в садоводческом товариществе и выделение в его пользование земельного участка.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Д.М.М. обратился к главе Администрации ГОсВД г. Махачкала и Управлению по земельным ресурсам и землеустройству Администрации г. Махачкалы с соответствующими заявлениями об утверждении схемы и переоформлении в собственность земельного участка N, расположенного по адресу: г. Махачкала " с/т Перестройка", что подтверждается соответствующими расписками в получении документов.
Указанными органами отказано истцу в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на постановление Махачкалинского городского собрания от "дата" N.
Вместе с тем, как правильно установлено судом, вышеназванное постановление не является документом, подтверждающим или опровергающим факт выделения земельных участков с/т "Перестройка" и не отменяет Государственный акт на землю, выданный юридическому лицу до введения в действия Земельного Кодекса РФ, поскольку было издано в иных целях.
Суд также обосновано не согласился с отказом в представлении муниципальной услуги, со ссылкой на то, что на момент выделения земельного участка Д.М.М. не исполнилось 17 лет, поскольку до принятия ФЗ N 66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 г. правоотношения связанные с приемом в члены садовых, огороднических, дачных и других товарищество и кооперативов регулировались Законом СССР "О кооперации".
Согласно ст. 52 Закона СССР "О кооперации в СССР" садоводческие и садово-огородные товарищества являются составной частью системы кооперации. Они создают условия для отдыха трудящихся, укрепления их здоровья, приобщения к труду молодежи, содействуют членам кооператива в производстве продукции для их личного потребления, а также для продажи.
Членом кооператива может быть каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР и союзных республик, изъявивший желание и способный принимать участие в осуществлении целей и задач кооператива, что следует из п. 1 ст. 12 данного Закона СССР.
Согласно статье 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Исходя из толкования положений пунктов 2 и 4 статьи 28 ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", граждане вправе приватизировать (перерегистрировать или переоформить) в собственность свои садовые или дачные земельные участки, находящиеся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении, напрямую обращаясь с соответствующим заявлением в территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) для получения свидетельства о праве собственности.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом некоммерческого объединения, вправе самостоятельно (или через представителя) обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и приложением соответствующих документов, а затем обратиться в Росреестр.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена упрощенная административная процедура оформления права собственности на земельный участок, расположенный на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В соответствии со ст. 2.8. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (с изм. и доп, вступ. в силу с 12.07.2017) до 31 декабря 2020 года в случае, предусмотренном пунктом 2.7 статьи 3 N 137-ФЗ, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином (представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости).
Таким образом, при отсутствии проекта межевания территории, проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, до 31.12.2020, с учетом условий пункта 2.7 статьи 3 N 137-ФЗ может быть использована указанная в пункте 2.8 статьи 3 N 137-ФЗ и пункте 8 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Аналогичная позиция содержится в письмах Минэкономразвития 06.11.2015 N ОГ-Д23-14015 и от 02.07.2015 Д23и-3073.
В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В нарушении положений ст. 56 ГПК РФ ответчиками суду не представленные доказательства подтверждающие наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка, а именно в чем выражается несоответствие землеустроительной документации и несоответствие топографического плана и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Следовательно, у ответчиков отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Махачкала, с/ т "Перестройка", участок N, предусмотренные ст. 11.10 ЗК РФ, а также в переоформлении земельного участка в собственность.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования, суд верно исходил из того, что земельный участок, занимаемый истцом, был предоставлен для ведения садоводства до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Истец является членом товарищества, ему предоставлен земельный участок, находящийся в границах с/т "Перестройка" и он фактически владеет им, в связи с чем, в силу закона за истцом может быть признано право собственности на земельный участок с фактически занимаемой площадью.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на установленных обстоятельствах дела, полном и всестороннем исследовании собранных по делу доказательств и нормах материального права.
Решение суда изложено полно и мотивировано, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, по существу выражают несогласие с принятым решением по делу.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст. 330 ГПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГОсВД "город Махачкала" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.