Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Юдиной М.Д,
с участием представителя административных истцов Менжуренко В.В, представителя Окружной администрации г.Якутска Коба Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административных истцов на решение Якутского городского суда от 01 апреля 2019 года по делу по административному иску Панасенко А.Г, Панасенко Н.И. к Окружной администрации г.Якутска об оспаривании решения, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, пояснения представителей сторон, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Панасенко А.Г. и Н.Н. обратились в суд с административным иском о признании незаконным отказ Департамента градостроительства Окружной администрации г.Якутска в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства. Требования мотивировали тем, что являются собственниками земельного участка с кадастровым N... по адресу:.., площадью 1 455 кв.м. При обращении истцов в Окружную администрацию г.Якутска с заявлением о выдаче разрешения на строительство объектов капитального строительства на указанном земельном участке последовал отказ по причине представления неполного пакета документов, несоответствия предполагаемого к строительству (реконструкции) объекта линиям градостроительного регулирования кварталов 68, 11... и границам земельного участка, несоответствия проектируемого объекта разрешенному использованию земельного участка. Считают отказ незаконным, поскольку ими полный перечень требуемых документов предоставлен, земельный участок с жилыми домами приобретен истцами в 2013г. с видом разрешенного использования: зона развития жилой застройки, ограничения по линии градостроительного зонирования (красные линии) отсутствуют, так как изменения в проект планировки и межевания территории внесены после приобретения земельного участка, также просили выдать разрешение на строительство нежилого здания, а не под магазин. Просили суд признать отказ незаконным и обязать устранить допущенное нарушение прав административных истцов путем обязания выдать разрешение на строительство.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны административные истцы. В апелляционной жалобе просят решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права. Настаивают на правомерности своих требований. Указывают, что являются собственниками земельного участка с 2013г, при этом вид разрешенного использования участка установлен под зону развития жилой застройки, где возможно строительство гаража. Ответчиком суду доказательств о том, что спорный участок частично расположен в границах общего пользования и изъят для муниципальных нужд, не представлено.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно положениям ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Панасенко А.Г. и Н.Н. являются собственниками земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу:.., общей площадью 1 455 кв.м, с разрешенным видом использования: зона развития жилой застройки (Ж-6), что подтверждается выпиской из ЕГРН. Данный участок преобразован из двух земельных участков с кадастровыми номерами N.., приобретенных истцами у Л. на основании договоров купли-продажи земельных участков и жилых домов от 01 июля 2013г. При этом право собственности на новый земельный участок зарегистрировано 23 октября 2017г.
При обращении к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство нежилого здания получен мотивированный отказ от 27 ноября 2018г. ввиду отсутствия полного пакета документов, предусмотренных ч.7 ст.51 ГрК РФ, несоответствия предполагаемого к строительству (реконструкции) объекта линиям градостроительного регулирования кварталов 68, 11 г.Якутска и границам земельного участка, несоответствия проектируемого объекта "магазин" разрешенному виду землепользования.
Из сведений ИСОГД от 27 ноября 2018г. следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальных зонах Ж-2А: для индивидуального жилищного строительства на территории г.Якутска и Т-1: зона улично-дорожной сети, межквартальные пространства. Также установлены ограничения по линии градостроительного регулирования (красные линии).
Согласно акту осмотра здания, сооружения от 26 ноября 2018г, составленного Департаментом градостроительства Окружной администрации г.Якутска, ориентировочная площадь застройки составляет 594 кв.м, согласно карте ГИСИнГЕО объект выходит за пределы земельного участка. Также объект расположен в территориальной зоне Т-1, где строительство объектов капитального строительства не предусмотрено. По проекту межевания территории на данном участке учтена проектируемая зона канализационной сети, участок расположен между красными линиями кварталов 68 и 11. На участке возведено строение, на строительство которого разрешение не выдавалось, в связи с чем оно является самовольной постройкой.
Из акта обследования земельного участка от 10 января 2019г, проведенного Управлением муниципального контроля Окружной администрации г.Якутска, следует, что участок огорожен, освоен, на участке находится капитальный объект, балок и контейнеры. При этом участок площадью 195,41 кв.м, прилегающий к спорному участку, самовольно занят истцами под ограждение и часть двухэтажного капитального объекта.
Согласно ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 ст.51 ГрК РФ определен перечень документов, которые должны быть представлены для выдачи разрешения на строительство.
В силу ч.13 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
По положениям ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Предусмотренное п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п.3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
На основании абзаца 6 ч.4 ст.85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Для каждого земельного участка, объекта капитального строительства, расположенного в границах городского округа, разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам, установленными Правилами землепользования и застройки ГО "г.Якутск" в случаях, когда на земельный участок или объект капитального строительства распространяется требование градостроительного регламента.
Распоряжением Окружной администрации г.Якутска от _______г. N... р утвержден проект внесения изменений в проект планировки и проект межевания территории квартала "68" ГО "г.Якутск".
Распоряжением первого заместителя главы ГО "г.Якутск" от _______г. N... зр утвержден проект планировки территории кварталов N150, 151, 152, улично-дорожной сети и магистральных коммуникаций г.Якутска.
Согласно Правилам землепользования и застройки ГО "г.Якутск", принятого решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N РЯГД-5-9 зона "Т-1" - зона улично-дорожной сети, межквартальные пространства. Основные виды разрешенного использования: автомобильный транспорт и земельные участки (территории) общего пользования. Зона выделена для обеспечения правовых условий использования территории общего пользования.
В соответствии с ч.1 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними баланса.
Как следует из материалов дела, Панасенко А.Г, Н.Н. приобретены земельные участки с жилыми домами: объекты незавершенного строительства площадью 95,4 кв.м. и 154,9 кв.м, которые истцы реконструировали (соединили) в одно нежилое помещение без соответствующего разрешения на строительство и реконструкцию.
В таком случае орган местного самоуправления правильно отказал в выдаче разрешения на строительство нежилого здания, поскольку реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (абзац 6 п.4 ст.85 ЗК РФ). Данный объект недвижимости не соответствует таким требованиям.
Оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства не противоречит требованиям действующего законодательства.
Кроме того, разрешение на строительство должно предшествовать возведению строения. У истцов объект капитального строительства уже возведен без соответствующего разрешения, а потому суд первой инстанции обоснованно обратил внимание на статус такого строения как самовольного.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности отказа органа местного самоуправления и отсутствии нарушений прав и законных интересов истцов является законным и обоснованным.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст.84 КАС РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда не могут повлечь отмену судебного постановления. В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административных истцов, которые обсуждались судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 01 апреля 2019 года по делу по административному иску Панасенко А.Г, Панасенко Н.И. к Окружной администрации г.Якутска об оспаривании решения оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Оконешникова М.М.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.