Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Мызниковой Н.В, Дегтеревой О.В.
при секретаре Завалишиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе А. на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований А. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости - отказать.
установила:
Истец А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости, ссылаясь в обоснование требований на то, что 11.05.2017 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и в период с 11.05.2017 по 20.10.2017г. А. получала на территории РФ пенсию в размере 6655 руб. 28 коп, с 20.10.2017г. по результатам рассмотрения жалобы истца выплата пенсии была прекращена. Решением от 07 февраля 2018г. в назначении пенсии по ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" истцу было отказано из-за отсутствия требуемого стажа.
Истец А. и ее представитель (по доверенности) Б. в суде поддержали исковые требования и просили с учетом уточненных требований в порядке ст.39 ГПК РФ, признать за истцом право на назначение страховой пенсии по старости с 11.05.2017г, обязать ответчика включить в страховой стаж истцу периоды: с 12.09.1977 г. по 16.08.1978 г, с 17.08.1978 г. по 01.01.1979 г, с 02.01.1979 г. по 18.03.1981 г, с 19.03.1981 г. по 06.02.1986 г, с 07.02.1986 г. по 29.06.1990 г, с 30.06.1990 г. по 14.10.1993 г, с 15.10.1993 г. по 12.01.1998 г, с 13.01.1998 г. по 02.03.2006 г, с 03.03.2006 г. по 22.01.2010 г, с 23.01.2010 г. по 06.08.2010 г, с 31.10.2012 г. по 29.05.2013 г, с 30.05.2013 г. по 27.08.2013 г. и назначить пенсию, выплатить задолженность по страховой пенсии по старости, взыскать судебные расходы.
Представители ГУ - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области по доверенности Б, Т. в суд явились, возражали против удовлетворения искового заявления.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить истец А.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности С, подержавшего доводы жалобы, возражения представителя ответчика Н, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно ст. 1 ФЗ "О страховых пенсиях" основания возникновения и порядок реализации права граждан на страховые пенсии устанавливает ФЗ в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
На основании ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 35 ФЗ "О страховых пенсиях" п родолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 ФЗ "О страховых пенсиях", начиная с 01.01.2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 ФЗ "О страховых пенсиях".
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 ФЗ "О страховых пенсиях", - на день установления этой страховой пенсии.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 ФЗ "О страховых пенсиях", за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 555 от 24.07.2002 г, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А, *** года рождения, обратилась 11 мая 2017 года в Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
На основании представленных истцом и компетентными органами Республики Таджикистан документов было сформировано выплатное дело и истцу установлена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", в размере 6 655,28 руб.
С 01.05.2017 г. выплата пенсии истцу на территории Республики Таджикистан прекращена.
Решением N2/86 от 07 февраля 2018 г. о признании за А. права на назначение страховой пенсии по старости и назначении страховой пенсии было отказано, поскольку у истца отсутствует страховой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение в соответствии с ч.1 ст.12 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пенсионный орган не включил в страховой стаж истцу периоды с 01.09.1972 по 14.06.1977 - периоды обучения, с 12.09.1977 по 30.11.1991- периоды службы в органах Прокуратуры Республики Таджикистан, т.к. отсутствует страховой стаж на дату назначения, а также не учитывался период с 01.12.1991 по 31.12.2001г, т.к. служба проходила в органах Прокуратуры на территории Республики Таджикистан.
Разрешая заявленные требования с учетом установленных обстоятельств, оценив представленные доказательства в совокупности, руководствуясь приведенными положениями закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе А. в удовлетворении требований по следующим основаниям.
Как установлено судом, истец являлась получателем пенсии на территории Таджикистан, назначенной по условиям и нормам для работников Прокуратуры Республики Таджикистан, пенсия на общих основаниях ей не назначалась.
Так, пенсионное обеспечение прокуроров, их заместителей, старших помощников и помощников осуществляется на основе специального правового регулирования, закрепляющего условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и членов их семей, то есть в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" ( пункт 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 942).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого федерального закона ( часть 2 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В статье 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11).
В действующем до 1 января 2015 г. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" аналогичные нормы содержались соответственно в статье 11 и в статье 10.
Согласно ст. 4 закона от 20.11.1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российский Федерации", основным условием пенсионного обеспечения иностранных граждан на общих основаниях с гражданами РФ, в том числе в части исчисления трудового стажа, являлось их постоянное проживание в РФ, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из того, что постоянное проживание до 01.01.2002 г. у истца отсутствовало, в спорный период А. не работала в РФ, то соответственно, до указанной даты не могла рассчитывать на пенсионное обеспечение по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства.
Кроме того, период обучения истца в университете с 01.09.1972 г. по 14.06.1977г, в соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 г, засчитывается в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе вооруженных сил СССР, таких доказательств истцом суду представлено не было.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные ФЗ "О страховых пенсиях", применяются правила международного договора РФ (ч. 3 ст. 2 ФЗ-400, п. 2 ст. 1 ФЗ-166), таким образом, правила международных договоров обладают высшей юридической силой, то есть органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, при установлении пенсий должны руководствоваться нормами содержащимися в соответствующем международном договоре.
К таким международным договорам относятся: соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. (регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины); поскольку в соответствии с соглашением от 08.12.1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N2014-1, союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Возможность включения в стаж периодов работы после этой даты может быть урегулирована только законодательными актами РФ либо международным договором (письма и распоряжения к таковым не относятся) - п. 2 ст. 2 ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно п.5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Учитывая, что в спорные периоды истец работала в Прокуратуре Республики Таджикистан, иной трудовой стаж, а также уплата страховых взносов подтверждены справками Управления Агентства Социального Страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан не были, то оснований для обязания ответчика включить в страховой стаж истца указанные в иске периоды и назначении страховой пенсии у суда не имелось, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Решение суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ полностью соответствует требованиям данной нормы, основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.