Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Демидовой Э.Э.,
судей Морозовой Д.Х, Шубиной И.И,
при секретаре Культюгиной А.Т,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Морозовой Д.Х.
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Филатова А.А. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 11 января 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Филатова Алексея Алексеевича к АО "Банк Русский стандарт" о взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда - отказать,
установила:
Филатов А.А. обратился в суд с иском к АО "Банк Русский стандарт" о взыскании денежных средств, штрафа, компенсации морального вреда.
В обосновании иска указал, что 24 мая 2016 истец заключил с банком договор потребительского кредита N ***** и договор N *****. Потребитель заранее запланировал поезду в США и очередной отпуск в мае-июне 2017 года в связи со своим пятидесятилетним юбилеем, по этой причине и исходя из финансовых возможностей заключил договор с банком с целью участия в программе "British Airways Executive Club" и получения баллов Avios на условиях, что в течение года с даты заключения договора, осуществит расходные операции по карте на сумму 200 000 руб, для получения сертификата Companion Voucher для получения авиабилета для своей супруги и наберет необходимое количество баллов для авиабилета для себя. Все остальные условия договора удовлетворяли потребителя в полном объеме. Ни в одном из пунктов договора не предусмотрено каких-либо изменений условий договора, не установлено, что соглашение сторон об изменении условий или расторжении договора совершается в иной форме, чем сам договор. Потребитель не заключал договор с банком на условиях начисления 1,5 баллов за каждые 30 руб, потраченные по карте с дальнейшим обменом накопленных баллов на авиабилет для себя. В конце марта 2017 года, спустя десять месяцев после заключения договора, потребитель сопоставив свои расходы по карте (сумма составила 212 716 руб. 38 коп.) и количество начисленных 9561 баллов (5000 из которых приветственные), обнаружил, что банк начислил недостаточное количество баллов. По подсчетам потребителя, если за каждые потраченные по карте 30 руб. начисляется 1,5 баллов, то в итоге с момента совершения покупки по март 2017 года должно быть начислено: 5000+10635=15635 баллов.
Потребитель заключал договор с банком на условиях получения сертификата при достижении суммы покупок по карте 200 000 руб. в течение года с моменты открытия карты, а именно до 24 мая 2017. В течение года обслуживания карты потребитель совершил расходные операции на сумму более 200 000 руб, достаточную для реализации своего права на получение одного сертификата. Кроме того, каждая ежемесячная счет-выписка, которую банк направлял потребителю, и которая является неотъемлемой частью договора, подтверждает это право, однако потребитель не получил положенный сертификат. Потребитель, согласно условий договора оплатил 10 000 руб. за обслуживание карты, однако банк производил обслуживание карты не должным образом: расходные операции учитывались не в полном объеме, положенные баллы не начислены.
Основываясь на изложенном, истец просил суд взыскать с ответчика в свою пользу убытки на приобретение авиабилетов в размере 60 190,60 руб, почтовые расходы в размере 242,71 руб, компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб, а также штраф.
Истец Филатов А.А. в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом.
Представитель ответчика АО "Банк Русский Стандарт" по доверенности Васюкова Д.С. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено приведенное выше решение, не согласившись с которым истцом Филатовым А.А. подана апелляционная жалоба.
Проверив материалы дела, выслушав истца Филатова А.А, представителя ответчика АО "Банк Русский стандарт" по доверенности Васюкову Д.С, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 15 Гражданского кодекса РФ, Законом РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Судом установлено и как следует из материалов дела, 24 мая 2016 года Филатов А.А. обратился в АО "Банк Русский Стандарт" с заявлением, согласно которому просил ответчика заключить с ним договор о предоставлении и обслуживании карты.
В рамках указанного договора истец просил ответчика открыть на его имя банковский счет в валюте, указанной в графе "Валюта счета" раздела "Договор о карте" заявления, предоставить ему в пользование платежную (банковскую) карту "British Airways American Express Premium Card" (сокр. BA Amex Premium Card_RUR), указанную в разделе "Договор о карте" заявления.
24 мая 2016 года банк открыл на имя Филатова А.А. банковский счет N*****, тем самым совершив действия по принятию предложения истца о заключении с ним соответствующего договора.
Кроме того, помимо открытия счета банком на имя истца была выпущена банковская карта "British Airways American Express Premium Card".
Таким образом, 24 мая 2016 года между Филатовым А.А. и АО "Банк Русский Стандарт" был заключен договор о карте N *****.
В рамках данного договора, на основании волеизъявления Филатова А.А, выраженного им в заявлении от 24 мая 2016 года, истец был включен Банком в число участников совместной Программы "British Airways Executive Club", реализуемой банком и Компанией British Airways PCL.
Вышеуказанной программой "British Airways Executive Club" предусмотрено начисление баллов Avios, дающих право на получение участником программы вознаграждения от компании British Airways PCL в порядке и на условиях, определенных компанией в программе "British Airways Executive Club", а также возможность предоставления участнику программы сертификата "Companion Voucher".
Порядок начисления баллов Avios, а также основания для выдачи названного выше сертификата определены в Дополнительных условиях по картам "British Airways", с которыми Филатов А.А, как указывалось выше, был ознакомлен при заключении договора о карте.
В соответствии с дополнительными условиями по картам "British Airways" (п. 8.7 Дополнительных условий) утвержденными Приказом N 3134 от 15 декабря 2015 года, в редакции, действующей на момент заключения договора о карте между истцом и ответчиком, в случае совершения участником программы либо держателем дополнительной карты "British Airways" учетной расходной операции, банк в день ее отражения на счете осуществляет расчет баллов Avios в отношении такой учетной расходной операции в соотношении 1,5 балла Avios за каждые 50 (пятьдесят) рублей Российской Федерации, входящих в сумму такой учетной расходной операции, в случае если счет открыт в рублях Российской Федерации, такая учетная расходная операция совершена с использованием карты "American Express Premium", отражена на счете, начиная с 15 декабря 2015 года, и такая учетная расходная операция не является квалифицированной учетной расходной операцией.
Таким образом, при заключении договора о карте от 24 мая 2016 года между Филатовым А.А. и банком было согласовано, что в рамках его участия в программе "British Airways Executive Club" за совершение расходных не квалифицированных операций после 15 декабря 2015 года ему будут начисляться баллы Avios в соотношении 1,5 балла Avios за каждые 50 рублей РФ, входящих в сумму такой учетной расходной операции, а не 30 рублей РФ.
При этом согласно дополнительным условиям к учетной расходной операции не относится и в качестве учетной расходной операции не учитывается банком в том числе, расходная операция, которая при ее совершении либо в дальнейшем была отменена клиентом (п.7.14 Дополнительных условий).
Расчет баллов Avios в отношении учетных расходных операций осуществляется с учетом следующих положений (п. 9 Дополнительных условий): за одну учетную расходную операцию баллы Avios рассчитываются банком единоразово; суммы учетных расходных операций между собой не суммируются; за основу расчета баллов Avios банком принимается сумма учетной расходной операции, отраженной на счете в валюте, в которой открыт счет.
В случае если в результате расчета банком баллов Avios образуется нецелое число, банк округлит полученное нецелое число до целого числа в сторону уменьшения, таким образом, итоговое количество баллов Avios, рассчитанных банком в отношении конкретной учетной расходной операции, образует целое число, которое будет в дальнейшем использоваться банком в рамках программы (в рамках взаимодействия банка с клиентом и компанией) (п. 9.4 Дополнительных условий).
Дополнительно к баллам Avios, рассчитываемым банком в отношении учетных расходных операций, банк учитывает факт отражения на счете первой учетной расходной операции с момента заключения договора о карте.
Вышеуказанный факт учитывается банком с целью начисления компанией в пользу участника программы приветственных баллов Avios в рамках и в соответствии с условиями программы "British Airways Executive Club".
Данный факт учитывается банком путем учета банком 5 000 приветственных баллов Avios в пользу участника программы, которому в рамках договора о карте выпущена в качестве основной карты карта "American Express Premium".
В соответствии с вышеуказанными условиями банком 16 июня 2016 года Филатову А.А. были начислены приветственные баллы Avios в количестве 5 000 баллов.
За период с даты совершения первой расходной учетной операции, т.е. с 24 мая 2016 года по 31 октября 2016 года, исходя из размера учетных расходных операций, в соответствии с представленным расчетом, Филатову А.А. были начислены баллы Avios в общем количестве 2334 баллов.
С 31 октября 2016 года по 30 апреля 2017 года, исходя из размера учетных расходных операций, а также с учетом изменений, внесенных с 31 октября 2016 года в дополнительные условия, согласно которым в случае если счет открыт в рублях и расходная учетная операция совершена клиентом с использованием карты "American Express Premium" расчет баллов производится, исходя из соотношения 1,5 балла Avios за каждые 65 рублей Российской Федерации, входящих в сумму такой учетной расходной операции (п. 8.11 Дополнительных условий, утвержденных Приказом N 1725) Филатову А.А. были начислены баллы в общем размере 3349 баллов, согласно представленному ответчиком расчету.
Таким образом, исходя из вышеприведенных расчетов, за период с 24 мая 2016 года по 30 апреля 2017 года, как участнику программы "British Airways Executive Club" в полном соответствии с условиями договора Филатову А.А. были начислены баллы Avios в общем количестве 10 683 балла (5000+2334+3349=10 683).
Следовательно, банком Компании British Airways PCL за период с 24 мая 2016 года по 30 апреля 2017 года, в соответствии с порядком, изложенным в пп. 14.3, 14.4 Дополнительных условий была передана информация о начисленных Филатову А.А. баллах Avios в общем количестве 10683 балла.
При этом суд счел несостоятельными доводы истца о том, что ему были начислены баллы в размере 15 365, поскольку данный расчет составлен истцом без учета порядка начисления баллов Avios, определенных в дополнительных условиях, а именно, при вычислении баллов истец суммирует суммы учетных расходных операций между собой, что не соответствует условиям программы и дополнению к нему, а также при расчете не принимает во внимание, что часть учетных расходных операций в дальнейшем была им отменена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи друг с другом по правилам ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу о том, что АО "Банк Русский Стандарт" баллы, начисленные по программе "British Airways Executive Club" соответствуют условиям программы и дополнению к ней и оснований для взыскания с ответчика в пользу истца убытков на приобретение авиабилетов в сумме 60 190,60 руб. у суда не имеется, поскольку суд не пришел к выводу о том, что ответчиком были нарушены условия заключенного между сторонами договора.
Также суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении производных исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом нарушены нормы процессуального права, так как не были исследованы документы, представленные истцом в подтверждении своей позиции по делу, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку они не соответствуют действительности, как следует из протокола судебного заседания, на стадии исследования письменных доказательств судом были исследованы имеющиеся в деле доказательства в полном объеме, в том числе, и документы, представленные истцом при рассмотрении дела.
Не могут служить основанием к отмене решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что приложенные к исковому заявлению документы не исследовались судом, так как отсутствуют в материалах дела, поскольку сведений о том, что в период рассмотрения дела в суде первой инстанции истец был ограничен в реализации своих процессуальных прав, в том числе на ознакомление с материалами дела, на заявление ходатайств о приобщении к материалам дела либо об истребовании доказательств, не имеется. При этом, договор потребительского кредита N ***** от 24 мая 2016 года был приобщен к материалам дела представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что при заключении договора ответчиком не доведены до истца полные и достоверные сведения об условиях договора также является несостоятельным, поскольку не подтвержден какими-либо доказательствами. Истец, располагая на стадии заключения договора полной информацией о предложенной услуге, добровольно, в соответствии со своим волеизъявлением, принял на себя все права и обязанности, связанные с подписанием договора, что подтверждается собственноручной подписью Филатова А.А.
Иные доводы апелляционной жалобы истца Филатова А.А. не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права допущено не было, оснований для отмены или изменения оспариваемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 11 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Филатова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.