Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Сухаревой С.И. и Малининой Н.Г.
при секретаре
Михайловой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 мая 2019 года гражданское дело N 2-2107/2018 по апелляционной жалобе Хаджиева Сергея Иосифовича на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 4 июня 2018 года по иску Хаджиева Сергея Иосифовича к администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Сухаревой С.И, объяснения представителя администрации Калининского района Санкт-Петербурга Грибовой И.Е. по доверенности N... от "дата", судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Хаджиев С.И. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с исковыми требованиями к администрации Калининского района Санкт-Петербурга о признании права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с "дата" занимал койко-место в общежитии, расположенном в "адрес" договор социального найма с ним не был заключен. В связи с прохождением службы по призыву с "дата" по "дата" по указанному адресу не проживал. Поскольку общежитие "адрес" на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2007 N 542 переведено в статус жилого дома, истец полагал, что он должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Истец обращался в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга для получения статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако получил отказ. Полагал, что в настоящее время за ним должно быть признано право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем просил суд обязать администрацию Калининского района Санкт-Петербурга признать за ним указанное право.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 4 июня 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Хаджиев С.И. просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание Хаджиев С.И. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом по телефону "дата", о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении судебного заседания, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены решения Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 4 июня 2018 года не имеется.
Согласно положениям действующего законодательства, в частности положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям.
В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
3) проживающие в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям.
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, определенных указанным Законом Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" от 19 июля 2005 года N 407-65 учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 кв.м. для приживающих в коммунальных квартирах.
Согласно п. 2 ст. 5 вышеуказанного Закона при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, учитывается площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и(или) членами его семьи по договорам социального найма и(или) принадлежащим им на праве собственности.
В соответствии со ст. 7 указанного Закона, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и представленных документов
Для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган:
заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;
паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;
документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства;
документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет;
документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи;
документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями;
документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет (для граждан, признанных малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга, в ред. Закона Санкт-Петербурга от 16.11.2010 N 588-141)
документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признанных малоимущими по основаниям, установленным в статье 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга, в ред. Закона Санкт-Петербурга от 16.11.2010 N 588-141)
документы, подтверждающие право гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди (для граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди) и(или) на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, в ред. Закона Санкт-Петербурга от 16.11.2010 N 588-141)
документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение);
документы, подтверждающие, что гражданин относится к категории граждан, указанных в абзацах третьем - девятом пункта 2 статьи 1 настоящего Закона Санкт-Петербурга, в ред. Законов Санкт-Петербурга от 16.11.2010 N 588-141, от 06.06.2012 N 281-50).
Отказ в принятии на учет допускается в случаях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом первой инстанции установлено, что Хаджиев С.И. зарегистрирован в "адрес" с "дата". Правовой статус общежития изменен на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2007 N 542, общежитие переведено в статус жилого дома. При этом справка о регистрации истца содержит сведения о том, что правоустанавливающих документов об основаниях для регистрации не имеется.
Решением администрации Калининского района Санкт-Петербурга от "дата" Хаджиеву С.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обосновании отказа администрация Калининского района ссылается на п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, а именно не представлены документы, предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ.
В дальнейшем истец обращался в администрацию Калининского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, однако истцу также было отказано, поскольку в нарушение требований распоряжения Жилищного комитета от 28.04.2017 N 536-р об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по ведению учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий истцом не были предоставлены документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя и членов его семьи, что не позволило установить его статус, является ли он малоимущим согласно методике определения ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представил суду доказательств того, что он в установленном законом порядке обратился к ответчику за оказанием государственной услуги и предоставил все предусмотренные законом документы для принятия его на учет, равно как и не представил доказательств, свидетельствующих о том, что он относится к категории граждан, подлежащих принятию на соответствующий учет.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, учитывая, что истец не лишен возможности в установленном законом порядке обратиться с заявлением о приеме его на учет нуждающихся, представив предусмотренные законом документы.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд имел возможность самостоятельно истребовать необходимые документы для определения наличия у истца права постановки на учет, сводятся к ошибочному толкованию действующего законодательства и по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 4 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.