Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Сопраньковой Т.Г, Ивановой Ю.В.
при секретаре
Зимиревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 февраля 2019 года апелляционную жалобу Неволиной А. В. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2018 года по административному делу N 2а-5757/2018 по административному исковому заявлению Неволиной А. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу об оспаривании требования, обязании устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В,
выслушав объяснения представителя административного истца Неволиной А.В. - адвоката Комленович Е.Н, представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу - Кудрявцева А.Е, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Неволина А.В. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просила признать требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в размере 111 401 рубль 87 копеек незаконным и не подлежащим исполнению за налоговые периоды 2009 - 2014 годов, обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу внести изменения в размещенные на официальном интернет-портале государственных услуг сведения о задолженности по транспортному налогу, указав на ее отсутствие.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2018 года заявленные требования удовлетворены частично.
Решением постановлено признать требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2009 - 2013 годы не подлежащим исполнению Неволиной А.В, в остальной части в удовлетворении требований административного иска Неволиной А.В. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об изменении состоявшегося решения суда, полагает решение постановленным при неправильном применении норм материального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административному истцу направлено требование N 50530, сформированное по состоянию на 11 декабря 2017 года, об уплате недоимки по транспортному налогу в сумме 35 055 рублей, пени в сумме 86 рублей 76 копеек со сроком уплаты до 30 января 2017 года.
Кроме того, в данном требовании содержится указание на наличие у административного истца задолженности по состоянию на 11 декабря 2017 года в сумме 107 899 рублей 36 рублей, в том числе, по налогам (сборам) 87 387 рублей 67 копеек.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции представителем административного ответчика были представлены объяснения, в соответствии с которыми по состоянию на 11 июля 2018 года за административным истцом числится общая задолженность по налогам и пени на сумму 112 508 рублей 87 копеек, в том числе, задолженность по налогам - 87 387 рублей 67 копеек, по пени - 25 268 рублей 99 копеек.
Задолженность по налогам образовалась за следующие периоды: 34 615 рублей - за 2014 год, 44 338 рублей - за 2011 - 2013 годы, 6 708 рублей - за 2009 - 2012 годы, 367 рублей - за 2016 год, 73 рубля - за 2016 год, 740 рублей - за 2015 год, 546 рублей 67 копеек - на 01 января 2011 года.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2017 года по делу N... завершена процедура реализации имущества Неволиной А.В.
Из данного определения следует, что 16 ноября 2015 года Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по заявлению должника возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) Неволиной А.В.
Кроме того, из данного определения следует, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 марта 2017 года по делу N... Неволина А.В. признана банкротом, открыта процедура реализации имущества гражданина на срок шесть месяцев (решение в полном объеме изготовлено 30 марта 2017 года).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что обязательства по уплате транспортного налога за период с 2009 года по 2013 год и пени, начисленных в связи с неуплатой налога, у Неволиной А.В. наступили до возбуждения производства по делу о банкротстве, данные платежи не являются текущими и подлежали взысканию в рамках дела о банкротстве. В свою очередь обязательства по уплате транспортного налога за период 2014 года у Неволиной А.В. возникли после подачи ею в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявления о признании несостоятельным (банкротом), следовательно, предъявленные к взысканию обязательные платежи за 2014 год и начисленные за просрочку их уплаты пени являются текущими платежами, и требования об их взыскании не подлежат включению в реестр требований кредиторов в рамках дела о банкротстве. Обязательные платежи и начисленные за просрочку их уплаты пени за названный период являются текущими платежами, которые не могли быть предъявлены в рамках процедуры банкротства и завершение процедуры банкротства не влечет прекращения обязательства по их уплате. В связи с этим суд первой инстанции признал требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2009 - 2013 годы не подлежащим исполнению Неволиной А.В, в остальной части суд первой инстанции посчитал данное требование правомерным.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принимая во внимание наличие у административного истца в настоящее время задолженности по транспортному налогу, требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности исправить информацию о задолженности по транспортному налогу на ее отсутствие удовлетворению не подлежат. В удовлетворении данного требования административного иска суд первой инстанции отказал.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на ошибочность выводов суда первой инстанции в части, указывая на то, что задолженность по транспортному налогу и штрафным санкциям за 2014 год не является текущей задолженностью, следовательно, требование о ее уплате является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы и полагает соответствующий вывод суда ошибочным, в силу следующего.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно части 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.Согласно пункту 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Кроме того, на основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
Согласно части 3 статьи 213.28 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
В соответствии с частью 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что по смыслу вышеназванных разъяснений для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу. Применительно к транспортному налогу за 2014 год таким днем является дата 31 декабря 2014 года.
Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) Неволиной А.В. возбуждено арбитражным судом 16 ноября 2015 года, следовательно, недоимка по транспортному налогу за 2014 год и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год относятся к реестровой задолженности по обязательным платежам.
В связи с указанным судебная коллегия полагает, что требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу не подлежит исполнению Неволиной А.В. в части недоимки по транспортному налогу и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2009 - 2014 годы.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в признании не подлежащим исполнению требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу N 50530 от 11 декабря 2017 года об уплате недоимки по транспортному налогу за 2014 год и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год.
Требования истца в указанной части подлежат удовлетворению по вышеизложенным основаниям.
Вместе с тем требования о возложении обязанности внести изменения в размещенные на официальном интернет-портале государственных услуг сведения о задолженности по транспортному налогу являются преждевременными, поскольку налоговая инспекция не оспаривала наличие такой обязанности в удовлетворения требований иска и признании задолженности за период 2009-2014 годы не подлежащей исполнению. Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств отсутствия у административного истца задолженности за иные налоговые периоды.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска Неволиной А. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу о признании не подлежащим исполнению требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 17 по Санкт-Петербургу N 50530 от 11 декабря 2017 года об уплате недоимки по транспортному налогу за 2014 год и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год.
Изложить второй абзац резолютивной части решения Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 29 октября 2018 года в следующей редакции:
Признать требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу N 50530 от 11 декабря 2017 года об уплате недоимки по транспортному налогу за 2009 - 2014 годы и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2009 - 2014 годы не подлежащим исполнению Неволиной А. В..
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.