Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Новиковой О.А.,
судей Матлахова А.С, Катковой Г.В,
при секретаре *****,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Новиковой О.А. дело по апелляционной жалобе истца Добынды Д.Н. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Добында ДН к ГУ МВД России по Москве, ГУ Росгвардии по Москве о признании решения жилищной комиссии ГУ МВД России по Москве незаконным, признании решения жилищной комиссии ГУ Росгвардии по Москве незаконным, восстановлении нарушенного права - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец Добында Д.Н. обратился в суд с иском к ГУ Росгвардии по г. Москве, ГУ МВД России по Москве о признании незаконным решения жилищной комиссии ГУ управления Росгвардии по Москве от *****в части переноса даты принятия заявления на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и даты постановки на указанный учет, а также решения Жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве от *****года о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении нарушенных прав.
В обоснование исковых требований истец указал, что он проходил службу в СОБР Главного управления Росгвардии по г..Москве по должности оперуполномоченного по особо важным делам (приказ Росгвардии от ***** г..N ***** л/с), общий стаж службы (выслуга лет) составляет более 15 лет. До момента назначения на указанную должность в войсках национальной гвардии Российской Федерации, истец проходил службу в ГУ МВД России по г..Москве. ***** года истец подал заявление в Жилищную комиссию ГУ МВД России по г..Москве о принятии его и члена семьи (супруги) на учет для получения единовременной социальной выплаты. В установленные сроки заявление от *****года было рассмотрено и вынесено решение о постановке истца на соответствующий учет, которое было утверждено распоряжением ГУ МВД России по г..Москве от ***** года N *****. Вместе с тем, Жилищная комиссия ГУ МВД России по г..Москве вынесла решение об отказе в постановке на соответствующий учет супруги истца по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г..N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". *****года истец был исключен из списка очередников ГУ МВД России по г..Москве (Распоряжение ГУ МВД России по г..Москве от *****г. N *****). *****года в связи с изменением состава семьи (рождение сына *****года) и возникновения права супруги состоять на жилищном учете, истец обратился с соответствующим заявлением на имя начальника Главного управления Росгвардии по г..Москве с просьбой о постановке членов семьи истца (супруги и сына) на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения. В установленные законом сроки Жилищная комиссия Главного управления Росгвардии по г..Москве рассмотрела представленное истцом заявление и необходимые документы и приняла решение, которым постановиласчитать дату постановки на учет *****.
Несмотря на это, в период с 28 на 29 мая 2018 года в процессе осуществления проверки вопросов жилищного обеспечения и жилищного учета сотрудников Главного управления Росгвардии по г..Москве, целевая группа офицеров Департамента строительства Росгвардии с вынесенным Жилищной комиссией Главного управления Росгвардии по г..Москве решением, в части касающейся даты постановки на учет в отношении истца, не согласилась, и указала на необходимость пересмотра указанного решения в соответствии с действующим законодательством. В этой связи *****года на очередном заседании Жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г..Москве был рассмотрен вопрос о пересмотре даты принятия Добында Д.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты, после чего было вынесено решение относительно даты постановки на соответствующий учет - ***** года, а также принятия истца на учет очередников Главного управления Росгвардии по г..Москве на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 3-х человек: истец, его супруга Д***** и сын истца - Д*****, *****года рождения, по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г..N 227 и пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г..N 157. Не согласившись с принятым Жилищной комиссией Главного управления Росгвардии по г..Москве решением в части, касающейся переноса даты постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, истец в установленном порядке обратился к руководству Главного управления Росгвардии по г..Москве (рапорт от *****года) с просьбой проверить законность и обоснованность принятого Жилищной комиссией Главного управления Росгвардии по г..Москве в отношении него решения. На основании поданного истцом рапорта, ***** года состоялось заседание Жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г..Москве.
По результатам рассмотрения рапорта и представленных в учетное дело документов, Жилищная комиссия вынесла новое решение, которым утвердила дату принятия заявления о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты - *****года. Истец полагает, что данные решения не основаны на законе, нарушают его право на получение ЕСВ, и просил суд признать решение Жилищной комиссии ГУ МВД России по г..Москве от *****г. о постановке на учет для получения единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным; признать датой подачи заявления о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения *****года, признать решение Жилищной комиссии ГУ Росгвардии по г..Москве от *****года в части, касающейся переноса даты принятия заявления на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и даты постановки на указанный учет, незаконным, восстановить истца в нарушенных правах, обязав Жилищную комиссию ГУ Росгвардии по г..Москве поставить истца на учет на получение единовременной социальной выплаты *****года.
Истец Добында Д.Н. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Ответчики ГУ Росгвардии по Москве, ГУ МВД России по Москве обеспечили явку в судебное заседание своих представителей, которые возражали против удовлетворения исковых требований по доводам письменных возражений.
Суд постановилуказанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Добында Д.Н, представителя ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Ю*****С.А, представителя ответчика ГУ Росгвардии по г.Москве по доверенности Я*****Н.В, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит частичной отмене, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права ( часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для
дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требования обжалуемое решение суда не соответствует, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, и судом при разрешении дела не применен закон, подлежащий применению.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиками представлена совокупность относимых и допустимых доказательств в опровержение всех изложенных доводов истца.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.
5 апреля 2016 Указом Президента Российской Федерации N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" создана Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, в структуру которой включены специальные подразделения территориальных органов МВД России (СОБР, ОМОН территориальных органов, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России).
Как следует из материалов дела, в настоящее время Добында Д.Н. проходит службу в СОБР Главного управления Росгвардии по г. Москве в должности оперуполномоченного по особо важным делам (приказ Росгвардии от ***** г. N *****), общий стаж службы (выслуга лет) составляет более 15 лет. До момента назначения на указанную должность в войсках национальной гвардии Российской Федерации истец проходил службу в ГУ МВД России по г. Москве.
*****года истец подал заявление в Жилищную комиссию ГУ МВД России по г. Москве о принятии его и члена семьи ? супруги на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Заявление Добынды Д.Н. от *****года было рассмотрено на заседании Жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве (протокол от *****г. N *****) и вынесено решение о постановке истца на соответствующий учет, которое было утверждено распоряжением ГУ МВД России по г. Москве от *****года N *****; в постановке на учет члена семьи истца - супруги истцу было отказано, о чем истец был своевременно уведомлен в установленном законом порядке.
Таким образом, заявление истца о постановке на учет было рассмотрено жилищной комиссией в период, когда Добында Д.Н. уже не является сотрудником ГУ МВД России по г. Москве.
*****года Добында Д.Н. был исключен из списка очередников ГУ МВД России по г. Москве (Распоряжение ГУ МВД России по г. Москве от *****г. N *****)
*****года у Добында Д.Н. родился сын - Д*****
*****года истец обратился с заявлением на имя начальника Главного управления Росгвардии по г. Москве с просьбой о постановке членов семьи истца ? супруги и сына на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения (строительства) жилого помещения, которое было рассмотрено, и протоколом N ***** заседания Жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве *****года определено: "дату постановки на учет считать *****г. - дата распоряжения ГУ МВД России по г. Москве N *****".
По результатам проведенной проверки, *****года на заседании Жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве был рассмотрен вопрос о пересмотре даты принятия Добынды Д.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты, что подтверждается протоколом от *****г. N *****, после чего было вынесено решение относительно даты постановки на соответствующий учет - *****года (Распоряжение Главного управления Росгвардии по г. Москве от *****г. N *****), а также принятия истца на учет очередников Главного управления Росгвардии по г. Москве на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 3-х человек: истец, его супруга Д***** и сын истца - Д*****, ***** года рождения по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227 и пунктом 16 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 157.
С вынесенным решением истец не согласился, обратившись с рапортом от *****к руководству Главного управления Росгвардии по г. Москве с просьбой проверить законность и обоснованность принятого Жилищной комиссией Главного управления Росгвардии по г. Москве решения. На основании поданного истцом рапорта, *****года состоялось заседание Жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве (Протокол N *****).
По результатам рассмотрения рапорта и представленных в учетное дело документов, Жилищная комиссия вынесла новое решение, отменив решение Жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве, утвержденное протоколом от *****года N ***** в части касающейся признания неправомерным решения о принятии истца на учет для получения единовременной социальной выплаты ГУ МВД России по г. Москве (протокол от *****года, утвержденный распоряжением ГУ МВД России по г. Москве от *****года N *****), а также в части касающейся даты принятия заявления о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты - *****года и утвердила дату принятия заявления о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты - *****года.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 Правил, комиссия принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета.
Согласно пункту 15 Правил такое решение принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами органа исполнительной власти.
На основании пункта 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Вместе с тем, согласно пункту 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Согласно пункту 25 Правил уполномоченное подразделение формирует и ведет базу данных о лицах, принятых на учет для получения единовременной выплаты, а также снятых с такого учета, на основании информации, представляемой органами вместе с копиями правовых актов, указанных в пункте 17 настоящих Правил.
Из анализа вышеприведенных законоположений следует, что законодательно дата принятия на учет не определена. Между тем, при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Иное противоречило бы вышеприведенным Правилам, учитывая, что при определении порядка очередности во внимание принимается совокупность двух условий: стажа службы и даты подачи заявления.
Приказом МВД Российской Федерации от 18.03.2003 N 169 утверждена Инструкция о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений.
Согласно данной Инструкции вопросы принятия на учет сотрудников с предоставлением необходимых документов рассматриваются жилищно-бытовыми комиссиями подразделений, оформляются протоколами. Протоколы жилищно-бытовых комиссий рассматриваются на заседании Центральной комиссии, которая принимает сотрудников на учет либо отказывает в принятии их на учет. О принятом решении Центральной жилищно-бытовой комиссии, жилищно-бытовой комиссии подразделений сотрудники уведомляются в письменной форме, об этих решениях жилищно-бытовой комиссии подразделений знакомят соответствующих сотрудников под роспись ( пункты 10, 11, 17).
Пунктом 12 Инструкции предусмотрено, что учет сотрудников ведется исходя из времени принятия на учет по единому списку, а в соответствии с п. 16 Инструкции право состоять на учете сохраняется за сотрудниками до получения жилого помещения.
В п. 18 Инструкции указано, что при переходе сотрудника (работника), состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, из одного подразделения центрального аппарата и подразделения, непосредственно подчиненного МВД России, в другое, жилищно-бытовая комиссия подразделения по прежнему месту службы (работы) передает в недельный срок копию его учетного дела в жилищно-бытовую комиссию подразделения по новому месту службы (работы), которая в такой же срок в письменной форме информирует об этом Хозяйственное управление.
Как следует из материалов дела, первоначально Добында Д.н. с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты обратился по месту своей службы *****, однако при его переводе в ГУ Росгвардии по г. Москве указанное заявление передано не было, и было рассмотрено жилищной комиссией ГУ МВД России по г. Москве, хотя и в установленные правилами сроки (в течение 2-х месяцев), но уже после перевода Добынды Д.Н. в ГУ Росгвардии по г. Москве.
Из материалов дела также следует, что учетное дело Добынды Д.Н. было передано в ГУ Росгвардии по г. Москве только *****года. Об отсутствии у ГУ МВД России по г. Москве полномочий на рассмотрение заявления Добынды Д.Н. после его перевода в ГУ Росгвардии по г. Москве сам Добында Д.Н. не извещался, заявление о постановке на учет в ГУ Росгвардии по г. Москве для рассмотрения на заседании жилищной комиссии не передавалось. Более того, Положение о Центральной жилищной комиссии ГУ Росгвардии по г. Москве было утверждено лишь *****года, то есть после истечения установленного 2-месячного срока на рассмотрение заявлений о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия считает, что поскольку Добында Д.Н. имел право на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения на момент обращения *****, постольку датой постановки истца на учет очередников Главного управления Росгвардии по г. Москве на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения должна являться дата первоначальной подачи им заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что требования истца в части признания решения жилищной комиссии ГУ МВД России по г.Москве от *****года о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, признании даты подачи заявления о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - *****года, признании решения жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г.Москве от *****года в части касающейся переноса даты принятия заявления на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и даты постановки на указанный учет незаконным, подлежат удовлетворению.
Оснований для отмены или изменения решения суда в остальной части у судебной коллегии оснований не имеется, в связи с чем в остальной части решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2018 отменить в части отказа в признании незаконным решения Жилищной комиссии ГУ МВД России по г. Москве (протокол N ***** от *****года), в части отказа в установлении даты принятия на учет, и в части отказа в признании незаконным решения Жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по
г. Москве (протокол N *****от *****года).
Принять по делу в указанной части новое решение.
Признать незаконным решение Жилищной комиссии ГУ МВД России по
г. Москве (протокол N *****от *****года) о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения; признать незаконным решение Жилищной комиссии Главного управления Росгвардии по г. Москве (протокол N ***** от ***** года) в части, касающейся переноса даты принятия заявления на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и даты постановки на указанный учет; считать датой подачи заявления о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения - ***** года.
В остальной части решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.