Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Леонтьева С.А.
при секретаре Тазаевой К.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению АО "419 авиационный ремонтный завод" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
АО "419 авиационный ремонтный завод" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений, поданных после проведения судебной экспертизы, просит суд установить в отношении земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, по состоянию на 12.08.2013 года:
-кадастровый N.., площадью "... ", расположенного по адресу Санкт-Петербург, "адрес" кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости в размере 85 900 000 рублей (далее - участок 1);
-кадастровый N.., площадью "... " м, расположенного по адресу Санкт-Петербург, "адрес" кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости в размере 79 300 000 рублей (далее - участок 2);
-кадастровый N.., площадью "... " кв м, расположенного по адресу Санкт-Петербург, "адрес" кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости в размере 141 600 000 рублей (далее - участок 3).
В подтверждение своих требований административным истцом представлен отчёт N150\1 от 05.09.2018 об оценке рыночной стоимости данных объектов по состоянию на 12.08.2013 года (далее - отчёт об оценке).
В качестве правового обоснования заявленных требований административный истец ссылается на ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, согласно которой основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, в ходе рассмотрения дела требования уточнил, просит установить кадастровую стоимость данных объектов недвижимости, в размере их рыночной стоимости, установленной судебной экспертизой.
Представитель административного ответчика - Комитета имущественных отношений по Санкт-Петербургу, в суд явился считает, что кадастровая стоимость должна быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, в суд не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлен, с ходатайством об отложении разбирательства дела не обращался, в связи с чем его неявка не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135).
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N 4).
Суд не находит оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления в связи с пропуском срока подачи данного заявления в связи со следующим.
Согласно ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как предусмотрено п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N28 от 30.06.2015, виду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст.245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Как следует из обстоятельств дела, сведения о кадастровой стоимости в отношении земельных участков были внесены в кадастр недвижимости: в отношении участка 1 - 19.10.2014; в отношении участков 2 и 3 - 24.10.2013.
Таким образом, пятилетний срок обращения истек только для участков 2 и 3.
При этом, на момент подачи настоящего административного искового заявления в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.
Кроме того, суд учитывает, что в установленном досудебном порядке административный истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 01.10.2018, то есть до истечения установленного пятилетнего срока. Решение Комиссии получено административным истцом 31.10.2018 года. Административное исковое заявление подано поступило в суд 29.11.2018, то есть спустя непродолжительное время после истечения пятилетнего срока на подачу административного искового заявления по делам данной категории.
Учитывая данные обстоятельства, суд находит пропущенный процессуальный срок подлежащим восстановлению.
Как следует из материалов дела административному истцу на праве собственности принадлежат вышеуказанные земельные участки.
Кадастровая стоимость данных объектов определена в размере: участок 1 - 97 473 965,6 руб, участок 2 - 79 655 452,15 руб, участок 3 - 138 344 422,02 руб. по состоянию на 12.08.2013 года и утверждена Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 17.10.2013 года N365.
В соответствии с отчетом независимого оценщика N150\1 от 05.09.2018 об оценке рыночной стоимости данных земельных участков, проведенного по заказу административного истца, рыночная стоимость объектов недвижимости составляет: участок 1- 72 280 000 руб, участок 2 - 66 420 000 руб, участок 3 - 102 170 000 руб, по состоянию на 12.08.2013 года.
Решениями от 23.10.2018 года Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения Кадастровой стоимости при Управлении Росреестра отклонено заявление истца, поступившее в Комиссию 01.10.2018 года, о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с вышеуказанным отчетом.
В ходе рассмотрения настоящего дела, учитывая мотивированные возражения административного ответчика (КИО СПб), по ходатайству данного ответчика, судом назначена судебная экспертиза отчета.
Перед экспертом поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. В случае отрицательного ответа на первый вопрос, предложено установить рыночную стоимость объектов недвижимости.
Согласно заключению эксперта, проводившего судебную экспертизу, N03-2019 от 21.03.2019 года отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. При составлении отчета допущены нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости: неправильно определены факторы, влияющие на стоимость недвижимости; допущены ошибки при выполнении математических действий; информация, использованная оценщиком, не является достоверной, достаточной, проверяемой. Рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 12.08.2013 составляет: участок 1 -85 900 000 руб, участок 2 - 79 300 000 руб, участок 3 - 141 600 000 руб.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности: является экспертом-оценщиком в оценочной деятельности с 1997 года.
Заключение содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и не имеет противоречий и ошибочных сведений, влияющих на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки.
Представители административного истца и явившегося административного ответчика доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не высказывали, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли, указывают на необходимость установления рыночной стоимости объектов в размере, определенном судебным экспертом.
С учетом изложенного, оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными доказательствами, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление АО "419 авиационный ремонтный завод" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
- кадастровый N.., площадью "... " кв м, расположенного по адресу Санкт-Петербург, "адрес" равную рыночной стоимости в размере 85 900 000 рублей по состоянию на 12.08.2013;
-кадастровый N.., площадью "... " кв м, расположенного по адресу Санкт-Петербург, "адрес", равную рыночной стоимости в размере 79 300 000 рублей по состоянию 12.08.2013;
-кадастровый N.., площадью "... " кв м, расположенного по адресу Санкт-Петербург, "адрес" равную рыночной стоимости в размере 141 600 000 рублей по состоянию на 12.08.2013.
Датой обращения АО "419 авиационный ремонтный завод" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Санкт-Петербургу считать 01.10.2018.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Санкт-Петербургского городского суда.
Судья С.А.Леонтьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.