Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Басаргиной Татьяны Яковлевны к администрации г. Керчи Республики Крым о признании незаконными решения, заинтересованные лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Керченское государственное управление государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Басаргиной Татьяны Яковлевны - Ефимова Артема Леонидовича на решение Керченского городского суда Республики Крым от 01 марта 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения представителей Басаргиной Т.Я. - Штатской В.И. и Ефимова А.Л. поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Басаргина Т.Я. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным постановление администрации г. Керчи от
01 октября 2018 года N-п "Об отмене постановлений от 19 декабря 2017 года N-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, определении категории земель, вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес""; N-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, определении категории земель, вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес""; признать незаконным ответ администрации г..Керчи от 05 октября 2018 года, исх.N Б-82\13-09; Б-83\13-09 по вопросу перераспределения земель, которым отказано в подписании соглашений о перераспределении земель Басаргиной Т.Я.; возложить обязанность на административного ответчика в течении 30 дней со для вступления решения суда в законную силу направить в адрес Басаргиной Т.Я. подписанные проекты соглашений о перераспределении земель в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является собственником земельного участка площадью 1000 кв.м, данный земельный участок 26 июня 2017 года разделен на два земельных участка площадью 500 кв.м. с кадастровыми N и N и им присвоены адреса. Указывает на то, что постановлением администрации г..Керчи от 19 декабря 2017 года N-п, утверждена схема расположения земельного участка Nа по ул. "адрес" в г..Керчи на кадастровом плане территории площадью 737 кв.м, полученного путем перераспределения земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности площадью 237 кв.м. и земельного участка кадастровый N площадью 500 кв.м, находящегося в частной собственности Басаргиной Т.Я. Аналогично, 19 декабря 2017 года администрацией принято постановление N-п, которым утверждена схема расположения земельного участка N по ул. "адрес" в г..Керчи. Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет.
Ссылается на то, что она 22 января 2018 года обратилась в администрацию г..Керчи с заявлением о перераспределении земельных участков, однако только 13 октября 2018 года получены ответы исх. N Б-82/13-09, Б-83/13-09, которыми отказано в подписании соглашений о перераспределении земельных участков, в связи с принятием постановления N-п "Об отмене постановлений от 19 декабря 2017 N-п N-п". Считает, что указанные ответы и постановление администрации от 01 октября 2018 года N-п являются незаконными, нарушающим её права и законные интересы в сфере владения и распоряжения земельными участками.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 01 марта 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Представитель Басаргиной Т.Я. - Ефимов А.Л, не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Керченского городского суда Республики Крым от 01 марта 2019 года и принять по делу новый судебный акт, которым административное исковое заявление Басаргиной Т.Я. удовлетворить. В обоснование жалобы указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным. Указывает на то, что в заключении кадастрового инженера от 27 декабря 2018 года N 29, предоставленного истцом в качестве доказательств по делу, границы земельных участков Басаргиной Т.Я. не выходят за пределы красных линий и находятся в зоне Ж-1 "Малоэтажная жилая застройка". Кроме того, оспариваемые ответы администрации г. Керчи от 05 октября 2018 года исх. N Б-82/13-09 и Б-83/13-09 об отказе в подписании соглашений о перераспределении земельных участков вынесены по истечении девяти месяцев с даты обращения истца в администрацию, в связи с чем являются незаконными и разъяснительного характера нести не могут.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что Басаргина Т.Я. являлась собственником земельного участка N расположенного по "адрес", в "адрес", площадью 1000 кв.м, на основании договора купли-продажи от 10 июня 2013 года.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18 августа 2015 года Басаргина Т.Я. в установленном порядке зарегистрировала право собственности на вышеуказанный земельный участок.
26 июня 2017 года земельный участок был разделён на два земельных участка площадью 500 кв.м, с кадастровыми номерами N и N
Басаргина Т.Я. обратилась с заявлением от 05 сентября 2017 года в администрацию г. Керчи о присвоении адресов земельным участкам площадью 500 кв.м. с кадастровыми номерами N и N.
Постановлением администрации г. Керчи от 02 октября 2017 года N-п, земельному участку с кадастровым номером N присвоен адрес: "адрес".
Постановлением администрации г. Керчи от 02 октября 2017 года N-п, земельному участку с кадастровым номером N присвоен адрес: "адрес"
07 июля 2017 года представитель Басаргиной Т.Я. - Пономарев Д.А. обратился к главе администрации муниципального образования городской округ Керчь РК с заявлениями о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, приложив схемы расположения земельных участков.
Постановлением администрации г. Керчи от 19 декабря 2017 года N-п, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 664 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", полученного путем перераспределения земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности площадью 164 кв.м. и земельного участка кадастровый N, площадью 500 кв.м, находящегося в частной собственности Басаргиной Т.Я.
Постановлением администрации г. Керчи от 19 декабря 2017 года N-п, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 737 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", полученного путем перераспределения земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности площадью 237 кв.м. и земельного участка кадастровый N, площадью 500 кв.м, находящегося в частной собственности Басаргиной Т.Я.
Согласно выписок из ЕГРН указанные земельные участки поставлены на кадастровый учет.
22 января 2018 года Басаргиной Т.Я. в администрацию направлены два заявления о перераспределении земельных участков.
15 февраля 2018 года в адрес Басаргиной Т.Я. направлены ответы с указанием о возможности обратиться в администрацию, соглашения о перераспределении земельных участков подготовлены.
27 апреля 2018 года административным истцом направлены 2 заявления о предоставлении информации.
Администрацией в адрес Басаргиной Т.Я. направлен ответ исх. N Б-980/2 и Б-981/2, в котором сообщено, что ответ уже направлялся 15 февраля 2018 года.
Постановлением администрации г. Керчи от 01 октября 2018 года N 2233/1-п, отменены постановления от 19 декабря 2017 года N-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, определении категории земель, вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"" и N-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, определении категории земель, вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"" (л.д.12).
13 октября 2018 года Басаргиной Т.Я. получен ответ по вопросу перераспределения земель и земельного участка, находящихся в частной собственности исх. N Б-82/13-09, Б-83/13-09, в котором сообщено, что 01 октября 2018 года принято постановление администрации г. Керчи Nп, в связи с чем соглашение о перераспределении земельных участков с Басаргиной Т.Я. не может быть подписано.
Административным истцом оспаривается законность вышеуказанного ответа администрации г. Керчи Республики Крым и постановления администрации г. Керчи от 01 октября 2018 года N-п.
В качестве основания для принятия оспариваемого постановления послужило то, что земельные участки с кадастровыми номерами N, N, фактически использовались Басаргиной Т.Я. как цельный земельный участок общей площадью 1401 кв.м, следовательно, Басаргина Т.Я. намеренно, разделила принадлежащий ей на праве собственности земельный участок, тем самым ввела в заблуждение орган местного самоуправце согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушила требования пп. 3 п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, превысив предельный максимальный размер земельного участка, установленный согласно п. 2 ст. 19 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК. Также указано, что в результате перераспределения произошло нарушение границы "адрес" путём её заужения, образованные земельные участки с кадастровыми номерами N, N выходят за пределы красных линий.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрены ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, законодателем в статье 39.28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3 пункта 1).
Вопросы предоставления земельных участков гражданам на территории Республики Крым регламентированы Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, устанавливаются для индивидуального жилищного строительства в городах и посёлках городского типа - от 0,05 га до 0,08 га.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 образование земельных участков из земельных участков или земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, больше предельного размера допускается, если это не противоречит градостроительной документации, не препятствует размещению объектов государственного или местного значения, не нарушает требований к границам улично-дорожной сети, а площади, превышающей предельный максимальный размер, недостаточно для образования другого земельного участка.
Как следует из материалов дела, Басаргина Т.Я. всего просила перераспределить земли муниципальной собственности в размере 401 кв.м. (237+164).
Площади указанного земельного участка недостаточно для образования другого земельного участка, поскольку она меньше минимального размера, установленного ст. 19 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015.
Таким образом, Басаргина Т.Я. ещё до разделения принадлежащего ей земельного участка площадью 1000 кв.м, имела правовые основания для обращения к административному ответчику с целью перераспределения земельных участков путём присоединения к её участку площадью 1000 кв.м, земельного участка муниципальной собственности площадью 401 кв.м.
При таких обстоятельствах, в действиях Басаргиной Т.Я. отсутствует злоупотребление правом, при разделе ранее принадлежащего ей земельного участка.
Одним из оснований для вынесения оспариваемого постановления послужило то, что испрашиваемые земельные участки выходят за пределы красных линий.
В силу п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Суд апелляционной инстанции неоднократно откладывал судебное заседание с целью предоставления административным ответчиком доказательств того, что испрашиваемые земельные участки выходят за красные линии. При этом суд апелляционной инстанции запрашивал указанные доказательства.
Вместе с тем, административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что испрашиваемый земельный участок заходит за красные линии.
Из пояснений представленных административным ответчиком, на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым красные лини не утверждены, в связи с чем за красную линию принимается линия сложившийся застройки и сложившиеся границы территорий общего пользования.
Административный ответчик, при разрешении вопроса о том, заходят ли испрашиваемые земельные участки за пределы красных линий, должен был выйти на место, и с учётом сложившейся границы дороги, установить указанный факт, однако указанных действий совершено не было.
19 декабря 2018 года Басаргина Т.Я. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, а именно самовольно заняла и использовала земельный участок муниципальной собственности площадью 381,58 кв.м, расположенный в районе земельных участков по адресу: "адрес" (кадастровый N) и "адрес" (кадастровый N), назначен штраф 5000 рублей.
Из пояснений представителей административного истца следует, что фактически Басаргина Т.Я. просит предоставить ей земельный участок, который уже и так находится в её пользовании, указанный земельный участок был огорожен ещё предыдущим собственником.
Из фотоматериалов приложенных административным истцом следует, что огороженная часть земельного участка не выходит за пределы сложившейся границы территории общего пользования.
Из представленной административным ответчиком выкопировки из Генерального плана муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, не усматривается, что испрашиваемые земельные участки выходят за красные линии.
Согласно заключению кадастрового инженера Барабаш А.Ю. от 27 декабря 2018 года N 29, испрашиваемые земельные участки не выходят за пределы красных линий.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств того, что испрашиваемые земельные участки выходят за пределы красных линий, в связи с чем постановление администрации г. Керчи от 01 октября 2018 года N-п, не может быть признано законным и обоснованным.
Учитывая, что отказом в перераспределении земельных участков, выраженном в письме от 05 октября 2018 года, послужило то, что постановлением администрации г. Керчи от 01 октября 2018 года N-п были отменены постановления об утверждении схемы расположения земельного участка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что указанный отказ является незаконным.
Таким образом, решение суда подлежит отмене, на основании п. 2 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований частично.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционную жалобу представителя Басаргиной Татьяны Яковлевны - Ефимова Артема Леонидовича удовлетворить частично.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 01 марта 2019 года отменить и принять по делу новое решение.
Административный иск Басаргиной Татьяны Яковлевны к администрации г. Керчи Республики Крым о признании незаконными решения, удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации г. Керчи от
01 октября 2018 года N-п "Об отмене постановлений от 19 декабря 2017 года N-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, определении категории земель, вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес""; N-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, определении категории земель, вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"".
Признать незаконным отказ администрации г. Керчи в заключении с Басаргиной Т.Я. соглашения о перераспределении земельных участков, выраженный в письме от 05 октября 2018 года, исх.N Б-82\13-09; Б-83\13-09.
Возложить обязанность на администрацию г. Керчи Республики Крым повторно рассмотреть заявление Басаргиной Т.Я. о перераспределении земельных участков.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Мотивированное определение изготовлено 21 июня 2019 года.
Председательствующий: Григорьевская И.В. Дело N 33а-5106/2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
г. Симферополь 20 июня 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г.
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Басаргиной Татьяны Яковлевны к администрации г. Керчи Республики Крым о признании незаконными решения, заинтересованные лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Керченское государственное управление государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя Басаргиной Татьяны Яковлевны - Ефимова Артема Леонидовича на решение Керченского городского суда Республики Крым от 01 марта 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, пояснения представителей Басаргиной Т.Я. - Штатской В.И. и Ефимова А.Л. поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
апелляционную жалобу представителя Басаргиной Татьяны Яковлевны - Ефимова Артема Леонидовича удовлетворить частично.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 01 марта 2019 года отменить и принять по делу новое решение.
Административный иск Басаргиной Татьяны Яковлевны к администрации г. Керчи Республики Крым о признании незаконными решения, удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации г. Керчи от
01 октября 2018 года N-п "Об отмене постановлений от 19 декабря 2017 года N-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, определении категории земель, вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес""; N-п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, определении категории земель, вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"".
Признать незаконным отказ администрации г. Керчи в заключении с Басаргиной Т.Я. соглашения о перераспределении земельных участков, выраженный в письме от 05 октября 2018 года, исх.N Б-82\13-09; Б-83\13-09.
Возложить обязанность на администрацию г. Керчи Республики Крым повторно рассмотреть заявление Басаргиной Т.Я. о перераспределении земельных участков.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Председательствующий: Е.Г. Павловский
Судьи: З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.