Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Семченко А.В,
судей Рачиной К.А, Лобовой Л.В,
при секретаре Ильиной Д.М,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Рачиной К.А,
гражданское дело по апелляционной жалобе Казакова И.Н.
на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Казакова И.Н. к Государственному учреждению - Главному управлению ПФР N 7 по г. Москве и Московской области об оспаривании решения N 23 от 18.08.2005 года об отказе в назначении пенсии с уменьшением возраста, отказов от 03.11.2017 года, от 08.02.2018 года в повторном рассмотрении заявления о назначении пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1, признании права на получение пенсии по старости с уменьшением возраста на 10 лет, обязании назначить пенсию с даты обращения 12.08.2005 года - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором с учетом уточненного иска просит о признании незаконным решения N *** от 18 августа 2005 года об отказе назначении пенсии с уменьшением возраста на 10 лет, признании незаконными отказов ответчика на обращения истца, изложенных в ответах от 03 ноября 2017 года, 08 февраля 2018 года в повторном рассмотрении заявления о назначении пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, признании за истцом права на получение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста на 10 лет с учетом того, что на дату обращения истца ему исполнилось ** лет и его общий страховой стаж составляет более 20 лет, обязании ответчика назначить пенсию с даты обращения - 12 августа 2005 года. Исковые требования мотивированы тем, что истец в период с 15 октября 1988 года по 30 августа 1989 года был привлечен к участию в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 30-километровой зоне, а именно работал на объекте "Укрытие". В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" с учетом положений Конституционного суда РФ, данных в Определении от 12 июля 2006 года N 350-О, истец считает отказ ответчика неправомерным, что послужило основанием для обращения в суд с указанным иском.
Истец и его представитель в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования с учетом их уточнений поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, просил в иске отказать по доводам письменного отзыва.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого, по доводам апелляционной жалобы, просит Казаков И.Н, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истец Казаков И.Н. в заседание судебной коллегии не явился, извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п раво на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются Законом РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N 1244-1 от 15 мая 1991 г. пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном ст. 30-37 Закона N 1244-1. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 г. гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
К таким гражданам в частности относятся: граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Казаков И.Н. 12 августа 2005 г. обратился в ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном Пенсионном обеспечении в РФ" с применением ст. 30 Федерального закона от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Истец претендовал на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет. В подтверждении права на досрочное назначение пенсии по старости истцом было представлено удостоверение "Участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988 году".
Решением N ** от 18 августа 2005 года истцу было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с не достижением предусмотренного пенсионным законодательством возраста, при этом ответчиком с учетом представленных документов не установлено наличие оснований для назначения пенсии истцу с учетом снижения возраста на 10 лет.
В материалы дела истцом представлена копия удостоверения от 15 ноября 2006 года "Участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988 г.", справка N ** от 16 марта 2006 года о подтверждении занятости истца на работах в период с 15 октября 1988 года по 30 августа 1989 года по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в составе Межотраслевого научно-технического центра "Укрытие", справка N ** от 16 марта 2006 года о получении истцом в указанный период дозы внешнего гамма-облучения, а также справка N ** от 16 марта 2006 года из которой следует, что истец принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии непосредственно па объекте "Укрытие" ЧАЭС (третья зона опасности) в составе Комплексной экспедиции при ИАЭ им. И.В. Курчатова (КЭ при ИАЭ) в период с 15 октября 1988 года по 30 августа 1989 года, а также копия трудовой книжки.
Так же истцом представлены ответы, данные при обращении о пенсионном обеспечении, а именно от 03 ноября 2017 года и от 08 февраля 2018 года, из которых следует, что оснований для назначения истцу пенсии с уменьшением возраста на 10 лет не имеется.
С 01 января 2005 года истцу была установлена ЕДВ по категории "Участник в ликвидации последствий катастрофы ЧАЭС 1988-1990 г.г." в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и в соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
С 01 июля 2007 года истцу была установлена ЕДВ по категории "Участник в ликвидации последствий катастрофы ЧАЭС 1988-1990 гг." в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 и в соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Согласно письма Государственного комитета РФ по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф от 05 августа 1993 г. N ВС-10-3618, установившего порядок оформления и выдачи удостоверений для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лиц, приравненных к ним, лицам, участвовавшим в 1988 - 1990 г. в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", вместо выданных ранее удостоверений участника ликвидации последствий на ЧАЭС 1988-1990 годах, вдаются новые удостоверения, в которых вписывается 1986 год участия в работах на ЧАЭС и ставится штамп (типографская надпечатка) "Укрытие" (п. 7.3 Порядка).
Указанный документ, подтверждающий право на снижение возраста для назначения пенсии по старости на 10 лет, истцом представлен не был.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат, указав, что назначение пенсии носит заявительный характер, на момент обращения истца к ответчику в соответствии с оспариваемым решением N ** от 18 августа 2005 г. оснований для назначения истцу пенсии со снижением возраста на 10 лет не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он соответствует обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства и отмечает следующее.
На момент обращения истца за назначением пенсии 12 августа 2005 г. ст. 30 закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" действовала в редакции от 29 декабря 2004 г, в соответствии с которой пенсия по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет назначалась гражданам, указанным в п. 3 части первой ст. 13 настоящего закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы).
Определением Конституционного суда РФ от 12 июля 2006 г. N 350-О установлено, что положения данной статьи в системе действующего нормативно-правового регулирования не предполагают лишение граждан, принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие" (при соблюдении других условий), права на назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет.
В связи с чем, после вынесения Определения Конституционного суда РФ от 12 июля 2006 г. N 350-О в Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены соответствующие изменения и действие ст. 30 распространено на граждан, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в 1988-1990 г. на объекте "Укрытие".
При таких обстоятельствах, на момент принятия решения об отказе в назначении пенсии от 18 августа 2005 г, оно являлось законным и обоснованным, так как право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 10 лет у истца отсутствовало и возникло в связи с вынесением Определения Конституционного суда РФ от 12 июля 2006 г. N 350-О.
Назначение пенсии гражданам в соответствии с пенсионным законодательством носит заявительный характер, вместе с тем, согласно журналов письменных и устных обращений граждан с повторным заявлением о назначении пенсии, которое подлежало рассмотрению с учетом определения Конституционного суда Российской Федерации от 12 июля 2006 г. N 350-О, истец в пенсионный орган не обращался, по достижении 20 лет в 2015 году ему была назначена страховая пенсия по старости, необходимое удостоверение участника ликвидации последствий на ЧАЭС со штампом "Укрытие" не предоставил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что соответствующее заявление было подано истцом 12 августа 2005 г. не состоятельны, поскольку на момент подачи указанного заявления право на назначение пенсии с уменьшением на 10 лет у истца отсутствовало, было принято решение от 18 августа 2005 г. об отказе в назначении пенсии, оснований для отмены указанного решения не имеется, так как на момент его вынесения оно являлось законным. Кроме того, удостоверение участника ликвидации последствий на ЧАЭС со штампом "Укрытие", истец ответчику до настоящего времени не представил.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты, позиция истца основана на неправильном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Казакова И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.