Московский городской суд в составе председательствующего судьи Борисовой Н.В.,
при секретаре Кабалоевой Ф.Х,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в судах на стадии предварительного следствия управления по надзору за расследованием особо важных дел Генеральной прокуратуры Российской Федерации Иванниковой Е.П,
обвиняемого Максимова *,
защитника - адвоката Гаджиева М.Н, представившего удостоверение и ордер,
следователя Алтынникова А.И,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу защитника обвиняемого Максимова Н.В.- адвоката Гаджиева М.Н. на постановление Басманного районного суда г. Москвы от 21 марта 2019 года, которым в отношении:
Максимова *** обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. "б" ч. 4 ст. 291 УК РФ,
продлен срок содержания под стражей на 01 месяц 23 суток, а всего до 03 месяцев 22 суток, то есть до 15 мая 2019 года.
Изучив материал, выслушав мнения обвиняемого Максимова Н.В, адвоката Гаджиева М.Н, прокурора Иванниковой Е.П, поддержавших доводы апелляционной жалобы адвоката Гадживева М.Н, мнение следователя Гаджиева М.Н, полагавшего необходимым постановление суда оставить без изменения, суд апелляционной инстанции,
УСТАНОВИЛ:
22 января 2019 года возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч.4 ст. 291 УК РФ, в отношении Максимова Н.В, с которым в одно производство соединено уголовное дело, возбужденное 15 мая 2018 года по ч. 2 ст. 290 УК РФ, в отношении бывшего заместителя руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК РФ по Курской области Гончарова Д.В. и по ч. 2 ст. 291 УК РФ в отношении адвоката Адвокатской палаты Курской области Цибульского И.Н.
23 января 2019 года Максимову Н.В. предъявлено обвинение, предусмотренное п. "б" ч.4 ст. 291 УК РФ.
23 января 2019 года постановлением Басманного районного суда г. Москвы в отношении обвиняемого Максимова Н.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 01 месяц 27 суток, то есть до 22 марта 2019 года.
23 января 2019 года срок предварительного следствия по уголовному делу продлен до 15 мая 2019 года.
На основании ходатайства следователя, согласованного с руководителем следственного органа, 21 марта 2019 года постановлением Басманного районного суда г. Москвы обвиняемому Максимову Н.В. срок содержания под стражей продлен на 01 месяц 23 суток, а всего до 03 месяцев 22 суток, то есть до 15 мая 2019 года.
В апелляционной жалобе защитник Максимова Н.В. - адвокат Гаджиев М.Н, выражая несогласие с постановлением суда, считает его незаконным, необоснованным и вынесенным с нарушением требований УПК РФ. Ссылаясь на положения Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, полагает, что доводы следствия о том, что Максимов Н.В. может скрыться от предварительного следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелям или иным путем воспрепятствовать производству по делу, являются голословными и основываются лишь на предположениях, поскольку Максимов Н.В. на протяжении полутора лет участвовал в следственных действиях, на которые являлся добровольно и не подвергался принудительному приводу. Автор жалобы отмечает, что заграничный паспорт у его подзащитного был изъят следователем. Считает, что у суда имелось достаточно оснований для избрания в отношении Максимова Н.В. иной меры пресечения, не связанной с заключением под стражу. Обращает внимание, что в суде первой инстанции об удовлетворении заявленного следователем ходатайства возражал прокурор, участвующий в судебном заседании. Отмечает, что тяжесть предъявленного обвинения не может являться основанием для продления в отношении его подзащитного меры пресечения в виде заключения под стражу. Полагает, что судом при принятии решения не были в полной мере учтены сведения о личности Максимова Н.В, который имеет постоянное место жительства, ранее не судим, положительно характеризуется, женат. Кроме этого, защитник полагает, что в случае избрания в отношении Максимова Н.В. меры пресечения в виде домашнего ареста, будут достигнуты все цели предварительного следствия. Адвокат Гаджиев М.Н. просит постановление Басманного районного суда г. Москвы от 21 марта 2019 года о продлении срока содержания под стражей Максимова Н.В. отменить, избрать в отношении Максимова Н.В. меру пресечения в виде домашнего ареста.
Проверив представленные материалы, выслушав выступления сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит постановление суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК РФ в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения срок содержания обвиняемого под стражей может быть продлен до шести месяцев судьей районного суда.
Согласно ч. 1 ст. 110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания избрания меры пресечения, предусмотренные ст. ст. 97, 99 УПК РФ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя ходатайство следователя, обоснованно признав его законным, а испрашиваемый срок разумным и достаточным для проведения запланированных следователем действий, продлил срок содержания обвиняемого Максимова Н.В. под стражей, с учетом его обвинения в совершении преступления, относящегося к категории особо тяжких преступлений, и за которое возможно назначение наказания в виде лишения свободы сроком свыше трех лет, данных о личности обвиняемого, его семейного положения, а также учитывая, что находясь на свободе, Максимов Н.В. может скрыться от органов предварительного расследования и суда либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Принимая решение по ходатайству органов следствия, суд строго руководствовался требованиями уголовно-процессуального закона. Выводы суда о необходимости продления в отношении обвиняемого Максимова Н.В. срока содержания под стражей в качестве меры пресечения в постановлении мотивированы.
При этом суд учел, что в судебное заседание было представлено отвечающее требованиям закона ходатайство следователя о продлении срока содержания обвиняемого под стражей, а также необходимые материалы, подтверждающие изложенные в ходатайстве доводы.
Ходатайство составлено уполномоченным на то должностным лицом, в производстве которого находится уголовное дело, в рамках возбужденного уголовного дела, в установленные законом сроки и с согласия соответствующего руководителя следственного органа.
Поэтому суд обоснованно согласился с доводами ходатайства органов следствия о продлении в отношении обвиняемого Максимова Н.В. срока содержания под стражей.
Вопреки доводам автора жалобы, постановление суда является обоснованным и мотивированным, содержит выводы об отсутствии оснований для изменения меры пресечения на более мягкую, решение об этом подробно мотивировано и подтверждается материалами уголовного дела. Суд обоснованно принял во внимание и наличие достаточных данных о причастности Максимова Н.В. к инкриминируемому преступлению, не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Соглашаясь с решением суда о продлении срока содержания обвиняемого Максимова Н.В. под стражей, суд апелляционной инстанции не находит новых оснований, не ставших предметом судебного разбирательства при решении вопроса о продлении меры пресечения, которые могли бы послужить основанием для отмены или изменения ранее избранной меры пресечения, то есть, те обстоятельства, которые послужили основанием для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, в настоящее время не отпали, а объективных данных, с учетом предъявленного обвинения, для изменения меры пресечения на иную, не связанную с содержанием под стражей, не имеется.
Постановление суда первой инстанции основано на фактических обстоятельствах, на основании которых принято решение о продлении срока содержания обвиняемого Максимова Н.В. под стражей, учтены данные о личности, состоянии здоровья, тяжесть инкриминируемого преступления, объемы проведенных и запланированных следственных и иных действий. Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Доказательств того, что по состоянию здоровья Максимов Н.В. не может содержаться под стражей, не имеется, при этом каких-либо данных, указывающих на неэффективность предварительного расследования и волокиту в расследовании уголовного дела, не имеется.
Установленная ст. 109 УПК РФ процедура судом первой инстанции не нарушена.
Разрешение вопроса о доказанности либо недоказанности вины Максимова Н.В, квалификации действий, не подлежат разрешению судом при рассмотрении ходатайства в порядке ст. 109 УПК РФ, поскольку относятся к компетенции суда, который будет рассматривать уголовное дело по существу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит, что судебное решение о продлении срока содержания под стражей обвиняемого Максимова Н.В. принято судом с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не находит каких-либо нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение данного постановления, в том числе, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе защитника Максимова Н.В. - адвоката Гаджиева М.Н, в связи с чем, апелляционная жалоба адвоката Гаджиева М.Н. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Басманного районного суда г. Москвы от 21 марта 2019 года о продлении срока содержания под стражей обвиняемого Максимова *, - оставить без изменения, апелляционную жалобу защитника Максимова Н.В. - адвоката Гаджиева М.Н. - без удовлетворения.
Судья Н.В. Борисова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.